Исследовательский проект «Сохраняет ли снег тепло?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Ефанкина, О. А. Исследовательский проект «Сохраняет ли снег тепло?» / О. А. Ефанкина, Е. А. Овсянкина, Ю. В. Дерягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8338/ (дата обращения: 16.11.2024).



В рамках проекта дети делают выводы о том, сохраняет ли снег тепло, проводят эксперименты с ним.

Ключевые слова: снег, проект, ребенок, опыт, эксперимент, теплоизоляция, вывод.

Цель проекта: развитие исследовательских способностей детей в процессе получения знаний о свойствах снега.

Задачи:

1. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

2. Способствовать формированию у детей умений выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.

3. Развивать умение получать информацию о снеге из разных источников.

4. Развивать исследовательские умения: проводить опыты; анализировать полученную информацию и делать вывод.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Организация проекта.

  1. Постановка проблемы

При обсуждении в детском саду лексической темы «Дикие животные зимой», дети заметили, что медведь всю зиму спит в берлоге под снегом и не замерзает. Возник вопрос — как снег сохраняет тепло, если он холодный?

При обсуждении была выдвинута гипотеза: несмотря на то, что снег холодный, он сохраняет тепло.

В соответствии с проблемой и гипотезой были поставлены задачи дальнейшего исследования:

узнать из разных источников о свойствах снега;

— провести опыты;

— найти ответ на вопрос: почему снег сохраняет тепло?

II . Реализация проекта

1. Сбор, анализ информации

— беседа со взрослыми: папа, мама, педагоги;

— сбор информации о снеге, путем изучения познавательной литературы;

— опрос друзей;

— поиск информации с родителями в Интернете;

2. Практическая деятельность

Почитав научно-познавательную литературу, опросив родителей и педагогов, дети выяснили, что снег — это не просто зимний пейзаж, это материал, очень хорошо сохраняющий тепло за счёт свободного пространства между снежинками, в котором находится воздух. Именно воздух не пропускает тепло и обеспечивает теплоизоляцию. Поэтому снег является укрытием от холода для многих растений, животных и птиц. Даже человек строит себе жилища из снега (иглу), используя его свойство — сохранять тепло, накопленное предметом. Чтобы доказать, что снег сохраняет тепло, мы провели ряд экспериментов.

Эксперимент № 1

Изучение кристаллов снега через лупу, зарисовка кристаллов снега.

Вывод: если рассмотреть комок снега через лупу, то можно заметить, что между отдельными снежинками есть промежутки, заполненные воздухом, который не даёт уходить теплу, т. е. обеспечивает теплоизоляцию.

Эксперимент № 2

Взяли два стакана и налили в них питьевую воду: образец № 1 и образец № 2. Далее выбрали сугроб. Образец № 1 поставили на верхушку сугроба, а образец № 2 — закопали в сугроб на глубину 30–35см. Температура на улице была примерно -14℃. Через три часа вода в стакане № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега стакан № 2, оказалось, что вода в нём даже не начинала замерзать, но была холодной.

Вывод: внутри сугроба значительно теплее, чем на поверхности, значит, снег сохраняет тепло.

Эксперимент № 3

Лопаткой раскопали снег до земли. Под снегом была трава, она не коричневая и пожухлая, а зеленая и живая.

Вывод: даже без специальных приборов видно, что снег может сохранять тепло, поэтому растения зимой под снегом не погибают.

III . Презентация проекта

Узнав про свойства снега, мы смогли доказать, что снег может сохранять тепло. Наша гипотеза подтвердилась проведёнными опытами. По опросу детей, посмотревших нашу презентацию о свойствах снега, они теперь знают, почему медведь в берлоге под снегом не замерзает.

Сбор информации о снеге путем изучения познавательной литературы

C:\Users\дом\Desktop\маша и снег\20200128_170109.jpg

Изучение кристаллов снега через лупу

C:\Users\дом\Desktop\20190203_223443.jpg

Зарисовка кристаллов снега

Эксперименты

Эксперимент № 1

Взяли два стакана и налили в них питьевую воду: образец № 1 и образец № 2. Далее выбрали сугроб. Образец № 1 поставили на верхушку сугроба, а образец № 2 — закопали в сугроб на глубину 30–35см. Температура на улице была примерно -14℃:

Через три часа вода в стакане № 1 полностью замерзла. Выкопав из снега стакан № 2, оказалось, что вода в нем и не начинала замерзать, но была холодной.

Вывод: значит снег сохраняет тепло

Эксперимент № 2

Лопаткой раскопали снег до земли. Под снегом была трава. И не коричневая и пожухлая, а зеленая и живая.

Вывод: даже без специальных приборов видно, что снег не греет, но может хранить тепло.

Литература:

  1. Веракса Е. Н., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012. Стр. 17.,23.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012.
  4. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

Похожие статьи

Исследовательский проект «Почему нельзя есть снег»

В рамках проекта дети делают выводы о том, почему нельзя есть снег, проводят эксперименты с ним.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Снег — индикатор состояния окружающей среды Тульской области

Учите детей любить природу

В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Термореновация зданий с целью уменьшения уровня теплопотерь

В статье автор описывает факторы появления теплопотерь в зданиях, их виды, а также пытается определить необходимость и существующие способы термореновации.

Конспект занятия для детей старшей группы (экспериментирование) «Воздух. Что это?»

Правильно организованная перемена как фактор улучшения физического и эмоционального состояния школьников

В статье авторы исследуют воздействие правильно организованной перемены на физическое и эмоциональное состояние школьников.

Исследовательский проект «Секреты шоколадки»

В рамках проекта дети делают выводы о пользе и вреде шоколада, пробуют сделать его своими руками, проводят эксперименты с ним.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Похожие статьи

Исследовательский проект «Почему нельзя есть снег»

В рамках проекта дети делают выводы о том, почему нельзя есть снег, проводят эксперименты с ним.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Снег — индикатор состояния окружающей среды Тульской области

Учите детей любить природу

В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Термореновация зданий с целью уменьшения уровня теплопотерь

В статье автор описывает факторы появления теплопотерь в зданиях, их виды, а также пытается определить необходимость и существующие способы термореновации.

Конспект занятия для детей старшей группы (экспериментирование) «Воздух. Что это?»

Правильно организованная перемена как фактор улучшения физического и эмоционального состояния школьников

В статье авторы исследуют воздействие правильно организованной перемены на физическое и эмоциональное состояние школьников.

Исследовательский проект «Секреты шоколадки»

В рамках проекта дети делают выводы о пользе и вреде шоколада, пробуют сделать его своими руками, проводят эксперименты с ним.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Задать вопрос