Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Дюканова, О. В. Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе / О. В. Дюканова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8180/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова:логопедическая работа, программное обеспечение, ребенок, наглядный материал.

Области применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе обширны и разнообразны. Применение компьютерных технологий, с одной стороны, позволяет осуществлять индивидуальный специфический подход к формированию занятий с каждым ребенком, а, с другой стороны, открывает широкие возможности для повышения качества образовательного процесса и побуждения интереса ребенка к занятиям.

Известно, что «предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетание приемов работы, позволяющих избежать его переутомления» [1; с.98]. Все это успешнее достигается в ходе игровой деятельности ребенка. Компьютерные герои являются очень сильным стимулом к познавательной активности детей и помогают разнообразить логопедические занятия, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес. Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, а также «компьютерная деятельность может иметь положительный психотерапевтический и развивающий аффект, помогая ребенку получить новые знания и положительные эмоции через хорошо продуманные игровые сюжеты, созданные с учетом возрастных и физиологических особенностей дошкольника.

Можно выделить несколько областей применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе.

  1. Мессенджеры. Компьютерные программы, предназначенные для удаленного общения (такие, как Skype, Viber, WhatsApp, FaceTime) я использую в логопедической работе с детьми, которые по каким-то причинам (временно или постоянно) не могут самостоятельно посещать учителя-логопеда. С использованием таких программ можно проводить занятия с детьми, пребывающими на дистанционном обучении.
  2. Мультимедийные программные средства. Специальные программы, позволяющие создавать, редактировать и воспроизводить мультимедийные данные, к ним относят графические редакторы (Photo Scape, Paint, Corel Drow), программы для создания и воспроизведения презентаций (Microsoft Power Point), музыкальные и видео проигрыватели (Widows Media). Такие программы могут быть полезны при подготовке наглядного материала к проведению обследования речи, занятий по развитию и коррекции речи. Графические редакторы позволяют создавать авторский наглядный материал, необходимый для работы с конкретным ребенком. Программа для создания презентаций позволяет полностью организовать как индивидуальное, так и групповое занятие. В логопедической работе компьютерные презентации можно использовать на различных этапах коррекционной деятельности: развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; нормализации просодических характеристик речи; дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв; развития фонематического восприятия; развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза; усвоения лексических тем; развития навыков словообразования и словоизменения; развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

К преимуществам логопедических занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point можно отнести следующие: дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным, дети получают одобрение не только от учителя-логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций существенно повышает мотивацию детей к занятию и, следовательно, сокращает время на преодоление речевых нарушений.

  1. Специальные обучающие компьютерные программы я представляю в виде организованных заданий и уроков или в видео интерактивной игры, где ребенку для прохождения определенного уровня предлагается правильно выполнить те или иные задания. Программы могут быть использованы как педагогом на занятиях, так и родителями при домашнем обучении. Чаще такие программы предназначены для коррекции звукопроизношений и развития лексико-грамматической стороны речи у детей с несложными нарушениями. К таким программам относятся, например:

– Методика «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» разработана ООО «Студия «ВиЭль» совместно с В. М. Акименко, автором диагностической методики «Логопедическое обследование детей 4–8 лет» и предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей организаций дошкольного образования. Методика предназначена для проведения логопедической работы со следующими видами речевых нарушений: общее недоразвитие речи (ОНР) I, II, III уровней речевого развития (1–3 уровень)*, нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) (4 уровень), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) (4 уровень), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) (5 уровень).

– компьютерная логопедическая коррекционная программа « Игры для Тигры », которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях;

– программно-методический комплекс « Развитие речи. Учимся говорить правильно », который может использоваться в качестве развивающего пособия при обучении правильному произношению звуков русского языка, развитию связной речи. Разделы программы (неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи) ярко и красочно

  1. Интерактивные речевые карты.

Предназначены для быстрого и удобного проведения логопедической диагностики:

Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей».

Программное обеспечение предоставляет возможность автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей по авторской методике В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Методика обследования направлена на выявление уровня речевого недоразвития с целью определения ребёнка в логопедическую группу и для фиксации результатов коррекционной работы. Методика позволяет в рамках психолого-педагогической классификации обосновать следующие заключения: НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I- IV уровни), подбор заданий и анализ результатов обследования дают возможность специалисту составить схему индивидуальной коррекционной работы в рамках клинико-педагогической классификации.

Программное обеспечение предназначено для фиксации, сохранения и анализа полученных данных, формирования протокола обследования, выявления индивидуальной динамики речевого развития и создания групповых протоколов по результатам обследования групп детей. Кроме того, по результатам проведенного обследования производится автоматизированное заполнение речевой карты ребёнка;

Программное обеспечение «Мониторинг речевого развития детей 2–7 лет ».

Комплекс разработан для учителей-логопедов как современный эффективный инструмент для мониторинга; представлен взаимосвязанными блоками:

– «Профили» — позволяет вносить общие сведения о воспитанниках и формировать групповые списки.

– «Показатели» — содержит структурированный по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.

– «Результаты» — позволяет автоматически формировать речевые карты, групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования тех или иных приемов и средств педагогического воздействия. Разработчики программы — С. П. Олейников, Г. Г. Телюкова © Содержание — Л. В. Кашина

– карты, представленные на логопедических порталах (например, портал «Мерсибо»). Речевые карты, предлагаемые порталом «Мерсибо», можно заполнять на сайте, используя к ним доступ через свой личный кабинет, или приобрести на флэшдиске. Различие двух вариантов карты состоит в том, что карта, предлагаемая на флэшдиске, предназначена для экспресс-обследования, она имеет меньшее количество пунктов и в нее включено ограниченное число интерактивных игр и заданий, по сравнению с on-line-картой. К каждому пункту речевой карты прикреплены интерактивные игры и наглядный материал, которые помогают проводить обследование. В начале работы с картой возможно указать возраст ребенка и автоматически происходит сортирование заданий по возрастному признаку. В процессе обследования ребенка есть возможность записать аудиофайл. После заполнения речевой карты она сохраняется в личном кабинете или на флэшдиск, ее можно дополнять и изменять, можно проводить контрольные обследования после проведения коррекционной работы, а также вывести на печать.

  1. Логопедические порталы. Внастоящее время существует множество логопедических порталов или сайтов. Такие порталы отличаются разнообразием подобранного материала и функциональными возможностями. На одних сайтах приводятся различные методики коррекции и обучения, видеоролики с уроками и демонстрацией правильной постановки звуков, наглядный материал для занятий в виде презентаций, наборов изображений, сборников стихов, частушек, поговорок, чистоговорок, артикуляционной и пальчиковой гимнастики и т. п. Другие порталы позволяют в своем личном онлайн кабинете из предложенного набора материалов, игр и заданий конструировать занятия, вести онлайн дневники и документацию. Практически на каждом сайте организовано общение с другими пользователями в виде форумов, организуются курсы повышения квалификации и мастер-классы с использованием вебинаров.

Средства для удаленного общения, графические редакторы, программы для создания презентаций, музыкальные и видео проигрыватели предназначены для облегчения работы специалисту. Возможно, также их использование в виде пятиминутного общения ребенка с компьютерным героем и его желание посещать такое занятие возрастет в разы!

Современная реальность такова, что информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, вставая в один ряд с традиционными — материальными и энергетическими. Активное развитие информационных технологий позволяет создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации. Что позволяет использовать их среди прочего и для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Эффект использования специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих, диагностических и развивающих) в первую очередь зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Похожие статьи

Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики

Развивающий потенциал образовательной робототехники

В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Внедрение веб-технологий в работу современного учителя-логопеда

В статье автор описывает способы внедрения веб-технологий в процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушениями речи.

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Мобильная педагогика для обучения иностранным языкам

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики

Развивающий потенциал образовательной робототехники

В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Внедрение веб-технологий в работу современного учителя-логопеда

В статье автор описывает способы внедрения веб-технологий в процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушениями речи.

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Мобильная педагогика для обучения иностранным языкам

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Задать вопрос