Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Качалова Татьяна Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 21.03.2023
Статья просмотрена: 406 раз
Библиографическое описание:
Качалова, Т. В. Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Качалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8186/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: дети, дошкольники, связная речь, речевое развитие, речевые нарушения, коррекция речевых нарушений, логопедия
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средствам общения и воздействия на окружающих.
Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию.
В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. Дети же с ОНР испытывают трудности овладения связной речью — от полного ее отсутствия до развернутого смыслового высказывания с рядом недочетов, ошибок, неточностей. Задача логопедов — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая. Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложна и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (описательным или сюжетным).
Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи. Это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике. Пересказ — это наиболее простой вид монологического высказывания, поскольку детям дается готовый текст. Значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Подобную работу можно уже начинать с детьми 4-летнего возраста.
Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой — учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это является хорошей базой для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.
Для развития связной речи целесообразно использовать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. К таким средствам относятся различные виды наглядных опор, а также моделирование плана высказывания. Опорные картинки заменят собой план пересказа и станут для детей хорошими помощниками.
Любому виду пересказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста важная четкая целевая установка для всех детей, присутствующих на занятии.
Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.
Предлагаю вашему вниманию разработку одного из занятий по развитию связной речи дошкольников с ОНР.
Обучение пересказу по опорным картинкам
Конспект логопедического занятия
Тема: «Путешествие по весеннему лесу»
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение представлений о ранней весне. Расширение и актуализация словаря по теме «Ранняя весна».
Обучение пересказу, формирование внутреннего плана пересказа.
Совершенствование навыка рассматривания картинок, формирование целостного представления об изображенном на картинках.
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, сложноподчиненных предложений). Образование существительных с суффиксами -ан-, -ян-.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, фонематических процессов, внимания, мышления, памяти, восприятия, творческого воображения, логического мышления, тонкой моторики. Развитие тактильной чувствительности. Развитие интонационной выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитание эмоционального отклика на изображение по картинкам, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, доброжелательности.
Оборудование:
Магнитная доска. Сюжетная картинка «Весна» и предметные картинки (лес, ели и сосны, проталины, ручейки, почки, белки, зайцы, медведь, сороки). Магнитофон, кассета с записью пения птиц, журчания ручейков; тарелка с влажной землей, зеленой травой, снегом; мяч. Карточка с восклицательным знаком (!).
Ход занятия:
1 . Организационный момент
Чтение логопедом стихотворения Е. Стюарт «Весна», создание эмоционального фона занятия.
Логопед. Сегодня мы начинаем разговор о весне, которая вступает в свои права. Послушайте стихотворение о весне. Запомните весенние приметы из этого стихотворения.
Весна
Пришла весна по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
— А ну, вставай, медведь! —
На веточки дохнула —
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Дети называют по одной примете весны.
Логопед: Все это приметы ранней весны. О ранней весне мы и будем говорить сегодня.
2. Основная часть.
1. Чтение логопедом рассказа «Весна пришла». Беседа по тексту.
(Логопед читает рассказ и прикрепляет к магнитной доске картинки сверху вниз, одну под другой).
Логопед: Дети, послушайте рассказ «Весна пришла».
Лес пробудился от зимнего сна.
Ели и сосны встряхнули со своих лап снежные шали.
На лесных полянах появились первые проталины.
Зазвенели между корней деревьев говорливые ручейки.
Набухают почки на ветках деревьев.
На опушке леса греются в лучах теплого весеннего солнца зайцы.
Белки начинают линять, им больше не понадобятся теплые зимние шубы.
Скоро вылезет из берлоги отощавший за зиму медведь.
И затрещали на весь лес сороки:
«Радуйтесь, звери и птицы — весна пришла!»
Логопед: Как называется рассказ, который я прочитала?
О чем этот рассказ?
Как вы понимаете словосочетание «говорливые ручейки»?
Почему белки и зайцы начинают линять?
Почему медведь отощал за зиму?
Почему затрещали сороки?
Какое настроение вызывают картинки?
2. Упражнение «Узнай по запаху»
Логопед: Дети, давайте представим, что мы в весеннем лесу. Если бы картинки могли пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?
Логопед предлагает детям закрыть глаза и подносит к лицу детей тарелку с мокрой землей, снегом, зеленой травой.
Логопед: Понюхайте, чем пахнет весна. Глубокий вдох через нос, не поднимая плеч.
Дети рассказывают о своих ощущениях. Логопед предлагает открыть глаза, и тарелка с мокрой землей, снегом и зеленой травой перед ними.
Логопед: Вы почувствовали, чем пахнет весна?
3. Пальчиковая гимнастика «Кап, кап…»
Кап, кап, кап — звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично стучат по ковру подушечками пальцев, начиная с большого.)
4. Упражнение «Картинки оживают»
Логопед: А что мы услышали бы на поляне в весеннем лесу?
Давайте представим, что картинки оживают, и мы слышим, что происходит в лесу. Внимательно послушайте и запомните звуки весеннего леса.
(Логопед включает кассету с записью журчания ручейков).
Что вы услышали? Какой картинке подходит этот звуковой фон? (4)
(Логопед включает кассету с записью пения птиц).
Что вы услышали теперь? Какой картинке подходит этот звуковой фон? (9)
5. Игра с мячом «У кого кто?»
Логопед: Мы слушали пение птиц, но весной птицы не только поют, у них появляются птенцы. Дети, давайте вспомним, как называются птенцы разных птиц.
У стрижа — стрижата.
У журавля — ….
У скворца — ….
У грача — ….
У кукушки — ….
У аиста — ….
6. Игра с мячом «Семейка слов»
Логопед: Дети, давайте поиграем в игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова «весна».
Что появляется на носу и щеках весной?
Какую песенку поют скворцы?
О каких приметах мы говорим сегодня?
7. Повторное чтение рассказа «Весна пришла»
Логопед: Дети, а теперь еще раз послушайте рассказ «Весна пришла», потому что вы будете его пересказывать. Внимательно смотрите на опорные картинки.
(Логопед читает текст).
О чем будем рассказывать по 1, 2, 3, 4, 5 картинкам?
О ком будем рассказывать по 6, 7, 8, 9 картинкам?
Сначала расскажем о весенней природе, потом о животных, птицах.
Пересказ рассказа детьми по цепочке.
Логопед переворачивает (закрывает) картинки сначала через одну, затем все. Дети по памяти пересказывают предложения.
Один ребенок воспроизводит содержание рассказа.
8. Оценка работы детей.
3. Итог занятия
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие по весеннему лесу. Мы вернулись из весеннего леса в детский сад. Весна продолжается, мы будем говорить о ней. Вы еще узнаете много интересного об этом времени года.
Опыт многолетней логопедической работы с детьми показывает, что последовательное развитие связного речевого высказывания дошкольников с ОНР в соответствии с научно-методическими рекомендациями позволяет успешно преодолеть имеющиеся у них трудности становления связной речи.
Литература:
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
- Ефименкова Л. Н. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи. М., Просвещение, 1991
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2005
- Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам 5–7 лет. СПб., 2017
- Сычева Г. В. Опорные картинки для пересказа текстов. Методические рекомендации. М., 2008
Ключевые слова
дети, речевые нарушения, дошкольники, связная речь, речевое развитие, коррекция речевых нарушений, логопедияПохожие статьи
Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи
В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.
Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.
Похожие статьи
Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи
В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.
Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается актуальность проблемы изучения слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенность формирования навыка общения у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье авторы пытаются показать проблемы дошкольников в общении с ОНР.