План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Комнатные растения: размножение и уход» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 22.03.2023

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Кручинина, Н. Г. План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Комнатные растения: размножение и уход» / Н. Г. Кручинина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8205/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цели: способствовать формированию представлений о комнатных растениях, продолжать знакомить детей с народным календарем.

Программные задачи:

Образовательные: совершенствование навыка временных представлений (времена года),

Развивающие: развитие навыка общения в процессе совместной деятельности, умения ухаживать за комнатными растениями.

Воспитательные: воспитание экологической культуры.

Предварительная работа: воспитатель вместе с детьми поставил отростки комнатных растений в стаканы с чистой водой и с водой окрашенной гуашью. Комнатное растение в горшке за три дня поставили одной стороной к естественному освещению, затем повернули горшок на 180 градусов и оставили еще на три дня до занятия. Систематическое наблюдение за растениями. Уход за цветами в живом уголке группы.

Материалы и оборудование: комнатные растения, банка с крышкой, лейка с водой, отростки комнатных растений, окрашенная вода. Нарукавники и фартуки для детей, инструменты для ухода за растениями.

Методы и приемы: словесный: беседы и объяснения; наглядный: наблюдение, демонстрация иллюстраций и цветы в живом уголке группы; практический: опытно-экспериментальная деятельность, игровые ситуации, динамическая пауза.

Ход занятия:

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям о начале занятия. Спрашивает у детей, какое сейчас время года, название месяца. Дети отвечают, воспитатель выслушивает и подводит итог.

Воспитатель: «Да, ребята, заканчивается последний месяц зимы, он называется «февраль». Вы уже знаете о народном календаре, так вот 18 февраля по народному календарю на Руси отмечался день Агафьи Кровницы. Этот день посвящен «корове-кормилице», предстоящему появлению телят у коровы. В этот день в народе приговаривали: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телка! Существует такая примета- теплая погода в этот день говорит о том, что зима уже закончилась. А у нас сегодня какая погода, ребята?»

Дети отвечают, воспитатель подводит детей к выводу, что зима заканчивается.

Основная часть. Решение программных задач. Игровые упражнения. Опытно-экспериментальная деятельность.

Дидактическая игра «Назови и покажи»

Воспитатель приглашает детей в уголок природы, обращает внимание детей на комнатные растения, напоминает детям их названия, особенности ухода за конкретными растениями. Сообщает детям, что сегодня они будут пересаживать растения. Предлагает поиграть, Дети проходят к столам, на столах карточки с изображением комнатных растений. Воспитатель дает задание детям: «Я буду вам загадывать загадки, а вы должны не только их отгадать, но и показать эти растения на карточках.

Загадки

Он колючий, словно еж.

На окошке проживает,

редко очень зацветает

(Кактус)

Листья длинные, полосатые,

А усы на концах рогатые.

(Хлорофитум)

Куст оконный и балконный.

Лист — пушистый и душистый,

А цветы на окне -

Словно шапка в огне.

(Герань)

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

(Плющ)

Подскажи скорей дружок,

Что же это за цветок?

Листики ворсистые,

Нежные, пушистые.

(Фиалка)

Лист с горбочком,

желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

(Алоэ)

Всю зиму и все лето

В красное платье одета.

(Бегония)

С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

(Фикус)

Опыт 1 «Растение дышит»

Воспитатель: «Мы уже знаем, что все растения живые, а все живое дышит. Как растут и цветут растения мы видим, а как узнать, дышат ли растения? Давайте проедем эксперимент!»

Ход опыта:

Дети следуют инструкции воспитателя: поливают небольшую фиалку и помещают ее в стеклянную банку. Банку плотно закрывают крышкой. Через некоторое время на стенках банки появляются капли воды.

Вывод: растение дышит.

Динамическая пауза

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

дети поднимают и опускают руки

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

дети шагают на месте, высоко поднимая колени

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

вращают головой

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

выполняют наклоны

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

встряхивание кистями рук

Наконец готовы все

День встречать во всей красе

руки в стороны

Опыт 2 «Растение ищет свет»

В ходе предварительной работы комнатное растение было помещено на окошке, затем его повернули на 180 градусов и оставили еще на три дня. В течении всего опыта дети с воспитателем наблюдали за листьями растения.

Вывод: стебли растений ищут свет и растут по направлению к свету.

Опыт 3 «Растениям нужна вода»

Воспитатель показывает детям два отростка комнатных растения заранее помещенных в баночки с одой. В одной банке чистая вода, в другой покрашенная гуашью. Воспитатель срезает и разрезает стебли, дети рассматривают листья делают вывод.

Вывод: растениям нужна вода. Вода поступает к листьям от корня по стеблю растения.

Пересадка комнатных растений

Воспитатель предлагает детям пройти к столам. Столы застелены клеенкой. На столах цветочные горшки, инвентарь для ухода за комнатными растениями, земля в ведре, песок, мелкие камни, лейки с водой и отростки комнатных растений.

Дети надевают фартуки и нарукавники. Воспитатель напоминает правила безопасности. Проводит беседу о правилах посадки растений, показывает, как насыпать дренаж, песок и землю. Пересаживает цветок.

Дети пересаживаю отростки в горшки. Приводят в порядок рабочие места.

Затем ежедневно дети ухаживают за растениями, воспитатель осуществляет контроль за деятельностью детей.

Задать вопрос