Книга как важный источник развития предпосылок грамотности у дошкольников
Авторы: Мартынова Татьяна Юрьевна, Шарафутдинова Эльвира Станиславовна, Федотова Надежда Валериевна, Герасимова Любовь Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.
Дата публикации: 19.06.2023
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Мартынова, Т. Ю. Книга как важный источник развития предпосылок грамотности у дошкольников / Т. Ю. Мартынова, Э. С. Шарафутдинова, Н. В. Федотова, Л. М. Герасимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8468/ (дата обращения: 16.11.2024).
Развитие любви к чтению у детей и потребности обращения к книгам как важным источникам информации будут способствовать не только целенаправленные действия взрослых, связанные с книгой, но и окружающее пространством. [2]
Работая по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» наше дошкольное учреждение уделяет развитию речи как важнейшему фактору успешности дальнейшего школьного образования в развития предпосылок грамотности. [1] Программа, следуя требованиям Стандарта, определяет содержание образовательной области речевого развития:
— с одной стороны, как общее овладение ребенком речью: обогащение словаря, развитие связной, интонационно и грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи;
— с другой стороны, как более специальную задачу по развитию предпосылок формирования грамотности: развитие фонематического слуха, знакомство ребенка с книжной культурой, детской литературой, понимание им на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование речевой активности. [1]
В современном образовании понятие «грамотность» определяется как процесс социализации, приобщения детей к книжной культуре, литературе, знакомство с текстами разного жанра, понимание значения письма и чтения для существования и развития общества. [1]
Какие же предпосылки грамотности включает основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»:
— понимать текст: следить за сюжетом длинного рассказа, понимать смысл текста и обсуждать его;
— устанавливать связь между текстами (историями) и собственным опытом;
— развить способность абстрагироваться в речи от конкретных, знакомых ситуаций;
— понимать звуковой строй языка («фонематический слух», «фонологическое восприятие»);
— научиться рассказывать истории или случаи из жизни в правильной последовательности событий; испытывать удовольствие от рассказывания, уметь рассказывать об отвлеченных понятиях так, чтобы это было понятно слушателям;
— проявлять интерес и любовь к книгам и историям;
— знакомиться с книжной и письменной культурой: усвоить значения слов «автор», «иллюстратор», «заглавие»;
— понимать связи между текстом и картинкой;
— познакомиться с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);
— узнать, что такое библиотека;
— различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно- популярный текст и т. д.);
— развить интерес к играм со словами и звуками, рифмами и стихами;
— понять, что с помощью языка можно создавать вымышленные миры, развивать воображение;
— развить интерес к письму и письменной речи: сделать первые попытки написания букв, символов, играть с письменными образцами; расшифровывать буквы и сим волы;
— познакомиться с буквами, функциями шрифта и экспериментировать в этой области [1].
Для проектирования образовательного процесса речевого развития нам помогает использование в своей ежедневной практической деятельности программно-дидактического комплекта «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду». Данный комплект:
— позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста;
— охватывает все направления речевого развития;
— предусматривает сопутствующий материал для речевого развития;
— позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.
Для развития предпосылок грамотности большое значение имеет создание условий в группе. По реализации темы: «Книги и печатные издания», предложенной по инициативе детей на Детском совете, в центре книжного уголка совместно с родителями разместили: книги разных жанров, детские и взрослые журналы механическую пишущую машинку, буквы на плакатах и вырезанные из журналов, цветную бумагу для создания книжек, степлеры, ламинатор, «Детскую типографию» дидактического комплекта «Речь: плюс»
Одна из эффективных форм по реализации темы, предложенной детьми, является модель трех вопросов и составление плана-паутинки.
Модель трех вопросов по теме «Книги и печатные издания»
Что знают |
Что хотят узнать |
Что нужно сделать |
Книги можно читать. (Тамара) Из книг можно что-то узнать. (Матвей) В книгах есть картинки. (Ульяна) Можно купить в магазине книги, газеты, журналы, они продаются. (Миша) Любим читать с мамой сказки. (София) |
Как появляются книги, газеты, журналы? (Катя) Кто их печатает и где? (Василиса) Хочу узнать как пишутся слова? (Демид) |
Спросить, чтобы рассказали взрослые. (Даша) Посмотреть в энциклопедии. (Ева) Посмотреть и почитать в интернете. (Матвей) Сходить на экскурсию в библиотеку, книжный магазин. (Кристина) Найти печатную машинку. (Женя) Можно сделать книгу. (Егор) |
План-паутинка по теме «Книги и печатные издания»
Книга |
Игра |
Искусство |
— Узнать интересные факты о книгах в энциклопедии. — Рассмотреть книги, журналы, газеты (детские взрослые книги, рассматривание шрифта, книги разных жанров) — Рассматривание иллюстраций, обложек книг, журналов |
— С/р «Магазин книг», «Библиотека», «Книжная мастерская», «Почта» — Д/и «Кому что нужно» — Игра «Назови звук и найди букву» — «Детская типография» — «Назови слово на букву» — Настольные игры по сюжетам художественной литературы. — «Найди книгу по описанию» — «Из какой сказки слово» |
— Рисование: «Обложка любимых книг». — Иллюстрирование сказок. —Аппликация: «Буквы». — Лепка: «Вылепи букву» |
Математика |
Грамота |
Музыка |
Дидактические игры: —«Длинное и короткое слово» — «Посчитай книги» — «Посчитай сколько букв и звуков» |
- Игра «Прохлопай слово по слогам» — Занятие: «Буквы и звуки речи» — Проговаривание чистоговорок про книги |
- Слушание и разучивание песен про книги: «Книжкин дом», «Песенка про книжки», «Бабушка почитай». Игра: «Спой звук» |
Приложение
Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста
«Как рождается книга»
Задачи:
— Познакомить детей с трудом работников типографии.
— Познакомить детей с процессом создания, оформления книги.
— Развивать интерес к письму и письменной речи: продолжать делать первые попытки написания букв, играть с письменными образцами.
— Продолжать знакомиться с буквами.
— Показать значимость каждого компонента труда в получении результата.
— Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Предварительная работа: Рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какие книги бывают. Рассматривание электронных версий книг. Беседа с детьми о детских авторах и иллюстраторах. Рассматривание печатной машины детьми и работа с ней. Побеседовать с детьми о значении книги в жизни человека. Посетить с детьми библиотеку. Лепка из пластилина букв алфавита, написание букв и рисование к буквам соответствующих картинок.
Словарная работа: типография, наборщик, печатник, резчик бумаги, переплетчик.
Материал. Различные книги, буквари и азбуки, проектор, компьютер, ламинатор, листы бумаги с буквами, картинки с соответствующие буквами, листы бумаги со словами и штампы с буквами, клей, кисточки, картинки, буквы для обложки книги — букваря.
Ход образовательной деятельности
Дети с воспитателем сидят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем совете, я предлагаю обсудить, какую книгу читать интереснее электронную или бумажную? ( ответы детей ).
Бумажную книгу можно потрогать, перелистать, уловить особенный запах, в ней много красочных иллюстраций. И самое главное преимущество в том, что информация из нее усваивается лучше и остается в памяти дольше.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы как создают книги? Где их печатают? (ответы детей). Хотели бы вы увидеть рождение книги своими глазами? Тогда, приглашаю вас на виртуальную экскурсию в типографию.
Видеоролик «Виртуальная типография»
Идет видеоролик, и воспитатель рассказывает о типографии и людях разных профессий, работающих при создании печатного издания — книги.
Воспитатель : Мы с вами находимся в современной типографии. Типография-это предприятие, главная задача которого набирать и печатать разные издания: от маленького блокнота, до огромной книги.
В типографии работают люди необычных профессий: наборщик печатник, резчик, переплетчик, редактор, оформитель.
На начальном этапе наборщик набирает тексты на компьютере и переносит их на металлические пластины, которые отправляют в печь и запекают при высокой температуре.
На следующем этапе весь материал отправляется в печатный цех, где с помощью металлических пластин переносится на бумагу. За работой оборудования следит печатник.
Специалист контролирует вязкость краски ее распределение по зонам, подачу бумаги, вернее огромных рулонов длиной около 20 000 метров. Так же в его обязанности входит контроль качества печати и выпускаемой продукции.
Напечатанные листы попадают к нарезчику. Его задача правильно и ровно нарезать листы бумаги с помощью специальной резальной машины. От качественного выполнения этой операции часто зависит результат труда целой типографии.
Пока листы режутся делается обложка. Обложка книги жесткая, ее изготовление — отдельный процесс, где-то автоматизированный, где-то ручной. Детали будущей обложки вырезают, сгибают, и проклеивают специальным клеем.
Наша книга почти готова, осталось собрать вместе все отдельные элементы. Специальные машины соединяют обложку с текстом и получается книга. Новый тираж готов. Книги упаковывают, складывают и отправляют в книжные магазины.
Воспитатель: В России первым книгопечатником стал Иван Фёдоров, который выпустил первый печатный букварь.
А кто же создал первый чувашский букварь (ответы детей)
Вы правы. Именно поэтому И. Я. Яковлева и называют просветителем чувашского народа.
Воспитатель: Где мы побывали? Люди, каких профессии работают в типографии? (наборщик, печатник, резчик, переплетчик)
Воспитатель. Посмотрите на Букварь, для чего он нужен нам? (ответы детей)
Предлагаю создать свой групповой букварь. Вы готовы к работе? Наша типография открывается!
— Перед началом работы, надо распределиться по цехам, выбирайте цветные кружочки. Кто выбрал синие кружочки, вы пойдете в цех печатников, цвет кружочков поможет найти цех, где вы будете работать, подойдите к столам. У кого оказались красные кружочки, вы отправляетесь в цех иллюстраторов, пройдите, пожалуйста, в свой цех. Кто взял желтые кружочки — отправляетесь в цех оформителей. Ребята, вы видите листы бумаги с работой и заданиями, которую вам необходимо проделать для создания будущего букваря.
— Оформители, вам необходимо подобрать картинки для оформления обложки, выложить буквы по образцу и написать слова букварь, все приклеить.
— Вам, иллюстраторы, предлагаю подобрать к букве картинки и расположить.
— Печатникам предстоит напечатать недостающую букву в слове. При затруднении можете воспользоваться подсказкой.
Преступайте к работе. Вы можете помогать друг другу, советоваться в случае затруднения. Я буду помогать, и поправлять вашу работу.
Работа детей. Спрашиваю, что ребята сделали, какая помощь нужна, поправляю в случае необходимости.
По окончании работы все листы с заданиями выкладываются на столе. Вам понравилось ваша работа, что вы делали? Людьми, какой профессии вы были? А теперь соберем наш букварь. Помогайте мне, складывайте листы друг на друга. Как в книге называются листы? — страницы. А что сделали оформители? Обложку. Какая должна быть у книги обложка? Если твердая, пропустим тогда через ламинатор. Скрепим все листы вместе с обложкой степлером. Что у нас получился? (Букварь)
Что вам понравилось делать? Трудно ли создавать книги? Надо ли их беречь? (ответы детей).
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение».- под ред.В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой — М.: Издательство «Национальное образование», 2016г. [стр.124, 127].
- Лаборатория грамотности- Л. В. Михайлова-Свирская — М.: Издательство «Национальное образование», 2015г. [стр. 8].