Интересная и увлекательная артикуляционная гимнастика для языка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 24.05.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Костюкова, Е. С. Интересная и увлекательная артикуляционная гимнастика для языка / Е. С. Костюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8398/ (дата обращения: 17.10.2024).



Хочу рассказать, для чего артикуляционная гимнастика нужна, как выполнять её и каким образом выполнение артикуляционной гимнастики повлияет на исправление дефектов звукопроизношения у детей.

В моей работе учителя-логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение.

Артикуляционная гимнастика это комплекс упражнений, направленных на укрепления мышц артикуляционного аппарата, также развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, и самое главное отражает в речевом процессе.Выполнения главных движений и положений органов артикуляционного аппарата, и совмещать простые движения в сложные, для правильного произнесения звуков.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой мышц — это жевательных, глотательных и мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — она тренируют подвижность органов артикуляционного аппарата, отработки положения губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины занятий артикуляционной гимнастикой.

  1. Для развития речевого слуха, чтобы дети смогли научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Чтобы дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогли быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, часто встречаются случаи, где у детей «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой помогает всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Виды артикуляционных упражнений:

Статические упражнения выполнять надо для того, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5–10 секунд. Упражнения — бегемот, ворота, лопаточка, чашечка, иголочка, горка, грибок.

Динамические упражнения можно выполнять по 6–8 раз, отрабатывается подвижность языка и губ. Упражнения — часики, качели, футбол, лошадка, маляр, вкусное варенье, чистим зубки.

Движения для губ и щек можно выполнять упражнения улыбка, заборчик, трубочка, бублик.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять так:

  1. Проводить перед зеркалом вместе с взрослым, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
  2. Наблюдать, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  3. Когда у ребёнка будет получаться гимнастика, то можно применять в различных игровых приёмах. Выполнение такой гимнастики поможет постановке красивого и чёткого звукопроизношения у вашего ребёнка.

Артикуляционную гимнастику хорошо понимают все взрослые, но далеко не каждый ребёнок соглашается ежедневно и перед зеркалом выполнять однообразные скучные движения губами и языком. Для этого я применяю в своей работе занимательные и вкусные артикуляционные упражнения, с которыми познакомила и рекомендовала родителям и педагогам использовать её с детьми.

Дети выполняют с радостью, так как при их выполнении используются сладости, печенье, конфетки, витаминки и леденцы.

Упражнения с бубликом.

  1. Маятник — попади в правое кольцо.
  2. Маятник — попади в левое кольцо.
  3. Трубочка — свернуть язычок трубочкой внутри бублика.
  4. Лопаточка — положить язычок в бублик и удержать, а потом поглаживание бубликом.
  5. Иголочка — попасть в кольцо бублика и удержать язычок острым.
  6. Замок — язычком удержать бублик и поднять к верхней губе.

Упражнение «Конфетка»

  1. Облизывать конфету-карамельку на палочки. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Важно, чтобы язык смог дотянуться до неё. Начинать лучше с конфеты большего размера, затем берём конфетки поменьше.
  2. Тянемся кончиком языка к конфете, потом выполняя движения вверх-вниз. Язык в ротовую полость не убирать, головой не двигать (5 раз).
  3. Чупа-чупс поместить в уголок рта, язык тянется к конфете. Голову не поворачивать, а держать прямо. Затем, то же движение в противоположную сторону (5 раз).
  4. Конфету поместить над верхней губой, а язык выполняет движения вперед-назад по конфете (5 раз).
  5. Убрать конфету, после неё над верхней губой остался сладкий след. Слизывать этот сладкий след широким языком: облизать верхнюю губу одним широким движением языка и убрать его в рот (5 раз)
  6. Карамель поместить в рот. Языком перемещать конфету поочередно за правую, а затем за левую щеку. Руками при этом конфету не держать, и не помогать (5 раз).
  7. Ребёнку нужно удержать чупа-чупс между верхней и нижней губой.
  8. Упражнение немного сложнее. Удерживаем чупа-чупс, прижимая его языком к нижним зубам. Можно помочь держать чупа-чупс рукой.

Упражнения с мёдом.

  1. Качельки в домике — губы в улыбке, широко открыть рот, острым язычком притрагиваться к верхним, а потом к нижним зубам на счёт (1–2–3–4). Мёдом помазать верхние и нижние зубы.
  2. Грибочек — помазать нёбо мёдом и присосать широким язычком всей плоскостью к нёбу и открыть рот до 10 (повторение 3 раза).
  3. Лопаточка — намазать нижнюю губу мёдом и положить широкий язык на неё — удерживать до 10 (повторение 3 раза).

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3936.jpg C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3939.jpg

Качельки в домике.

Упражнения с витаминкой (аскорбиновой кислотой).

  1. Иголочка — улыбнуться и удержать язычок острым и положить витаминку на край языка, счёт до 7 (повторять 3 раза).
  2. Трубочка — открыть рот, достать широкий язык и загнуть его боковые края вверх, а потом положить витаминку, счёт до 10 (повторять 4 раза).
  3. Оближем губки — рот открыт и медленно, не отрывая языка облизать верхнюю губу по кругу, а на конец языка положить витаминку.

Упражнения с водой.

1. Ребёнок удерживает позу чашечка счёт до 10, а взрослый наливает воду с помощью одноразового шприца, а потом с удовольствием выпивает воду после окончания выполнения упражнения (повторение 4 раза).

Чашечка с водой

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3957.jpg

Упражнения с ватными шариками.

  1. Сдуй пушок — улыбнуться, открыть рот и положить маленький ватный шарик на нос, а потом широким язычком сдуть (повторять 5 раз).
  2. Лови шарик — широкий язычок в форме чашечки прижать к верхней и сдуть ватный шарик с носа (повторять 3 раза).

Упражнения с ватными палочками.

  1. Гудит корабль — губы в улыбке, рот открыт, а ватную палочку положить на середину язычка, с напряжением произнести долго «ы –ы — ы».
  2. Удержи не урони — улыбнуться, открыт рот, кончиком язычка удержать ватную палочку за верхние зубы, а потом за нижние зубы (повторять 4 раза).
  3. Дождик барабанит — улыбнуться, открыть рот, кончиком язычка постукивать за верхними зубами «дын — дын — дын», а с помощью ватной палочки удерживать язычок, чтобы не падал (повторять 5 раз).

Упражнения с новогодним дождиком.

  1. Выполнять короткий вдох носом и полностью выдох через рот, произносить короткий звук «фу — фу — фу», а дождик на палочки держать перед собой, тогда упражнения правильно выполнено (повторять 5 раз).
  2. Повторять упражнения № 1, только подключать другие звуки «к — г» (повторять 4 раза).

Я надеюсь, что мои упражнения помогут улучшить подвижность языка и губ, самое главное силу их движений, и поможет детям чётко проговаривать конкретные звуки. А родителям не забывать, полноценное развития ребёнка — это хорошая речь, я думаю, что мои упражнения заинтересуют взрослых и детей, и помогут достичь результата!

Похожие статьи

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Пальчиковая гимнастика «Швы»

В статье предлагается методика коррекции мелкой моторики рук посредством комплекса пальчиковой гимнастики «Швы». Комплекс упражнений разработан специально для применения на уроках швейного дела для активного формирования двигательных и профессиональн...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Методическая разработка для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «История бумажного листа»

Современного человека окружает огромное количество предметов. Используя их в повседневной жизни, мы редко задумываемся об истории их возникновения, их свойствах и т. д. Одним из таких предметов является бумага. На ней печатают книги и газеты, ею изда...

Похожие статьи

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Пальчиковая гимнастика «Швы»

В статье предлагается методика коррекции мелкой моторики рук посредством комплекса пальчиковой гимнастики «Швы». Комплекс упражнений разработан специально для применения на уроках швейного дела для активного формирования двигательных и профессиональн...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Методическая разработка для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «История бумажного листа»

Современного человека окружает огромное количество предметов. Используя их в повседневной жизни, мы редко задумываемся об истории их возникновения, их свойствах и т. д. Одним из таких предметов является бумага. На ней печатают книги и газеты, ею изда...

Задать вопрос