Игрушки-мотиваторы в работе с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной организации
Авторы: Савельева Яна Ивановна, Девяткина Елена Витальевна, Глухова Ольга Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 23.05.2023
Статья просмотрена: 77 раз
Библиографическое описание:
Савельева, Я. И. Игрушки-мотиваторы в работе с детьми с ЗПР в дошкольной образовательной организации / Я. И. Савельева, Е. В. Девяткина, О. А. Глухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8384/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова : игрушка, мотивация, дети с ЗПР
Для игрушки самое главное — сделать ребёнка счастливым.
Цитата из мультфильма «История игрушек 2».
Наряду с неравномерностью психического развития детей с ЗПР, выделяют ряд общих особенностей, которые соответствуют их поведению и деятельности:
— низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
— недостаточность организованности и целенаправленности;
— выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
— большое количество ошибок.
Низкий уровень мотивации познавательной деятельности стоит среди особенностей на первом месте.
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, ребёнок не будет готов к постановке целей. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.
Цель мотивации — вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлечённости, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Одна из игровых мотиваций — «Помоги игрушке» , при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме :
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
- Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- По окончании работы игрушка-подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Воспитатели нашего детского сада, занимающиеся с воспитанниками с осложнённым ортопедическим статусом и задержкой психического развития для привлечения детей к театрализованной деятельности придумали и изготовили персонаж-мотиватор «Матрёшки» , который состоит из пяти матрёшек.
Цель: Развитие интереса детей к театрализованной деятельности и желания участвовать в ней (рис. 1).
Рис. 1
Большая матрёшка (одна сторона) — «Театр на фартуке» (рис. 2).
Задачи:
— создать положительный эмоциональный настрой на сказку;
— побуждать детей принимать участие в играх-драматизациях на темы знакомых сказок.
Рис. 2
Большая матрёшка (обратная сторона) может вовлекать в различные виды театрализованной деятельности — «Мир чудес и волшебства» (рис. 3. 4, 5).
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Задача: поддерживать интерес к сказкам, музыке, инсценировкам.
Комплектация средней Матрёшки меняется в соответствии с поставленной задачей. Она может быть афишей (рис. 6).
Задача:
— способствовать накоплению у детей представлений о различных видах театра;
— заинтересовать в сюжете сказки (представления).
Рис. 6
Эта же Матрёшка только с вложенным руку платком увлекает детей в мире эмоций (рис. 7, 8).
Задачи: -вызвать интерес к схематичным изображениям эмоций радости, злости, грусти и т. д.,
— развивать желание изображать эти эмоции используя мимику, жесты, движения, голос;
— формировать умение осознанно относится к собственным и чужим чувствам, эмоциям.
Рис. 7 Рис. 8
Три маленькие матрёшки — «Театральный этикет» (рис. 9).
Задача: приобщать детей к культуре поведения в театре, к осознанному выполнению правил поведения.
Рис. 9
Учитель-логопед в своей работе с детьми ЗПР по развитию элементарных графических навыков использует игрушку-мотиватор «Малыши-карандаши».
Одной из задач игрового пособия является развитие и удержание интереса к занятиям по дополнительному образовательному модулю «Школа Умелого карандаша». Все задания объединены весёлыми персонажами.
Игровой материал представляет собой две игрушки — вязаные крючком олицетворённые карандаши (рис. 10) и шкатулку-пенал с сигналами (рис. 11). Сигналы из пенала крепятся к ручкам карандашей липучкой и указывают на тот или иной этап занятия.
Рис. 10 Рис. 11
Зрительные сигналы (рис. 12) :
— мячик,
— счётные палочки,
— геометрические фигуры,
— пластмассовая буква,
— карточка с нанесённой на неё штриховкой,
— карточка с цифрами и стрелками (графический диктант),
— уменьшенная модель рабочей тетради «Школа умелого карандаша».
Рис. 12
Один из Карандашей в кепке. Если кепка закрывает глаза карандаша — это сигнал к тому, что последуют задания на зрительную память.
Если этап работы требует взаимопроверки или выполнения задания в паре, выставляются два Карандаша.
Дидактические задачи:
— поддерживать детское любопытство и развивать интерес к совместной деятельности со взрослым;
— развивать познавательные процессы: зрительное восприятие и память, мышление.
Создание игровой мотивации и использование героя-персонажа тесно взаимосвязаны. Появление персонажа: удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выполнить его поручение или просьбу. Яркий образ врезается ребёнку в память. Детское стремление общаться и помогать «гостю» существенно увеличивает активность и заинтересованность детей. Игрушки-мотиваторы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности, речь, корректируют поведение детей.
Литература:
- Нина Афонина. Характеристика мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 23.09.2022. — URL https://spravochnick.ru/pedagogika/harakteristika_motivacionno-potrebnostnoy_sfery_detey_s_zpr/
- Гришко Е. В., Анисимова Л. С. Особенности формирования мотивационной сферы детей с задержкой психического развития в процессе воспитания и обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-formirovaniya-motivatsionnoj-sfery-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-v-protsesse-vospitaniya-i-obucheniya.html (Дата обращения: 27.03.2023).
Похожие статьи
Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования
В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора
В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»
Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...
Похожие статьи
Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования
В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные подходы к речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора
В статье авторы раскрывают опыт работы по речевому развитию детей с ОВЗ в детском саду средствами лего-конструктора.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты
В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.
Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»
Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...