Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 1371 раз

Библиографическое описание:

Сигида, Т. В. Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи / Т. В. Сигида. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8326/ (дата обращения: 16.11.2024).



Использование игр и упражнений нейрогимнастики для детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Сигида Татьяна Владимировна, учитель-логопед

МАДОУ № 67 г. Ангарска (Иркутская обл.)

Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, а, следовательно, межполушарных связей и психических процессов.

У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Как следствие, нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. У детей данной категории также наблюдаются нарушения координации, общей и мелкой моторики, восприятия. Поэтому целесообразно включать в свою работу игры и упражнения, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать основные компоненты речевой системы, внимание.

С нашей точки зрения, инновационной технологией, позволяющей решить данную проблему, может стать применение нейрогимнастики.

Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, принцип которых заключается в синхронной работе обеих рук, причём каждая выполняет своё задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Путем физических упражнений тренируется мозг, ведь организм человека — это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.

В своей работе использую игры и упражнения нейрогимнастики на всех этапах коррекционно-развивающей работы, с целью активизации развития речи детей в процессе артикуляционной гимнастики; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.

Нейроигры и упражнения подбираю с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР для стимулирования речевой активности, развития слухоречевого внимания, а также для развития нейродинамических и познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Например, при проведении артикуляционной гимнастики использую приемы нейростимуляции: массажный тренажер, прищепки, резиновые или пластмассовые шарики с игольчатыми поверхностями, Су-Джок, игры с различными крупами, бусы и пуговицы. Посредствам использования данных приемов усиливается ощущение тактильно-кинестетических связей, стимулируя таким образом кисти и пальцы рук активизируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи.

Примеры артикуляционных упражнений с использованием нейрогимнастики

Упражнение «Непослушный язычок»

Улыбнуться. Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя. Похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-29_00-05-04-419.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-28_23-57-48-925.jpg

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-28_23-56-23-952.jpg

Упражнение «Индюк»

Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить: бл-бл-бл. Нижняя челюсть неподвижна. Попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко — тихо попеременно.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-28_23-56-49-298.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-29_00-01-59-795.jpg

Упражнение «Выложи букву»

Выкладывание букв из счетных палочек (пуговиц, камешков, бархатной бумаги) одновременно двумя руками.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-28_23-48-26-258.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-28_23-50-38-429.jpg

Упражнение «Колечко»

Поочередно перебирая пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. можно произносить слоги с автоматизируемым звуком.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-28_23-55-24-646.jpg

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).

C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-29_15-59-53-478.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-29_15-59-53-017.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\Новая папка (4)\изображение_viber_2023-04-29_15-59-50-598.jpg

В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем, использую следующие нейроигры, которые проводятся в процессе индивидуальных и подгрупповых занятиях на правильное звукопроизношение, развитие лексико-грамматических компонентов речевой системы и связной речи, а также на развитие фонетико-фонематических компонентов речи.

«Логопальцеход»

Упражнения делаем в разных вариантах от простого к сложному:

— отдельно пальчиками каждой руки на одной дощечке.

— вместе пальчиками обеих рук на одной дощечке.

— вместе пальчиками обеих рук на двух дощечках сразу.

— располагать дощечки можно в горизонтальном или вертикальном направлении.

https://basket-10.wb.ru/vol1453/part145352/145352889/images/big/1.jpg

Варианты игр и упражнений:

  1. Перешагивание ячеек и сопровождение проговариванием букв (только гласные, только согласные, чередование гласных, согласных мягких или твердых).

Например: придумай слова на звук [з] — зубы; [м] — машина.

  1. Шаги по кружкам и проговаривание слогов или составление слогов, слов.

Например: «КО», «ТЫ», получилось слово «КОТЫ».

  1. Под «логопальцеходом» лежит карточка на которой изображены картинки на звук [а]. Ребенку необходимо шагать и называть предметы со звуком [а].

Затем составить предложения с этими предметами. Также можно поиграть в различные лексико-грамматические игры и упражнения: «Один-много», «Посчитай», «Назови ласково», «Мой, моя, моё, мои», «Какой, какая, какие?», «Живое-неживое», «Что делает?», «Делим слова на слоги», «Чего не стало?».

Например: аист, альбом, автобус, арбуз, апельсин. Маша нарисовала аиста.

Таким образом, логопедический тренажер помогает развить мелкую моторику и подготовить руку к письму. Игры с нейротренажером развивают фонематический слух и внимание, а также стимулирует автоматизацию и дифференциацию звуков, слогов, слов облегчает тренировку чистоговорок, улучшает память.

«Межполушарные доски»

Развивающие пособия, предназначенные для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга. Выполняя упражнения одновременно обеими руками, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга, что положительно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, речи. В данной игре ребенок действует сразу двумя руками, обводит узоры или проходит лабиринты, по часовой стрелке или обратно, при этом проговаривает определенный звук.

Нейротренажер

«Нейроладошки»

В данной игре, дети называют предметы, показывая соответствующую позу рук.

Например: стакан, снежинка, суп, сова, сумка, сорока, солнце, слон.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3447231/pub_616153281acf7f5d7fa05741_616153add416587b20a75e4a/scale_1200

Тренажер направлен на развитие межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, активизирует развитие речи, способствует улучшению запоминания.

«Нейро-алфавит»

Головоломка представляет собой игровое поле с колышками, между которыми надеваются дощечки разных цветов, таким образом дети выкладывают буквы, узоры, фигуры.

Многофункциональная дидактическая игра, для совершенствования коммуникативных, игровых, познавательно-исследовательских, конструкторских способностей.

https://ae01.alicdn.com/kf/A67d97459adf148fb92c7b6452240ba42B/-.jpg

Применение упражнений нейрогимнастики в организме происходят положительные структурные изменения, что позволяет сделать работу учителя-логопеда достаточно продуктивной, открывает новые творческие возможности в коррекционной работе для ребенка и педагога. А также оказывает положительное влияние на речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи.

Литература:

  1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. — М.: АСТ, 2021. — 64 c.
  2. Бокова, С. Е. Нейрогимнастика / С. Е. Бокова. — М.: Буква-ленд, 2023. — 48 c.
  3. Кушнир И. С., Цветков А. В. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников. / И. С. Кушнир, А. В. Цветков. — М.: «Издание книг ком», 2021. 192 с.
  4. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. — 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 32 c.

Похожие статьи

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Похожие статьи

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Использование разных видов самомассажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения и речи

Профилактика фонематических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями с использованием игровых методов

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Задать вопрос