Методическое пособие по театрализованной деятельности «Я и театр» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Беридзе, О. А. Методическое пособие по театрализованной деятельности «Я и театр» / О. А. Беридзе, С. А. Небольсина, В. Г. Плотникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8377/ (дата обращения: 16.11.2024).



Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

К. С. Станиславский

Введение

Мы живем в такое время, когда перед нами стоит множество проблем, чтобы мы ни говорили, будь то в науке, промышленности, образовании или искусстве. Да, современная эпоха — это время стресса, различных взлетов и падений, а также еще более драматических падений в судьбах людей. Средства массовой информации, телевидение, кино и даже детские фильмы приобрели довольно большую степень агрессивности, атмосфера пропитана негативными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это построено на незащищенных эмоциях детей. Можем ли мы, взрослые, помочь детям научиться любить и беречь этот мир? И все это мы должны начать чувствовать и понимать уже сейчас, пока дети не выросли и не отвернулись от нас, пока они не поверили нам и не прислушались к нашим словам. Мир детства находится рядом с нами и внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка и говорит с нами голосом самого ребенка. Когда-то это был наш мир, но мы покинули его и не можем в него вернуться. Как мы можем заглянуть в этот мир хотя бы на мгновение? Чтобы предаться детской радости оттого, что мы хоть на мгновение увидели чудесную планету под названием Детство. Не заглянув в этот мир, мы не сможем понять не только детей, но и самих себя. Драматическая деятельность помогает открыть дверь в мир разума этих детей. Вся наша жизнь — это одна большая сцена, и от того, какую роль в ней выберет ребенок, зависит его первый дошкольный опыт. Там они не только получают информацию об окружающем мире, законах общества и красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире и строить свои отношения. Для этого необходима творческая личность (внимание, воображение, логика, эмоциональная память, хорошо развитый язык и мимика), то есть умение вести себя в обществе. Драматическая деятельность способствует развитию всех этих качеств. Театрализованная деятельность служит для детей мостом для получения положительного опыта, который помогает им осознать реальность окружающего мира.

Актуальность театральной деятельности

Современная система дошкольного образования характеризуется принципиально новой ситуацией, которая меняет подход дошкольных учреждений к образовательному процессу. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования образовательные задачи решаются, прежде всего, в форме игры, познавательно-исследовательской и творческой деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Особое место занимает театрализованная деятельность, которая является эффективным средством социализации детей дошкольного возраста, понимания нравственного смысла литературных и фольклорных произведений, участия в групповой деятельности. Театрализованная деятельность способствует расширению представлений детей об окружающем мире, их взаимоотношениях, способностях, интересах, познавательных процессах, коммуникативных навыках и творческих способностях.

Театральная деятельность помогает решить многие образовательные задачи, связанные с формированием выразительной речи детей, их интеллектуальным, художественными эстетическим воспитанием. Участвуя в театральной деятельности, дети могут стать участникам и различных событий из жизни людей, животных и растений, больше узнать об окружающем мире. В то же время через театральную деятельность у детей развивается интерес к собственной культуре, литературе и театру. Дети развивают уважительные отношения друг с другом. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе. Увлеченность детей театральной деятельностью, их внутренний покой, расслабленность, легкое и непринужденное общение взрослых и детей, почти мгновенное исчезновение комплекса «не могу» — все это удивляет и привлекает детей. Очевидно, что театральная деятельность помогает детям стать творческими людьми, способными чувствовать новизну и импровизировать. Нашему обществу нужны люди с такими качествами, умеющие уверенно входить в современные ситуации без предварительной подготовки, умеющие использовать свой творческий потенциал. Они познают радость преодоления трудностей общения и преодоления неуверенности в себе. Увлеченность детей театральной деятельностью, их открытость, непринужденное общение взрослых и детей, почти полное исчезновение комплекса «не могу» — все это удивляет и восхищает. Очевидно, что театральная деятельность учит детей становиться творческими людьми, способными чувствовать новизну и импровизировать. Наше общество нуждается в людях с такими качествами. Такие люди могут уверенно вступать в статус-кво и творчески подходить к решению проблем без предварительной подготовки.

Вид проекта:

Долгосрочный, творческий, групповой.

Срок действия:

2019–2020 учебный год.

Предмет:

Театрализованная игра как средство развития творческих и речевых способностей детей среднего дошкольного возраста.

Участники проекта:

Дети, воспитатели группы, родители.

Цель:

Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

З адачи:

  1. Формирование представления о театре у детей дошкольного возраста, эмоционально-положительного отношения к нему.
  2. Подбор литературных произведений для театральных постановок: с нравственной идеей, понятной детям, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными качествами.
  3. Создание предметной среды разработки, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
  4. Формирование способности эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать ее персонажа.
  5. Развитие у детей навыков художественного и лингвистического изложения выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять различные интонации, выражающие характер сказки, применять.
  6. 6.Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброты, сопереживания), которые способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  7. Привлеките родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.

Этап 1

Обоснование актуальности и важности проекта:

Игра является одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка среднего дошкольного возраста и представляет собой театр и театрализованные игры, поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, а театр — одним из наиболее доступных видов искусства, который может решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственное воспитание, развитие коммуникативных качеств личности, развитие речи, воображения, выдумки и инициативы.

Педагогические возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в нем, дети знакомятся с окружающим миром через картинки, цвета и звуки, а умело, заданные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Улучшение речи также тесно связано с умственным развитием. Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационная выразительность. Сыгранная роль, высказанные намеки ставят малыша перед необходимостью выражаться ясно, доходчивее. Он совершенствует диалогический язык, его грамматическую структуру.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, связывает его с духовными ценностями. Не менее важно, чтобы театрализованные игры развивали эмоциональную сферу ребенка и заставляли его сочувствовать персонажам.

Театральные постановки также позволяют развить опыт социального поведения, потому что любое литературное произведение или сказка для дошкольников всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и самобытностью.

Именно способность ребенка идентифицировать себя таким образом оказывает положительное влияние на формирование черт личности.

Кроме того, театрализованное занятие позволяет ребенку косвенно решать многие проблемные ситуации от имени одного персонажа. Это помогает преодолеть застенчивость, неуверенность в себе и застенчивостями.

Этап 2

Разработка проекта:

Создана содержательная тематическая развивающая среда для работы над проектами по повышению интереса к театру. В детском саду создан уголок театра и драматизации. Уголок оборудован различными видами театра: столы, планшеты, BiBaBo, пальчики, тени, фланелеграф, реквизит воссоздания сценок.

Есть художественный уголок для самостоятельной художественной деятельности детей и музыкальный уголок с набором различных дидактических игр и инструментов.

Воспитатели:

Разработали систему занятий, игр и упражнений.

Подбирали музыкальные материалы, создающие музыкальные и языковые связи.

Подбирали песни для исполнения с детьми.

Этап 3

Методическая работа

  1. разработать методические рекомендации для сотрудников, разрабатывающих проект.
  2. отчет по образованию: «Особенности организации дошкольного театра».
  3. консультации:«Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»; «Роль сказки в эмоциональном развитии детей».

Воспитательная работа с детьми:

На основе диагностики определяются формы, методы и средства работы.

Этап 4 « Презентация»

Дети показывают родителям сказку «Теремок».

Результаты проектной деятельности.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Просвещение, 1991. — 201 с.
  2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры — занятия. С-П.: Союз, 2001. — 310 с.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов н/ Дону: Феникс, 1998. — 480 с.
  4. Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1982. — 234 с.
  5. Колчеев, Ю.В., Колчеева, Н. М. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2003. — 128 с.
  6. Кушаева, Н. А. Основы эстетического воспитания.- М.: Просвещение, 1986. — 109 с.
  7. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика. — М.: Просвещение, 1988. — 384 с.
  8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: Сфера, 2001. — 128 с.
  9. Перекатьева О. В. Театрализованные праздники. — Ростов н/ Дону: Феникс, 2005. — 320 с.
  10. Петрова Т. И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М.: Школьная пресса, 2003. — 128 с.
  11. Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. / Под ред. О. И. Киселевой. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. — 92 с.
  12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр. — М.: Арки, 2004. — 201 с.
  13. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., № 3,2008. — 59 с.
  14. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1999. — 156 с.
  15. Фольклор — музыка — театр. /Под ред. С. И. Мерзляковой./ — М.: Просвещение, 2000. — 259 с.
  16. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Москва-Синтез, 2008. — 144 с.
  17. Ядешко, В. И. Дошкольная педагогика. — М.: Просвещение, 1978г. — 396 с
Задать вопрос