Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»
Авторы: Бабалян Олеся Викторовна, Штурнева Татьяна Павловна, Ким Дарья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 13.05.2023
Статья просмотрена: 295 раз
Библиографическое описание:
Бабалян, О. В. Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики» / О. В. Бабалян, Т. П. Штурнева, Д. Н. Ким. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 33-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8366/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: формирования и развития речевой активности детей через игровую деятельность.
Задачи: способствовать развитию положительных эмоций детей. Формировать умение составлять простые предложения и рассказы. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Это пособие представляет собой 4–5 кубиков с шестью гранями, на каждой грани расположена липкая лента, картинки по рассказам также с липкой лентой на обороте. И еще 5 кубиков с картинками для полного пересказа прочитанного рассказа. В пособии есть 5 коротких рассказов для запоминания, и вопросы к ним. Кубики помогают детям в процессе игры составлять предложения и целый рассказ.
Ребенок ищет картинки, подходящие для ответа на поставленный вопрос, прикрепляя картинку к кубику. Когда найдены все картинки тем самым ребенок составляет предложение.
Например: вопрос: Какое любимое занятие Ани и Андрея?
1 кубик- картинка с изображением детей
2 кубик- картинка с изображением сердца
3 кубик — картинка с изображением детей занимающимися лепкой
ответ: Аня и Андрей любят лепить из пластилина.
В ответах на вопросы ребенком используется от 2 до 5 кубиков в зависимости от количества слов в построенном предложении.
Очень важно! Взрослый должен следить за тем, чтобы, ребенок давал полный ответ на вопрос.
Например. Вопрос: Что слепил Андрей? Ответ: Андрей слепил мартышку.
Ответив на все вопросы, ребенок использует отдельный кубик для пересказа.
Игру можно усложнить, ребенок составляет рассказ по памяти. А также можно использовать кубики для составления нового рассказа,
Данное пособие используется для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Учимся составлять предложения, отвечать на вопросы и пересказывать.
Пособие можно использовать в образовательной деятельности, и в индивидуальной работе с детьми.
Короткие рассказы
Рассказ 1
Пластилиновая мышка.
Аня и Андрей — брат и сестра. Они любят лепить зверушек из пластилина. Однажды Андрей слепил мартышку, посадил её на пальму, а в лапки положил апельсин и ананас. Аня слепила маленькую мышку и посадила её под пальму.
Потом дети отправились на прогулку. А в это время кошка увидела пластилиновую мышку и стала с ней играть.
Когда Аня и Андрей вернулись с прогулки, мышка была в зубах у кошки».Брось, кошка, мышку! Она не живая!"
Вопросы:
- Что любят делать Аня и Андрей?
Ответ: Аня и Андрей любят лепить из пластилина.
- Кого дети любят лепить?
Ответ: Дети любят лепить зверушек.
- Что слепил Андрей?
Ответ: Андрей слепил мартышку.
- Что слепила Аня?
Ответ: Аня слепила маленькую мышку.
- Куда отправились дети?
Ответ: Дети отправились на прогулку.
- Кто увидел пластилиновую мышку?
Ответ: Кошка увидела пластилиновую мышку.
- Кого увидели дети после прогулки?
Ответ: После прогулки дети увидели, кошку с мышкой.
- Что делала кошка?
Ответ: Кошка держала мышку в зубах.
Кубик для полного пересказа «Пластилиновая мышка».
Рассказ 2
В саду
Ранней осенью Света с мамой убирали урожай в своем саду.
Света собирала с куста красную смородину в миску.
Мама собирала темно-синие сливы в корзинку.
Света насобирала полную миску ягод и поставила её на скамейку, а сама убежала играть с котенком.
В это время к скамейке подошёл поросёнок и съел все ягоды из миски. Вот какой озорник!
Используем 1,3,5,6 кубики
Вопросы:
- Когда Света с мамой собирали урожай?
Ответ: Света с мамой, собирали урожай
ранней осенью.
- Что собирала Света?
Ответ: Света собирала красную смородину.
- Кто собирал сливы?
Ответ: Мама собирала темно-синие сливы в корзинку.
- Куда девочка поставила миску?
Ответ: Девочка поставила миску на скамейку.
- Куда убежала Света?
Ответ: Света убежала играть с котенком.
- Что сделал поросёнок?
Ответ: Поросенок съел все ягоды из миски.
Кубик для полного пересказа «В саду»
Рассказ 3.
Утро
Ранним летним утром просыпается природа.
Зайчик навострил ушки — прислушивается, нет ли рядом хищников.
Улитка медленно ползёт по узкому листочку в гости к бабушке.
А на берегу громко крякают утки. Они идут на реку купаться.
Все проснулись. И наша Уля просыпается и солнышку улыбается.
Используем 5, 6, 7,8 кубики.
Вопросы:
- О каком времени года говорится в рассказе?
Ответ; В рассказе говорится о лете.
- О каком времени суток говорится в рассказе?
Ответ; В рассказе говорится об утре.
- Что сделал зайчик?
Ответ: Зайчик стал прислушиваться, нет ли рядом хищников.
- Что делает улитка?
Ответ: Улитка медленно ползет по узкому листочку.
- Где крякают утки?
Ответ: Утки крякают на берегу.
- Куда идут утки?
Ответ: Утки идут на речку.
- Кто еще просыпается?
Ответ: Просыпается Уля и вся природа.
Кубик для полного пересказа «Утро»
Рассказ 4.
В гости к гному
Жил в лесу гном. Гном построил дом. В доме было много маленьких комнат.
Около дома гном посадил маки.
Однажды в гости к гному приехали на машине Маша и Миша. Дети подарили гному музыкальную шкатулку.
Играла музыка. Гном угощал своих гостей спелой малиной и чаем с лимоном.
Потом гном рассказывал детям историю о том, как он встретился с медведем.
Как вы думаете, что это за история?
Используем 8, 9,10,11, 12 кубики
Вопросы:
- Где жил гном?
Ответ: Гном жил в лесу.
- Что построил гном?
Ответ: Гном построил дом.
- Чего много было в доме?
Ответ: В доме было много маленьких комнат.
- Кто приехал к гному?
Ответ: К гному приехали Маша и Миша.
- Что подарили гному?
Ответ: Гному подарили музыкальную шкатулку.
- Чем гном угощал гостей?
Ответ: Гном угощал гостей спелой малиной и чаем с лимоном.
- О ком рассказал гном детям?
Гном рассказал детям историю о медведе.
Кубик для полного пересказа «В гости к гному»
« » « »
Рассказ 5.
Праздник
Полина любит свои игрушки. Однажды, она устроила для них праздник.
Полина посадила за праздничный стол попугая, медвежонка и куклу.
На стол поставила вазу с ромашками.
Девочка угощала гостей печеньем, пирогом с повидлом и компотом.
Потом медвежонок играл на пианино. Попугай пел веселые песни. А кукла танцевала.
Всем было весело.
Вопросы:
- Для кого Полина устроила праздник?
Ответ: Полина устроила праздник для своих игрушек.
- Чем угощала девочка гостей?
Ответ: Девочка угощала гостей печеньем, пирогом с повидлом
и компотом.
- Что делал медвежонок?
Ответ: Медвежонок играл на пианино.
- Что делал попугай?
Ответ: Попугай пел веселые песни.
- Что делала кукла?
Ответ; Кукла танцевала.
Кубики для полного пересказа «Праздник»