Организация театрализованной деятельности в условиях вальдорфского детского сада
Автор: Кондакова Елена Николаевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 01.03.2023
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Кондакова, Е. Н. Организация театрализованной деятельности в условиях вальдорфского детского сада / Е. Н. Кондакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8149/ (дата обращения: 19.12.2024).
Вальдорфская педагогика — это способ развития и воспитания детей. Он значительно отличается от традиционных методик. Эта педагогика появилась более 100 лет назад. Основные идеи и направления разработал австрийский мыслитель и педагог Рудольф Штайнер совместно со своей женой и ближайшим советником Марией фон Сиверс.
Я, будучи специалистом в сфере экономики, став мамой, познакомилась с вальдорфской педагогикой.
Меня впечатлили ее ориентиры — воспитатель через наблюдение за индивидуальностью растущего ребенка, организацию пространства и деятельный подход развивает дошкольника как свободную, нравственную и творческую личность в процессе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых в разновозрастном группе.
Изучая глубже литературу по вальдорфской педагогике, у меня сформировалось понимание, что первые семь лет жизни ребенка — это фундамент для его дальнейшего развития. Поэтому на первый план выходит не интеллектуальное (обучение чтению, счету и письму), а психоэмоциональное, творческое и духовное развитие ребенка как важные характеристики гармоничной личности [11]. По мнению В. В. Мальковой: «важным для дошкольной вальдорфской педагогики является раскрытие тех форм и способов жизни, деятельности детей, которые характерны для данного возрастного этапа. И не используются те методы и приемы, которые направлены на раннее интеллектуальное развитие ребенка» [2].
Главное содержание работы в детском саду — освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра (один из видов театрализованной деятельности), в которой сочетаются движения с музыкой, пение, декламация стихов. Кроме того, рассказывание сказки, воспитатель сопровождает игрой на каком-либо музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире [11].
В. В. Малькова перечисляет основные принципы работы с детьми в вальдорфском детском саду:
– создание ритма жизни ребенка в группе;
– комфортная психологическая атмосфера;
– обучение через подражание и пример;
– разнообразные формы игровой деятельности;
– организация пространства для свободной игры;
– использование различных видов трудовой деятельности и искусства [2].
Каждой маме важно, чтобы у ее ребенка развивалось воображение и фантазия, укреплялась вера в собственные силы, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Для этого в вальдорфском детском саду детям предлагаются подчеркнуто простые игрушки в основном из природных материалов.
Предметы, служащие для игры, должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально, в том числе и театрализованных [4].
Т. В. Фишерформулирует задачи театрализованной деятельности в вальдорфском детском саду: «воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности; расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их; развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности; учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре; развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя; воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей» [6].
Сказка — основное средство нравственного воспитания дошкольника. В ежедневном ритме дня детского сада сказка имеет свое определенное место. И рассказывается в течение недели одна и та же. Что дает возможность вжиться в сказочные образы . Используется не только рассказывание, но и постановка сказок воспитателем на столе, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года [9].
В. К. Загвоздкин подчеркивает: «Каждая сказка, поставленная детьми, дает возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т. д., что, в свою очередь, взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви [3]. Автор так же отмечает, что упражнения с элементами театрализации в вальдорфской группе выполняются в многочисленных музыкально-ритмических играх на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе. Благодаря тому, что в музыкально-ритмических играх есть смена настроений, темпа, ритма и др., во время постановки спектакля проявляется готовность шестилетних детей к такой деятельности, дети естественно входят в роль, творчески относятся к ней. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь сохранить ребенку его индивидуальность в спектакле [3]. Особенным является и выбор спектакля. Спектакль подбирается воспитателями исходя из качеств, присущих детям данного выпуска. На сцене должно быть все оправдано: каждый поступок, каждый взгляд. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет [6].
О. В. Черкасова, вальдорфский педагог, рекомендует работу маленьких актеров над ролью строить следующим образом:
– знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные, какие герои, их внешность, взаимоотношения);
– распределение ролей; непосредственно работа над ролью: работа над текстом [7].
Э. М. Грюнелиус обращает внимание на то, что: «дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь. Нередко, в детских сказках отражается душевное состояние ребенка, что помогает воспитателям понять причины его поведения, личностные проявления. Дети «проигрывают» семейные конфликты, обиды, это является для них своеобразной терапией» [8].
Таким образом, специфика развития театрализованной деятельности в условиях вальдорфского детского сада заключается в ее организации и месте в ритме дня. Ю. Н. Тарасова отмечает, что: «Одним из важнейших способов реализации вальдорфской образовательной системы является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие компоненты, как ежедневное рассказывание и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года» [9].
Сегодня уже целый ряд направлений психотерапии, пытаются помочь людям заново научиться выражать то, что они чувствуют и думают собственным телом, и адекватно выражать это языком тела. Как выяснилось, очень многие люди страдают от того невыносимого напряжения, которое возникает между тем, что они ощущают и тем, что они выражают внешне.
Для современных взрослых пользоваться невербальным языком становится все сложнее, способность к эмпатии и адекватному выражению чувств и эмоций резко снижена [1].
Многих проблем и нарушений в общении, психике, эмоциональном фоне можно избежать, обучая людей еще в дошкольном возрасте здоровому невербальному общению, адекватной эмпатии.
Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия [1].
Театрализованная деятельность способствует не вербальному воспитанию. Здесь учатся выразительно двигаться и говорить только то, что необходимо сказать в данный момент. Дети, участвуя в маленьких сценках, пантомимах, спектаклях учатся не вербально изображать мысли, чувства, законы и запреты, повседневные проблемы и обмениваться между собой соответствующим опытом [1].
Литература:
- Глеклер М. Беседы с родителями/ М. Глеклер. / Высота, 2015. — 128 с.
- Малькова, В. В. Вальдорфская педагогика (методика) или методика Рудольфа Штайнера. http://logomag.ru/blog/metoiki.
- Загвоздкин, В. К. Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики // Человек.-1998 — № 1. — С. 17–39.
- Яффке, Ф. Творческое формирование образов для детей: Рабочий материал из вальдорфского детского сада / Ф. Яффке.- М., 2012.
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. — М.: Сфера, 2006. — 128 с.
- Фишер Т. В. Театрализованная деятельность дошкольников как стимул развития их творческого воображения в условиях вальдорфской группы детского сада [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://refdb.ru/look/2930152-p3.html
- Черкасова О. В. Школа Рудольва Штейнера: История развития и становления вальдорфской педагогике. Самара: Б. 1996–126 с.
- Грюнелиус, Э. М. Вальдорфский детский сад / Э. М. Грюнелиус. — М., 2000.- 115 с.
- Тарасова Ю. Н. Театрализованная деятельность в вальдорфской группе. / Ю. Н. Тарасова. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nspОrtal.ru. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/01/teatralizovannaya-deyatelnost-v-valdorfskoy-gruppe???history=10&pfid=1&sample=0&ref=0
- Батманова, О. А. Идеи Рудольфа Штейнера о познании человека. Вальдорфский детский сад / О. А. Батманова. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт].—URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznОe/2019/01/01/teatralizovannaya-deyatelnost-v-valdorfskoy-gruppe???history=10&pfid=1&sample=0&ref=
- Театрализованная деятельность дошкольников как стимул развития их творческого воображения в условиях вальдорфской группы детского сада. — Текст: электронный // pandia.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/idei-rudolfa-shteynera-o-poznanii-сheloveka-valdorfskiy-detskiy-sad-2221497.html