Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР
Авторы: Мещанникова Людмила Николаевна, Кистанова Ксения Вячеславовна, Матюхина Татьяна Викторовна, Чупрова Ольга Львовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 21.03.2023
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Мещанникова, Л. Н. Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР / Л. Н. Мещанникова, К. В. Кистанова, Т. В. Матюхина, О. Л. Чупрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8197/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.
Ключевые слова: дети с ЗПР, каплеграфия, техника, коррекционно-развивающий.
Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) старшего дошкольного возраста характерны: низкая познавательная активность, недостаточная работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, проблемы со зрительно-моторной координацией. Поэтому наша коррекционная работа с детьми с ЗПР направлена не только на решение основных образовательных задач (речевое, познавательное развитие, художественно-эстетическое), но и на развитие психических процессов: формирование произвольного внимания, зрительно-пространственного восприятия, мышления, навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
В своей работе с детьми с ЗПР мы используем большое количество пособий. Частая сменяемость материала позволяет поддержать интерес ребёнка продолжительное время. Техника капельного рисования или каплеграфия как нельзя лучше подходит для этого.
Цель использования данной техники: развитие психических процессов у детей с ЗПР.
Общие задачи:
- создавать условия для развития устойчивости внимания;
- развивать память, пространственное мышление;
- формировать зрительно-моторную координацию;
- способствовать формированию произвольности и самоконтроля поведения;
- воспитывать положительное отношение к коррекционно-развивающим занятиям.
Помимо общих задач нами ставятся задачи в соответствии с той образовательной областью, в которой мы осуществляем коррекционную деятельность.
Учителем-дефектологом -
1) уточнять и расширять знания по лексическим темам;
2) закреплять математические представления (величина, цвет, форма, счёт);
3) формировать пространственные представления.
Учителем-логопедом -
1) расширять словарь по лексическим темам;
2) развивать диалогическую речь;
3) формировать лексико-грамматический строй речи.
Воспитателями –
1) развивать интерес к изобразительной деятельности;
2) способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать аккуратность;
3) обучать приемам рисования пипеткой.
Нами были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по лексическим темам с использованием каплеграфии на 1 год согласно календарно-тематическому планированию. Структура индивидуального занятия состоит из беседы или игры по лексической теме, пальчиковой игры (в том числе с Су-Джок) и каплеграфии, этапа рефлексии. Продолжительность занятия 15 мин. При разработке занятий мы учитывали не только возрастные особенности дошкольников, но и фактический уровень интеллектуального развития детей. Поэтому на каждую лексическую тему подобраны задания 3 уровней.
Первый уровень: для детей, которые усваивают программный материал АООП для детей с ЗПР. Дети самостоятельно справляются с поставленными задачами.
Второй уровень: длядетей, которые испытывают трудности в освоении материала, требуется дополнительная стимулирующая и организующая помощь педагога.
Третий уровень: для детей, которые осваивают АООП по индивидуальному образовательному маршруту. У этих детей ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, крайне низкая работоспособность, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются.
Освоение техники происходит в несколько этапов.
Первый этап — ознакомительный. Ребёнок в игровой форме знакомится со сказочным героем — Капелькой. «Нежданно-негаданно поселилась Капелька в группе «Затейники». Появилась новенькая в саду, что делать? Можно познакомиться. Она часто проказничает, то бывает густая, то жидкая, все норовит из пипетки выскочить и кляксой по листу растечься. А если с ней подружиться, можно отправиться в увлекательное путешествие. Вместе с Капелькой можно прокладывали путь отдельными кружочками и вправо, и влево, и вверх, и вниз, закрашивать «заплатки» и обводить предметы и создавать красивые рисунки». На этом этапе мы учим каждого ребёнка держать пипетку, набирать краску, рисовать «кляксы» разных цветов, закапывать изображение, не выходя за контур, удалять кляксы салфеткой. С некоторыми из детей вначале рисуем методом «рука в руке», давая почувствовать силу нажима на пипетку при наборе краски и выдавливании её на шаблон.
На втором этапе в ходе занятий решались более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений, пространственной ориентировки, контролем своих действий.
На третьем этапе освоения каплеграфии мы предлагали детям творческие задания: создание узоров, рисунков по своему замыслу, например, предлагается самостоятельно украсить шаблон.
Для каплеграфии мы используем следующий набор так называемых «инструментов»:
— ламинированные задания по лексической теме,
— гуашь, разведенную водой,
— палитру,
— пластиковые пипетки,
— клеенку,
— влажные и бумажные салфетки (рис. 1).
Рис. 1. Шаблоны и материалы для каплеграфии
Систематическая коррекционная работа с использованием каплеграфии способствовала расширению кругозора детей, словаря по лексическим темам, развитию мелкой моторики, графических навыков детей.
Стоит заметить, что особенностью каплеграфии является возможность исправить рисунок в любой момент при помощи салфетки, что позволяет снизить уровень тревоги у детей. Ребёнок может совершенствовать свой рисунок до тех пор, пока не будет удовлетворен результатом, что положительно влияет на его самооценку.
Конспект индивидуального коррекционного занятия по каплеграфии для детей, которые осваивают АООП по индивидуальному образовательному маршруту. Тема «Наземный транспорт»
Цель: закрепление знаний о наземном транспорте, формирование навыков регуляции силы нажима на пипетку.
Задачи:
— образовательные: уточнить знания о наземном транспорте и его частях, закрепить знание цветов (красный, синий, желтый); формировать навык регуляции силы нажима на пипетку (для получения большой капли — нажим сильнее, для маленькой капли — нажим слабее);
— развивающие: развивать диалогическую речь, мелкую моторику, пространственное восприятие, координацию;
— воспитательные: формировать интерес к изобразительной деятельности, воспитывать аккуратность.
1. Организационный момент.
— К нам опять пришла в гости Капелька. Она очень любопытная, хочет побольше узнать о наземном транспорте.
Педагог совместно с ребёнком рассмотреть плакат с изображением транспорта.
— Где ездят машины, автобусы, грузовики?
— Покажи Капельке, что есть у машины? (Колеса, руль, окно, фара.)
— Как называется дом для машины? (Гараж)
2. Пальчиковая игра.
Вот машина для Данилы. Есть и кузов и кабина. Фары, руль, колеса в ней. Едет всех машин быстрей |
Загибать пальцы на каждое название части машин. Сжимать и разжимать пальцы |
3. Рассматривание картинки-шаблона для каплеграфии (Рис. 2).
Рис. 2. Шаблон «Наземный транспорт»
— Расскажи Капельке, что здесь нарисовано? (Машина, грузовик, автобус.)
— Какого цвета машина, автобус, грузовик? (Машина красная, автобус жёлтый, грузовик синий.)
— Помоги им доехать до своего гаража. Нарисуй каплями дорогу к гаражу.
— Какого цвета машина? (Красная.) Её гараж? (Красный) Каким цветом будешь рисовать дорогу? Найди краску красного цвета.
— Какого цвета автобус? (Жёлтый.) Его гараж? (Жёлтый.) Каким цветом будешь рисовать дорогу? Найди краску жёлтого цвета.
— Какого цвета грузовик? (Синий.) Его гараж? (Синий.) Каким цветом будешь рисовать дорогу? Найди краску синего цвета.
4. Итог. Обсуждение, какой вид транспорта нравится ребенку больше всего. Какого цвета дорожки нарисовал?
Литература:
- Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. — М.: Издательство Гном и Д, 2005. — 64 с.
- Мещанникова Л. Н., Кистанова К. В. Каплеграфия для детей с ОВЗ. Электронный журнал «Современный урок».
Похожие статьи
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.
Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ
В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.
АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ
В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования
В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.
Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.
Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией
В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Похожие статьи
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.
Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ
В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.
АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ
В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования
В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.
Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.
Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией
В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...