Математические игры — эффективный способ закрепления и повторения программного материала
Авторы: Белая Раиса Юрьевна, Терехова Наталия Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.
Дата публикации: 02.03.2023
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Белая, Р. Ю. Математические игры — эффективный способ закрепления и повторения программного материала / Р. Ю. Белая, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8153/ (дата обращения: 20.12.2024).
Ключевые слова: обучающийся, педагог, житель страны математики, ход игры, волшебная страна, дошкольный возраст, занятие, игра.
Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте особое внимание необходимо уделять занятиям по формированию элементарных математических представлений. Для того чтобы занятия приносили ожидаемый эффект, их необходимо правильно организовать: новые знания должны преподноситься детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать, а для прочного усвоения знаний необходимо неоднократное повторение однотипных упражнений. Однообразные действия и малопривлекательная деятельность быстро утомляют обучающихся дошкольного возраста, поэтому их обучение основам математики немыслимо без использования элементов игры.
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности игра выступает как интегрирующая основа решения многих задач: закрепление пройденного материала; стимулирование обучающихся к более активной работе на занятии; избавление детей от скованности; повышение их внимания и улучшение восприятия; организация образовательного процесса в более увлекательной, интересной и веселой форме; усиление мотивации к обучению.
Использование математических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. В процессе игровой деятельности дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Выполнение однотипных упражнений, направленных на закрепление материала, уже не утомляет, а увлекает, когда упражнения включены в разные игры, а педагог использует разные приемы работы. Даже самые пассивные из обучающихся включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В качестве примера занятия по формированию элементарных математических представлений, ориентированного на повторение и закрепление программного материала в форме математических игр, представляем вашему вниманию краткий конспект занятия с обучающими 6–7 лет на тему «Новогодние приключения в волшебной стране математики».
Цель занятия — повторение и закрепление материала: геометрические понятия, количество и счет, конструирование и моделирование.
Задачи занятия:
— образовательные: продолжать формировать умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно задания и упражнения; продолжать формировать навыки вычислительной деятельности; закрепление умения ориентироваться на листе бумаги по клеткам (вправо-влево, вверх-вниз);
— развивающие: развивать способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке; развивать умение выбирать блоки Дьенеша по заданным свойствам; развивать навык прямого и обратного счета; развивать умение узнавать на ощупь геометрические фигуры;
— воспитательные: формировать интерес к математическим играм; развивать навыки самоконтроля; формировать представления о семейных традициях, бережном отношение к ним; воспитывать дисциплинированность, сосредоточенность, аккуратность; воспитывать культуру общения, поведения, правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Материалы и оборудование: столы, стулья, математический куб, наборы блоков Дьенеша по количеству детей, бланки с заданиями на каждого обучающегося, сундучок, музыкальная игрушка — елочка, мешочек с геометрическими фигурами (новогодние игрушки), видеоролик к занятию.
Наглядный и раздаточный материал к занятию размещен в облачном хранилище, ознакомиться с ним можно отсканировав QR-код (рис.1).
Рис. 1. Наглядный и раздаточный материал к занятию.
Ход занятия
- Этап занятия — организационный.
Психологический настрой обучающихся на организованную образовательную деятельность проводится на каждом занятии для создания благоприятной рабочей обстановки путем совместного проговаривания педагогом и обучающимися стихотворения.
Педагог, звоня в колокольчик, и обучающиеся: «Колокольчик наш весёлый вновь звенит и вновь поёт, на занятие зовёт!».
- Этап занятия — проверочный.
Педагог:
— Ребята, готовы к работе? Предлагаю вам интеллектуальную разминку — сыграем в волшебный куб?
Игра «Волшебный куб».
Цель игры — настроить обучающихся на продуктивную работу на занятии, повторить материал, который будет необходим им для выполнения дальнейших заданий.
Ход игры. Педагог бросает обучающимся куб и задает вопросы. Примерный перечень вопросов: посчитай от 5 до 13; назови соседей числа 11; назови четные числа; напомни, какие числа мы называем четными и т. п.
Педагог:
— Ребята, какое сейчас время года? А как называется первый месяц зимы? По каким признакам мы узнаем, что наступила зима? А какие зимние праздники вы знаете? (Ответы обучающихся). Правильно, один из самых любимых праздников детей и взрослых — Новый год. Новый год — волшебный праздник, на Новый год всегда происходят чудеса. Ребята, жители волшебной страны математики: числа, цифры, математические знаки, геометрические фигуры, тела, линии, углы тоже готовятся к Новому году (рис.2). Они записали для нас видеообращение, давайте посмотрим его.
Рис. 2. Жители волшебной страны математики.
- Этап занятия — подготовительный.
На видео жители страны математики обращаются к обучающимся с просьбой помочь им отыскать новогодние игрушки для украшения главной елки страны, которые украли Метель и Вьюга.
Педагог:
— Ребята, вы согласны помочь жителям волшебной страны математики? (Ответы обучающихся). Хорошо, начинаем наш путь. Елочные игрушки Метель и Вьюга утащили в свой замок. И первое, что нам нужно сделать — попасть в их замок. Но все не так просто, ведь замок заколдован. Нам нужно расколдовать его: сделать видимым и объемным. Замок состоит из цветных кусочков льда, которые имеют разную геометрическую форму. Жители волшебной страны прислали нам карточки-подсказки, чтобы мы могли сложить замок из объемных блоков. При помощи шифра, нужно найти необходимый блок, а решив пример, нужно найти место блока на изображении замка Метели и Вьюги, расположенном на столе.
- Этап занятия — обобщение и систематизация знаний.
Игра «Мозаика цифр».
Цель игры — развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке; развитие умения выбирать блоки Дьенеша по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности.
Ход игры. На карточках зашифрована информация о форме, цвете, размере и толщине фигуры. Обучающиеся расшифровывают информацию и на ее основе, выбирают из набора блоков Дьенеша один блок, который символизирует льдинку из замка Метели и Вьюги, определяет ее место на плоскостном изображении замка. Совместно детьми выстраивается объемная модель замка.
Педагог:
— Молодцы! Вы самые настоящие волшебники. При помощи своих знаний вы расколдовали замок. Скорее зайдем в него и посмотрим, что ждет наш дальше.
Просмотр следующего фрагмента видео, на котором жители страны математики сообщают обучающимся о том, что в замке Метели и Вьюги елочные игрушки спрятаны в сундучке, который нужно отыскать, проложив путь по карте.
Игра «Поиск сундучка».
Цель игры — закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам и знание пространственных отношений: вправо-влево, вверх-вниз.
Ход игры. Педагог раздает обучающимся карты. При помощи красного карандаша под диктовку педагога, обучающиеся прокладывают путь от красной точки до сундучка.
Педагог:
— Готовы? Отправляемся на поиски сундучка с новогодними игрушками. Начинаем путь, от красной точки: 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх.
Просмотр фрагмента видео, самопроверка.
Педагог:
— Молодцы! Вы отлично справились! Вот наш сундучок! Только он не открывается. Посмотрите, какой замок на нем — кодовый. Значит, нам нужно подобрать код. Жители волшебной страны, конечно, помогут нам подобрать код к замку.
Просмотр следующего фрагмента видео, на котором жители страны математики дают обучающимся следующую подсказку.
Игра «Запиши код замка».
Цель — закрепить навык прямого и обратного счета, закрепить умение графически правильно записывать цифры, повторить и закрепить четные числа.
Ход игры. Обучающимся нужно выполнить три задания: записать числа от 1 до 7, записать числа от 12 до 8, записать четные числа от 2 до 12.
Ответы нужно построчно внести в бланк. Особенность бланка — глянцевое покрытие, с которого маркер легко стирается, поэтому допущенные ошибки можно легко исправить.
- Этап занятия — контрольный.
Обучающиеся выполняют задание. Правильный ответ выводится на экран построчно для самопроверки обучающихся.
Педагог:
— Ребята, еще раз проверьте: правильно ли вы записали код, если есть ошибки, исправьте их. Какие же вы молодцы! Вы отлично справились! Я набираю на сундучке код. Ура! Сундучок открылся. А в сундучке мешочек с новогодними елочными игрушками. Игрушки здесь непростые, ведь они из волшебной страны математики. Они имеют форму геометрических фигур. Сможете отгадать их на ощупь?
Игра «Отгадай геометрическую фигуру на ощупь».
Цель игры — повторить и закрепить знания о геометрических фигурах.
Ход игры. Обучающиеся на ощупь отгадывают геометрическую фигуру в мешочке, достают ее и украшают ёлочку.
Педагог:
— Ребята, посмотрите, какая нарядная и красивая стала ёлочка! Жители волшебной страны благодарят вас за помощь.
Просмотр последнего фрагмента видео, на котором жители страны математики благодарят обучающихся за помощь и сообщают им, что в знак благодарности с удовольствием поделятся с ребятами частичкой новогоднего волшебства — оживят новогоднюю елочку, которую дети так красиво украсили геометрическими фигурами, чтобы она зажглась новогодними огнями и потанцевала. Педагог включает музыкальную игрушку елочку. Обучающие по желанию подтанцовывают в такт музыке.
- Этап занятия — итоговый.
Педагог восстанавливает в памяти обучающимся то, что они делали на занятии, создает ситуацию успеха:
— Ребята, какое у вас настроение? Вам понравилось? Что сегодня было для вас сложным? Что вам понравился больше всего?
Педагог хвалит детей и говорит, что они смогли помочь жителям волшебной страны, потому что хорошо и много занимались на занятиях и дома.
Ключевые слова
игра, педагог, дошкольный возраст, занятие, обучающийся, ход игры, житель страны математики, волшебная странаПохожие статьи
Дидактические игры для развития воображения на уроках математики
В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...
Использование игр при обучении иностранному языку
В статье рассматривается игра на занятиях по изучению иностранного языка, описываются функции игровой деятельности, а также классификации игр. Приводятся примеры игр на уроке английского языка.
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет
В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отно...
Похожие статьи
Дидактические игры для развития воображения на уроках математики
В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...
Использование игр при обучении иностранному языку
В статье рассматривается игра на занятиях по изучению иностранного языка, описываются функции игровой деятельности, а также классификации игр. Приводятся примеры игр на уроке английского языка.
Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Дидактическая игра «Гном Всезнамус и Кузьма — наши лучшие друзья»
В статье автор описывает свой личный опыт практической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Дидактическая игра «Попробуй повтори!» для детей логопедической группы с ТНР с 5 до 7 лет
В данной статье предложены различные варианты дидактической игры «Попробуй повтори», основной целью которой является активизация словарного запаса детей с общим недоразвитием речи через подбор и проговаривание слов, обозначающих пространственные отно...