Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Артамонова Екатерина Борисовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.
Дата публикации: 30.04.2023
Статья просмотрена: 232 раза
Библиографическое описание:
Артамонова, Е. Б. Использование многофункционального дидактического пособия «Всё обо всём» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Е. Б. Артамонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8323/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор раскрывает потенциал дидактического пособия «Всё обо всём» в работе учителя-логопеда ДОО (из опыта работы).
Ключевые слова: дидактические пособия, учитель-логопед, дети
Основная работа учителя-логопеда заключается в формировании у детей всех необходимых компонентов речи (пополнение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, развитие связной речи). Так как различные речевые упражнения требуют многократного и частого повторения одного и того же материала, то это может утомлять не только ребёнка, но и педагога. Учителю-логопеду необходимо постоянно думать о том, как и чем разнообразить занятия. Ведь предлагаемый материал не должен быть скучным для ребёнка. Он должен быть ярким, запоминающимся, позитивным и быть для него интересен. Эффективной работе может способствовать только положительная мотивация, что приведёт впоследствии к нужному результату. Именно этот факт мотивирует меня к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка. Для меня таким помощником в работе стало многофункциональное дидактическое пособие «Всё обо всём». А поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то и данное пособие основано на игровых технологиях.
Таким образом, цель дидактического пособия «Всё обо всём» заключается в том, чтобы при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи многофункционального пособия «Всё обо всём»:
— расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
— развитие и совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация и дифференциация звуков в речи;
— развитие зрительного гнозиса;
— учить устанавливать логические связи между предметами;
— развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
— развитие навыков связной речи;
— развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;
— развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);
— развитие мелкой моторики.
Это пособие полностью соответствует требованиям ФГОС ДО — оно многофункциональное, универсальное, красочное, доступное и безопасное. В него входят различные дидактические игры на липучках, которые я использую для развития всех сторон речи дошкольников как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Изготовить такие игры не сложно. Для этого нужно найти в сети интернета рабочие поля (если это необходимо), картинки, подходящие к теме занятия, распечатать их, заламинировать и вырезать. Затем приклеить липучки на картинки и на рабочее поле в нужных местах. Игра готова! (Рис. 1)
Рис. 1. Материалы, необходимые для изготовления игры «Всё обо всём»
Итак, на занятиях по подготовке к обучению грамоте в старшей группе при делении слов на слоги я использую игру с липучками на этапе закрепления полученных знаний. Дети делят слова на слоги и приклеивают картинки под соответствующей схемой. (Рис. 2)
Рис. 2
На занятиях с детьми подготовительной группы мы знакомимся со звуками, учимся определять позицию звука в слове. Я предлагаю детям разместить свои картинки под подходящими схемами. (Рис. 3)
Рис. 3
Для дифференциации звуков по твёрдости-мягкости дети наклеивают картинки с твёрдым звуком на синее поле, а с мягким звуком на зелёное поле. (Рис. 4)
Рис. 4
Аналогичная работа проводится при дифференцировании звуков по глухости-звонкости. На поле с колокольчиком прикрепляются картинки со звонким звуком, на поле с наушниками — с глухим.)
Большие трудности дети испытывают при образовании относительных прилагательных, в помощь им я изготовила альбом «Что из чего?».
Во время ежегодного обследования состояния речи воспитанников я так же выясняю уровень временных представлений, для этого у меня есть альбом «Времена года». Дети не только называют время года, но и подбирают картинки с его приметами.
Благодаря использованию игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. В своей работе я использую игры только собственного изготовления.
Подобное дидактическое пособие можно изготовить и использовать для разных возрастных категорий (от 3-х до 7-ми лет).
Поэтому я смело могу рекомендовать эту идею своим коллегам.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014
Похожие статьи
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...
Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).
Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе
В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий
В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Интегрированное занятие «Всё, что знаем о зиме» для детей старшего дошкольного возраста
Статья представляет собой технологическую карту занятия по теме «Всё, что знаем о зиме» для воспитанников старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ.
Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Похожие статьи
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...
Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).
Эффективность использования презентации на уроке «Окружающий мир» в начальной школе
В статье освещается тема использования такой педагогической технологии, как презентация, на уроках «Окружающего мира», её эффективность в процессе усвоения знаний детьми младшего школьного возраста.
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий
В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Опытно-практическая работа по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
В статье авторы представляют результаты опытно-практической работы по применению дидактической игры как средства формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО
Интегрированное занятие «Всё, что знаем о зиме» для детей старшего дошкольного возраста
Статья представляет собой технологическую карту занятия по теме «Всё, что знаем о зиме» для воспитанников старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ.
Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.