Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»
Автор: Мишакина Екатерина Андреевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 23.05.2023
Статья просмотрена: 56 раз
Библиографическое описание:
Мишакина, Е. А. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б» / Е. А. Мишакина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8393/ (дата обращения: 16.11.2024).
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Цель: дифференциация звуков [Б-Бь]. Знакомство с буквой Б.
Методы и приемы:
– Наглядный (пособия, картинки).
– Словесный совместная речевая деятельность).
– Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, самомассаж).
– Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Словарная работа: закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение».
Материал и оборудование:
Демонстрационный: столы и стулья по количеству детей, экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию, письмо, конверты с заданиями, таблицы с ребусами, изображение Буратино, образ буквы Б, разноцветные камешки, золотой ключик.
Раздаточный: молоточки, колокольчики, пеналы с фишками для выполнения звукового анализа слов, предметные картинки, набор цв. камешков для выкладывания буквы Б, деревянные ложки по количеству детей.
Задачи |
Задачи индивидуальной работы с детьми |
|||
Коррекционно-образовательные: — закрепить артикуляцию звуков Б-Бь; — закрепить умение производить звуковой анализ слов; — закрепить навык определения позиции звуков Б-Бь в словах; — познакомить с графическим образом буквы Б; — совершенствовать навык чтения слогов, слов. Коррекционно-развивающие: — развивать фонематическое восприятие; — развивать общую и мелкую моторику; — развивать пространственную ориентировку; — учить синхронизировать речь с движениями; — осуществлять профилактику дисграфии. Коррекционно-воспитательные: — вызвать эмоциональный настрой детей на занятие; — воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи; |
- активизировать словарный запас малоговорящих детей; — контролировать звукопроизношение детей. |
|||
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
Планируемый результат |
Психологический настрой |
Предварительный настрой. Приветствие, установление зрительного контакта. Логопед: — «Раз, два, три, четыре, пять – Становитесь в круг играть! Здравствуй, дорогой сосед, Улыбнись ка мне в ответ. Ты сегодня не грусти И улыбку всем дари!» — Давайте сейчас подарим друг другу теплые, добрые слова. |
Создает атмосферу психологической безопасности, эмоциональный контакт |
Приветствие, участвуют в действиях. Дети стоят на ковре и держатся за руки. Дети называют добрые слова, определяя первый звук в слове (Я дарю всем слово на звук Р — Радость, на звук У — улыбку и т. д.) |
Психологическая готовность детей |
Вводно-организационный |
Логопед: «Ребята, вы- молодцы! Присаживайтесь на свои места… Спинки прямо, ножки полной ступней стоят на полу. |
Вовлекает в слушание, активизирует внимание |
Занимают свои места за столами |
Формальная готовность к предстоящей деятельности |
Мотивационно-побудительный |
Логопед: «Пока мы с вами называли добрые слова кто-то оставил нам письмо. Давайте прочитаем его!» «Милые мои друзья, будущие школьники, Пишет вам Буратино по такому поводу; Помогите мне, друзья, выполнить задания. Очень я надеюсь на ваши ум и знания» |
Эмоционально вовлекает в совместную деятельность. На слайде появляется изображение Буратино. |
Читающие дети помогают прочитать письмо |
Внутренняя мотивация на деятельность |
1 этап. «Знакомство со звуками Б-Бь» |
Логопед: «Послушайте и определите, какой звук чаще встречается в этом стихотворении: Б ара б ан б однул б аран, Б ух, и лопнул б ара б ан». «Какой это звук, дайте ему характеристику. Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? Кто еще изображен на слайде? Какой звук вы слышите вначале этого слова? Дайте этому звуку характеристику. Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук?» |
Показывает слайд № 3, на котором баран играет на барабанах. Слайд № 4. Задает вопросы стимулирующие процесс мышления. Эмоционально включает в действие. Активизирует знания о звуках. |
Отвечают на вопросы, рассказывают, отвечают |
Дать хар-ку звуков Б-Бь. Активизация коммуникативного опыта детей. Знакомство со звуками Б-Бь. |
2 этап «Дифференциация картинок на звуки Бь- Б». |
Логопед: «У друзей Буратино Бима и Бома, праздник. Он передал им подарки. Поможете определить кому из гномов подарок отдать?» |
Слайд № 4 Перечисляет слова, стимулируя процессы внимания и фонематического восприятия |
Дети встают за стульчиками. Выполняют движения в соответствии с инструкцией. На слово со звуком Б стучат молоточком, со звуком Бь — обнимают сами себя. |
Развитие фонематических процессов |
3 этап «Определение местоположения звука в слове» |
Логопед: «Ребята, Бим и Бом очень довольны подарками и решили нас тоже порадовать. Они передали нам подарки». «Но вам нужно будет догадаться, что положили в мешочки Гномики» «Где находится звук Б / Бь в слове: в начале, в середине или в конце слова?» |
Предлагает детям мешочки с предметами. Задает вопросы стимулирующие процесс мышления. Задает направление деятельности, создает атмосферу сюрпризного момента. |
Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют. Участвуют в деятельности, работают с схемой определения положения звука в слове. |
Активизация коммуникативного опыта детей. Снятие психоэмоционального напряжения. Получение нового игрового опыта. |
4 этап «Физкультминутка» |
Руки растираем И разогреваем, И лицо теплом своим нежно умываем. Пальчики сгребают все плохие мысли. Ушки растираем сверху вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом руками трогаем мы щечки |
Показывает движения в соответствии с текстом. |
Повторяют движения за логопедом в соответствии с текстом |
Предупреждение переутомления детей. Осуществляют контроль своих действий. |
5 этап. «Звуко-буквенный анализ слов с использованием звуковых схем» |
Логопед: «Ребята, давайте с помощью символов, которые лежат у вас на столах, выложим слово (картинка) — БАНТ». «Замените букву А на букву И (картинка) — БИНТ. Что изменилось? Поменяются ли символы в схеме слова?» |
Задает вопросы стимулирующие процесс мышления. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Помогает. |
Используют символы, выкладывая звуковую схему слогов. Наблюдают за действием логопеда и других детей. |
Активизация навыков звукового анализа. |
6 этап «Развитие фонематического слуха» |
Логопед: «Посмотрите, что приготовил для нас Буратино (деревянные ложки)». «БА-БО-БУ-БЫ. БАМ-БОМ-БУМ-БИМ. БДА-БДО-БДЫ-БДУ». |
Логопед приглашает детей на ковер, где их ждут деревянные ложки. |
Дети проговаривают слоговые ряды, отстукивая каждый слог на ложках. Синхронно. |
Развитие фонематического слуха, чувства ритма, Осуществление контроля за своими действиями. |
7 этап «Знакомство с буквой Б» |
Логопед: «Палочка и палочка, Кружочек — оборотик, Отрастила буква Б Кругленький животик. Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком». «Давайте создадим образ букве Б. — Что любит одевать буква Б? (берет, босоножки, брюки, боа, шубу…). — Какие цвета ей нравятся? (белый, голубой, бардовый…). — Что любит есть? (борщ, бананы, кабачки…). — С какими животными дружит? (бегемот, барсук, собака…)». |
Логопед демонстрирует детям слайды с примерами слов-подсказок, включая слова не подходящие к правильным ответам. |
Дети сидят за столами, за каждый правильный ответ получают разноцветный камушек. |
Закрепление новой буквы. Предупреждение переутомления детей. Активизация словарного запаса детей. |
Продуктивная деятельность |
Логопед: «Ребята, в баночках перед вами лежак камушки, положите камушки, которые вы получили на последнем задании в эту же баночку. Сейчас с помощью цветных камушков, мы с вами будем выкладывать букву Б. Давайте вспомним из скольких частей она состоит?». |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Наблюдает за выполнением задания, помогает тем детям, которые испытывают затруднения. |
Используют нетрадиционный материал для выкладывания буквы Б |
Закрепление образа буквы. Овладение конструктивными способами. |
Игра «Найди правильную букву» |
Логопед: «Ребята, достаньте из конвертиков, которые лежат у вас на столе, письмо от Буратино». «Посмотрите, все ли буквы написаны им правильно? Зачеркните карандашом буквы, которые написаны неправильно». |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Поддерживает интерес у детей. Помогает детям, испытывающим затруднения. |
Выполняют задание. Задают вопросы при необходимости. |
Закрепление образа пройденных букв. Профилактика оптической дисграфии. |
Рефлексия |
Логопед: «Ребята, какие вы молодцы! Скажите, какой сказочный герой решил поиграть с нами? Какие звуки мы научились слышать и различать? Какая буква обозначает эти звуки? Что вам сегодня больше всего понравилось? Мне очень понравилось с вами играть, большое спасибо». |
|||