Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ
Автор: Ирошникова Елена Геннадьевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 11.03.2023
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Ирошникова, Е. Г. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ / Е. Г. Ирошникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8161/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольник, эмоциональный интеллект, взрослый, взаимодействие ДОУ с семьями.
Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно. Но с каждым годом ей уделяется все больше внимания со стороны психологов и педагогов.
Первоначально эмоции и интеллект рассматривались, как отдельные явления, однако осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость.
Когнитивный интеллект и эмоции находятся в постоянном взаимодействии. Связь интеллекта и эмоций определяет результативность деятельности человека в различных сферах его жизни. Знание и понимание эмоций, способность определять, осознавать их, управлять ими является значимым навыком в жизни человека.
В отечественной педагогике изучением развития эмоционального интеллекта занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский писал: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни» ... [2].
К. Д. Ушинский также отмечал важность формирования эмоционального интеллекта. По его словам, общество, которое думает только об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.
Э. Д. Гиниятуллина считает, что к эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, оценивания и выражения их, умение применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельности, умение регулировать эмоции [3].
Е. Ю. Пономарева, пишет, что эмоциональный интеллект выступает параллельной формой рационального познания, то есть когнитивного интеллекта. С помощью эмоций индивид получает информацию, относящуюся к невербальному каналу общения. Невербальный канал, в свою очередь, несет более половины информации о собеседнике, особенностях ситуации общения и состоянии самого субъекта [5].
В научных исследованиях описывают следующую структуру эмоционального интеллекта:
— коммуникативный уровень включает в себя такое явление, как интерактивность эмоций, которое выражается в умении проявлять свои чувства в процессе взаимодействия, в режиме беседы или диалога.
— гностический уровень выражается в познаваемости своих эмоций, в умении их осознать, понять и принять.
— эвристический уровень. Человеку важно получать и ощущать новые для него эмоции, которые будут являться двигателем действий и принятия решений.
В качестве основы эмоционального интеллекта психолог П. Саловей выделяет пять составляющих [4]:
— знать свои эмоции;
— управлять эмоциями;
— мотивировать самого себя;
— распознавать чувства других людей;
— поддерживать взаимоотношения.
Эмоциональный интеллект может выполнять следующие функции в деятельности человека:
- Постановка целей, планирование деятельности по ее реализации, достижение целей, контроль.
- Выполнение роли самомотивации к осуществлению деятельности.
Эмоции — это основное звено в жизни ребенка-дошкольника. В содержании ФГОС ДО отражается важность развития эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания дошкольников. Эмоции для дошкольника являются основой адаптации и социализации в обществе, так как для полноценной жизни человеку важно понимать чувства другого — взрослого или ребенка — проявляя эмпатию.
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников связано с психофизиологическими процессами, протекающими в этот период.
Ребенок-дошкольник, как личность, находится в постоянном процессе развития, становления, созревания. К трем годам ребенок уже имеет достаточное знание о себе. Он осознает себя в пространстве, понимает гендерную принадлежность, стремится к признанию окружающих его людей — взрослых и сверстников. У дошкольника формируется чувство собственного достоинства, а также интерес и осознание собственных достижений.
Активность ребенка в этот период способствует быстрому росту и физическому развитию. Дети дошкольного возраста неутомимы. Однако им необходима частая смена деятельности, так как внимание не концентрировано, а память направлена не на запоминание, а на узнавание.
Стремительно развивается и речевая сфера ребенка. Ребенок быстро запоминает новые слова, четверостишия. С взрослением слова ребенка складываются в логические словесные цепочки, с помощью которых он выражает потребности.
Особенную роль играет становление эмоциональной сферы. Дошкольники подвержены перепадам настроения. Дети предпочитают общество сверстников, так как общение с ними более эмоциональное. Эмоции помогают ребенку воспринимать действительность, реагировать на нее, выражать реакции на свои действия и действия других.
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень значимо. Успешность развития эмоционального интеллекта зависит от участия и включенности в этот процесс взрослого. Особая важность участия взрослого в развитии эмоционального интеллекта состоит в том, что ребенок способен интуитивно усваивать определенные знания и приемы овладения эмоциями в ходе общения. Взрослый демонстрирует модели поведения, предъявляет требования, а также выполняет их, оценивает поступки.
Ю. В. Братчикова в своей статье пишет, что дети воспринимают взрослого как образец поведения, общения, выражения и контроля эмоциональных состояний [1].
Общение ребенка со взрослым является условием для его психического и личностного становления. Для дошкольника взрослый — носитель знаний, опыта, эксперт в освоении окружающей действительности.
Для детей «образцовыми» взрослыми могут являться и родители, и педагоги в ДОУ. Важно уметь выстроить взаимосвязь воспитатель-ребенок-родитель, так как при такой взаимосвязи дошкольник наилучшим образом способен усвоить социальный опыт.
Взаимосвязь воспитатель-ребенок-родитель может реализовываться через различные события, организованные в ДОУ. Это могут быть игры на понимание своих эмоций для взрослых и детей, организованные воспитателями, которые будут выступать в роли медиатора; выставки рисунков, плакатов, медиафайлов, отражающих тематику эмоций; организация совместных мероприятий, направленных на усиление эмоциональных связей между ребенком и родителем; привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды ДОУ с целью развития эмоционального интеллекта детей — появление уголка уединения, стены эмоций, шкалы настроения.
Также важной составляющей развития эмоционального интеллекта дошкольника является индивидуальная или групповая работа педагогического состава дошкольной образовательной организации с родителями. Такая работа может быть реализована через тренинги, тьюториалы, игры.
Таким образом, формирование и развитие эмоционального интеллекта необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольникам важно понимать те эмоции и чувства, которые они переживают, так как это способствует их личностному развитию, а также активной социализации в обществе. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника очень велика. Именно взрослый способен создать такие условия, при которых ребенок сможет понимать и принимать свое состояние, обозначать свои чувства, переживать их.
Литература:
- Братчикова, Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с родителями / Ю. В. Братчикова, Н. С. Волошина. — Педагогическое образование в России. — 2019. — № 7.
- Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М. — 1982.
- Гиниятуллина, Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э. Д. Гиниятуллина. — Universum: психология и образование. — 2019. — № 2 (56).
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем / Д. Гоулман. — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 2021. — 541 с.
- Пономарёва, Е. Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта / Е. Ю. Пономарёва. — Гуманитарные науки. — 2019. — № 3 (47).
Похожие статьи
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте
В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.
К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания
В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников
Похожие статьи
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте
В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.
К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания
В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания
В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников