Многофункциональная логопедическая игра «Сказки на ночь»
Автор: Шушкова Галина Николаевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 06.05.2023
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Шушкова, Г. Н. Многофункциональная логопедическая игра «Сказки на ночь» / Г. Н. Шушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8340/ (дата обращения: 19.12.2024).
Учитель-логопед дошкольного учреждения, не имеющего в своем составе специализированных групп, в течение года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи (ФНР, ФФН на фоне простой и сложной дислалии, стертой дизартрии).
Проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, способствует развитию внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.
Игры, игровые ситуации в работе логопеда облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.
В своей работе отдаю предпочтение многофункциональным играм и пособиям, использование которых позволяет решить сразу несколько коррекционных задач. Одним из таких пособий является многофункциональное игровое пособие «Сказки на ночь».
Занимательное игровое пособие «Сказки на ночь» предназначено для работы с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.
Игры и упражнения с пособием направлены на:
– автоматизацию звуков;
– дифференциацию звуков;
– развитие звукового и слогового анализа слов — определение позиции звука в слове, определение количества слогов в слове, определение количества звуков в слове;
– развитие навыков словообразования;
– развитие правильного употребления предложных конструкций — именительный, родительный, винительный, предложный падежи;
– развитие умения составлять предложения, развитие связной речи.
В комплект входят:
– 4 фона с сюжетными картинками для организации сюжета игры;
– Предметные картинки на часто нарушаемые в речи детей звуки (более 20 картинок на каждый звук);
– Схемы;
– Методические рекомендации.
Работа с пособием строится следующим образом:
Ребенку предъявляется сюжетная картинка и дается игровое задание, в соответствии с которым он должен назвать предметные картинки, четко проговаривая автоматизируемый звук, или выполнить задания на дифференциацию звуков, определить позицию звука в слове, разделить слово на слоги и т. д.
Задания даются с помощью схем.
Варианты игр с пособием «Сказки на ночь»
Развитие лексико-грамматической стороны речи
1 вариант.
Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в предложном падеже, учить отвечать на вопросы «О ком? О чем?», развитие связной речи.
Ход игры:
Бабушка читает внуку (внучке) на ночь интересную сказку. Посмотри на картинки и скажи, о чем эта сказка.
Усложнение: Придумай предложение (рассказ) с данными словами.
2 вариант.
Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в предложном падеже, учить отвечать на вопросы «О ком? О чем?», развитие связной речи.
Ход игры:
Логопед кладет на фон схему и в стороне несколько предметных картинок.
Бабушка читает внуку (внучке) на ночь интересную сказку. Посмотри на схему и отгадай, о чем эта сказка. Подбери подходящую картинку.
Усложнение: Придумай предложение (рассказ) с данным словом.
3 вариант.
Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в именительном падеже, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»
Ход игры:
Логопед спрашивает у ребенка «Что (кто) Снится девочке (мальчику)?»
Ребенок называет, что нарисовано на картинке, отвечая полным предложением: «Девочке (мальчику) снится…»
Можно дать имена детям на картинке-фоне в соответствии с изучаемым звуком.
4 вариант.
Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в винительном падеже, учить отвечать на вопросы «Кого (что)?».
Ход игры:
Логопед спрашивает у ребенка «Что (кого) видит во сне девочка (мальчик)?»
Ребенок называет, что нарисовано на картинке, отвечая полным предложением: «Девочка (мальчик) видит во сне…».
Можно дать имена детям на картинке-фоне, в соответствии с автоматизируемым звуком.
5 вариант.
Цель игры: учить согласовывать числительные с существительными.
Ход игры:
Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с цифрами. Ребенок должен назвать числительное и согласовать его с существительным. Например: «Девочке снятся три снежинки. Мальчику снятся пять снежинок».
Развитие звукового анализа и синтеза
1 вариант.
Цель игры: развивать умение определять длинные и короткие слова.
Ход игры:
Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с обозначением длинного и короткого слова.
Ребенок должен назвать, что снится девочке, а что снится мальчику.
Аналогично проводятся игры на определение позиции звука в слове, определение количества звуков в слове.
Работа над слоговой структурой слова
1 вариант.
«Телеграф»
Цель игры: развивать умение делить слова на слоги.
Ход игры:
На любой фон по выбору логопеда положить схему для упражнения «Телеграф». Ребенок получает инструкцию: «Мальчику (девочке) снится сон о том, что она попал на телеграф. Давай попробуем тоже разделить слова на слоги»
Можно с помощью камешков марблс на предметных картинках выкладывать количество слогов.
2 вариант.
Цель игры: развивать умение определять количество слогов в словах.
Ход игры:
Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с обозначением количества слогов в словах. Ребенок определяет, что снится девочке, а что снится мальчику.
Как видно из предложенных вариантов проведения игр с данным пособием, основная цель пособия — автоматизация и дифференциация звуков, но разнообразие картинного материала и наличие схем позволяют проводить попутно работу над развитием всех сторон речи.
Материал пособия удобен в использовании. Варианты разнообразных упражнений дают логопеду возможность гибко и выборочно использовать их в зависимости от поставленных коррекционных задач, а также речевых, умственных и психологических особенностей ребенка.
Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.