Военно-патриотическая игра «Зарница» с детьми 5–7 лет
Авторы: Гузий Татьяна Геннадьевна, Савина Наталья Анатольевна, Усова Марина Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.
Дата публикации: 19.04.2023
Статья просмотрена: 516 раз
Библиографическое описание:
Гузий, Т. Г. Военно-патриотическая игра «Зарница» с детьми 5–7 лет / Т. Г. Гузий, Н. А. Савина, М. В. Усова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8296/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель . Формирование у дошкольников патриотических чувств, любви к Родине и спорту.
Задачи
— познакомить детей с родами войск, иерархией воинских званий в вооруженных силах российской армии, с орденами и медалями РФ, историей возникновения Георгиевской ленты;
— развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание;
— развивать выносливость, скорость, меткость, быстроту реакции, координацию движений;
— стимулировать развитие межполушарного взаимодействия;
— воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Предварительная работа. Подготовка презентации, подбор музыкального материала, оформление штаба, пунктов,каждая команда выбирает название, эмблему, девиз.
Материалы и оборудование. Стрелки из бумаги четырех цветов (красный, зеленый, синий, желтый), карты местности с проложенным маршрутом от штаба до пунктов — 4 экземпляра; 4 пункта — оформление согласно названию: «По морям, по волнам», «Медсанчасть», «Полоса препятствий», «Учебная часть».
Игровая задача. Получить отметки на карте во всех пунктах испытаний, обменять карту на пакет с шифровкой (отдельные буквы), сложить слово из букв и прочитать его.
Участники . 4 команды по 5 детей
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в игру «Зарница». Зарница — это игра с элементами военной тематики.
Как называется наша страна? (Россия) Россия — очень большая страна, богатая страна. Здесь много полезных ископаемых (на экране картинки с изображением нефти, газа, золота, драгоценных камней и т. д.), природных ресурсов (картинки с изображением гор, рек, лесов, озер). Во все времена были люди, которые хотели завоевать нашу страну, но русские люди поднимались на защиту родины и начиналась война. В истории России было много войн. Кто шел воевать, защищать свою Родину? (Солдаты, военные, простые люди). Мы с вами живем в России, мы любим нашу страну, и мы должны ее защищать, это наш долг.
У нас 4 команды, давайте познакомимся. (Каждая команда представляет свое название, показывает эмблему, говорит девиз, выбирает командира)
Сейчас мы с вами находимся в Штабе. Командиры получат полевые сумки, в которых находится карта. У всех команд разные карты, разные маршруты. Выходя из Штаба, вы следуете по стрелкам соответствующего цвета- смотрите карту. Дойдя до пункта назначения, вы получаете задание, и только успешно выполнив его, получаете отметку на карте о прохождении испытания и возвращаетесь сюда, в Штаб (рис. 1)
Рис. 1.
Команды выходят из Штаба и каждая идет по стрелкам определенного цвета на пункты (рис. 2).
Рис. 2.
Пункт 1 «По морям, по волнам»
Капитан. Здравия желаю!Я — капитан корабля, добро пожаловать на борт. Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга. Правую руку поднесите к голове — это воинское приветствие «отдать честь», а левую руку вытяните вперед, все пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят вверх. Хлопаем в ладоши и меняем руки: левую к голове, а правую вперед, чередуем эти движения. (рис. 3)
Игра «Волна». Положите руки друг другу на плечи. По моей команде «Волна вправо» — надо всем вместе качнуться в правую сторону, а по команде «Волна влево» — в левую сторону.
А теперь разгадайте морские загадки:
Ищет он во тьме маяк,
Потому что он …(моряк)
Он матросов накормил,
Всю посуду перемыл,
На десерт нам дал компот.
Как зовется дядя тот…(кок)
Море освещает -
Кораблям помогает… (маяк)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять.
И служить не на земле,
А на военном…(корабле)
Вы дружная и сплоченная команда! Предлагаю вам принять участие в игре «Морской бой». Для этого вам надо будет по очереди, стоя на балансире, сбить мячом-маятником корабли-мишени. У каждого из вас будет три броска. По моей команде «Залпом пли!» толкаем мяч.
Молодцы, справились с заданием. Командир, пожалуйста, вашу карту — приклею звезду. Удачи вам и попутного ветра!
Рис. 3.
Пункт 2 «Медсанчасть»
Медсестра. Вы пришли в медсанчасть, я — медсестра. На войне, на полях сражений, наряду с солдатами трудились врачи и санитары. При обнаружении раненого, задача медсестры заключалась не только в том, чтобы оказать первую медицинскую помощь, но и вынести раненого с поля боя, доставить его в госпиталь для дальнейшего лечения. Раненого бойца на поле боя никогда не бросают.
Давайте представим, что один из членов вашей команды ранен. Раненому надо оказать медицинскую помощь, потом отнести на носилках с поля боя в госпиталь. (Дети достают из медицинской сумки шину, перевязочные материалы и фиксируют конечность (руку или ногу). (рис. 4)
Рис. 4.
Медсестра. Мы спасли раненого солдата, оказали первую медпомощь, передали в руки врачей. Теперь солдат пройдет лечение и уже здоровым вернется в строй. Ребята, вы прошли испытание, на карту вам ставлю отметку-звезду.
Пункт 3 «Полоса препятствий»
Инструктор по физической подготовке. Приветствую вас, будущие защитники Отечества! Защитник должен быть умным, смелым, сильным, ловким. Вы такие? Сейчас посмотрим.
Перед вами полоса препятствий. Я вам покажу, как пройти это испытание.
Сначала пролезаем в тоннель на четвереньках с опорой на ладони и колени; затем ползем по-пластунски; ложимся на гимнастическую скамейку, ползем на животе, ноги прямые, хват рук с боков скамейки; боковые перекаты на мате; «классики»- 7 прыжков из обруча в обруч с продвижением вперед с 1 ноги на 2; пролезаем под дугу, не касаясь руками пола; идем по кочкам, стараясь удержать равновесие; 3 мишени и 3 мешочка с песком, надо попасть в каждую мишень; идем по разноуровневой змейке с сохранением устойчивого равновесия; на мяче-хоп надо допрыгать до собаки; погладить пограничную собаку и передать эстафету следующему участнику.
На прохождение полосы препятствий всей командой даю 5 минут, на каждого члена команды получается 1 минута. Если уложитесь, получите на карту отметку-звезду. Время пошло!
Ребята, ваша команда прошла испытание за 5 минут, молодцы, ставлю вам на карту отметку-звезду. (рис. 5)
Рис. 5.
Пункт 4 «Учебная часть»
В учебной части ребят встречает командир.
Командир учебной части. Я- командир учебной части. Российская Армия охраняет наш мир и покой, охраняет независимость и свободу нашей страны. Солдаты несут свою службу на море, в небе и на суше. Познакомимся с различными видами войск Российской Армии (презентация).
— Сухопутные войска (герб и флаг) — к ним относятся пехота, артиллерия, ракетные войска, танковые войска.
— Военно-морские силы (герб и флаг) — надводные, подводные войска, морская авиация, морская пехота, береговая охрана.
— Военно-воздушные силы (герб и флаг)- дальняя авиация, бомбардировщики, истребители, вертолетные части, система ПВО.
— Военно-десантные войска (герб и флаг)
— Ракетные войска стратегического назначения
Существует еще много других видов войск.
Мы с вами внимательно рассмотрели все флаги и гербы разных видов войск, а сейчас задание. Каждый из вас получит карту с представителем определенного рода войск, надо подобрать соответствующие этому роду войск герб и флаг. Правильность выполнения задания, вы можете проверить, посмотрев на экран.
Испытание вся команда прошла успешно, получаете звезду-отметку на карте. (рис. 6)
Рис. 6.
Команды возвращаются в Штаб не все одновременно, поэтому ведущий во время ожидания всех детей, проводит с вернувшимися раньше дополнительные испытания ( приложение).
Ведущий . Ребята, вы прошли все 4 испытания. Командиры, покажите карты ваших отрядов, все ли отметки о прохождении испытаний имеются?
( Командиры сдают карты, получают конверты). В конвертах шифровка, вам надо составить слово из букв и прочитать его. (рис. 7)
Да! Это слово «Победа». Человек всегда стремится к победе. Желаю вам, чтобы все начинания в вашей жизни завершались победой.
Рис. 7
Ведущий. На этом наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы не только весело провели время, но и узнали много нового, нужного и интересного.
Под песню О. Газманова «Вперед, Россия!» ребят награждают шоколадными медалями.
Приложение (презентация)
1. Воинские звания и погоны в армии России по возрастанию
Армия России, как и армия любой другой страны мира, имеет строгую систему иерархии. А звания и соответствующие знаки различия даже важнее, чем конкретные имена — поэтому знать звания и погоны в армии России по возрастанию достаточно важно.
Погоны от рядового до генерала внимательно рассмотреть. После изучения всех званий, показать на экране погоны лейтенанта, капитана, майора, полковника, генерала. Дети называют соответствующие погонам звания.
2. Ордена и медали. (Презентация — демонстрация орденов и медалей)
Награда — это признание заслуг человека. Это знак отваги и мужества, проявленных в интересах государства.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного — высший орден Российской Федерации. Награждаются видные государственные и общественные деятели, военачальники, выдающиеся представители науки, культуры, искусства и различных отраслей экономики за исключительные заслуги.
Орден Святого Георгия — высшая военная награда Российской Федерации . Девиз — за службу и храбрость.
Орден «За заслуги перед Отечеством» — предназначен для награждения граждан за особо выдающиеся заслуги.
Орден Мужества — награждаются граждане Российской Федерации, проявившие самоотверженность, мужество и отвагу.
Медаль «Золотая звезда» — знак отличия к званию «Герой Российской Федерации». Согласно положению, звание присваивается президентом РФ за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.
Знак отличия «Георгиевский крест» — награждаются военнослужащие из числа солдат, матросов за подвиги и отличия в боях по защите Отечества.
Медаль «За отвагу» — вручается за мужество и отвагу, проявленные в боях и при выполнении специальных заданий по обеспечению государственной безопасности.
3. История возникновения Георгиевской ленты.
Георгиевская ленточка является одним из наиболее узнаваемых символов российской действительности последних лет. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ) — одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране.
Георгиевская ленточка является репликой традиционной Георгиевской ленты, черно-оранжевые цвета, которой стали символом военной доблести и славы России. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Название ленты связанно с именем Святого великомученик Георгий Победоносца. Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия» — высшей военной награды Российской Федерации
4. Пословицы и поговорки. Их придумывает сама жизнь, время. Это народная мудрость. Это опыт, который человечество накопило сотнями лет своего развития. У каждого народа на Земле свои особенности общения. И каждый народ на планете Земля имеет свой набор пословиц и поговорок.
Давайте с вами, ребята, поиграем. Я буду начинать пословицу или поговорку, а вы завершать ее.
Тяжело в учении — легко (в бою).
Плох тот солдат, который не мечтает стать (генералом).
Кто честно служит, с тем слава (дружит).
Кто за Родину дерется, тому сила (дается).
Береги землю родимую как мать (любимую).
Тот герой, кто за Родину (горой).
Сам погибай, а товарища (выручай).
Один за всех, все за (одного).
Родина — мать, умей за нее (постоять).
Солдатское дело — воевать храбро и (умело).
Если народ един, он (непобедим).
Трус и таракана принимает за (великана).
Честь солдата береги (свято).
Одна у человека мать, одна и (Родина).