«С мячом играем, звуки речи различаем!» Адаптированные игры со звуковыми мячами, направленные на формирование фонематических процессов у дошкольников
Автор: Петрова Елена Федоровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 30.08.2023
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Петрова, Е. Ф. «С мячом играем, звуки речи различаем!» Адаптированные игры со звуковыми мячами, направленные на формирование фонематических процессов у дошкольников / Е. Ф. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8371/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждый педагог независимо от типа дошкольного учреждения и направленности группы, планирует и проводит образовательную деятельность по формированию фонематических процессов. Так как определенный уровень развития фонематических процессов, обеспечивает готовность к освоению грамоты, способствует предупреждению появлений нарушений в письменной речи.
Одним из значимых этапов в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста является этап формирования звукового анализа и синтеза, который осуществляется в определенной последовательности до момента знакомства детей с буквами.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что им сложно без зрительной опоры представить абстрактное невидимое понятие, как звук, научиться действовать с ним. Им необходима опора в виде графических схем, фишек, предметов-заместителей. С их помощью дети смогут рассказать о любом звуке, сравнить и наглядно их увидеть. В своей работе, направленной на формирование фонематических процессов, я использую разнообразные нетрадиционные приёмы: сигнальные карточки, вязаные мягкие кубики, клубочки, выкладывание схем на фланелеграфе, и другое. Многие отдают мячу только спортивную роль, а для меня это средство обучения и прекрасный коррекционным инструмент. Меня, как логопеда заинтересовала игровая технология «Мяч и речь» Татьяны Анатольевны Воробьевой и Ольги Игоревны Крупенчук. Изучив комплекс авторских игр, я адаптировала их, разработала новые и использую в образовательной деятельности. Целью является не научить играть с мячом, а научить, с помощью «Звуковых мячей», слышать и различать речевые звуки (фонемы).
Основным игровым материалом являются легкие пластмассовые мячи. Цветовая гамма мячей выбрана не случайно, она в точности соответствует условным обозначениям гласных и согласных звуков. Именно использование красных, синих и зеленых мячей, является нетрадиционным, при проведении образовательной деятельности по формированию фонематических процессов.
Данные игры со звуковыми мячами направлены как на развитие фонематических процессов, так и на организацию взаимоотношений детей в совместных действиях. Все предлагаемые игры и игровые приемы со звуковыми мячами построены с постепенным усложнением, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Они не привязывают ребенка к упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением. Порядок игр можно варьировать, исходя из интереса детей.
Цель: формирование умения узнавать и выделять звук (гласный, согласный) в начале слова.
— «Мяч катаем, гласный звук в слове называем».
(Педагог называет слова, название которых начинается на гласные звуки, дети катают мяч, выделяют и называют гласный звук (прокатывание мяча дети соотносят с пропеванием гласных звуков).
— «Мяч бросаем, согласный звук называем».
— «Слово называй, мяч выбирай».
— «Раз, два, три, мячик подними». Дети выбирают любые «звуковые мячи».
(Педагог называет слова на гласные или согласные звуки. По команде «Раз, два, три, мячик подними», дети поднимают соответствующие мячи).
Для использования следующих игр удобно использовать ковровые дорожки (я использую их также по цветам синий, зеленый, красный, а на мячах приклеены липучки). Педагог предлагает слова или картинки, ребенок определяет первый звук в слове и выбирает мяч соответствующего цвета, затем кладет на соответствующий коврик.
Цель: формирование умения дифференцировать звуки.
— «Красный мяч, синий мяч».
— «Синий мяч, зеленый мяч».
Цель: формирование умения узнавать и выделять звук (гласный, согласный) в конце слова.
«Звуковая цепочка» (звук последний назови, мячик нужный подбери) звук.
Цель: формирование умения подбирать и называть слова на заданный звук.
Для проведения следующих игр я использую игровое поле «Карусель», заимствованное из ТРИЗ-технологии. На нем удобно располагать как мячи, так и картинки.
— «Мяч выбирай, слово называй».
— «Подружи мяч с картинкой» (картинку назови, мячик нужный подбери).
— «Комплименты» (например: мяч выбирай, комплимент на гласный звук называй)
— «Кто больше?» (Звуковой мяч выбирай, все ответы на согласный звук называй).
— «Мяч лишний называй?» Игра проводится на основе традиционной игры «Четвертый лишний». Перед детьми четыре Звуковых мяча (например: три красных и один синий). Необходимо назвать слова на звуки, в соответствии со Звуковыми мячами и назвать какой мяч лишний, объяснить, почему?
Цель: формирование навыка звукового анализа слова, умения составлять схемы слова;
— «Мячики выбирай, схему слова составляй».
— «Загадки» (загадку отгадай, схему слова составляй).
— «Мяч убежал» (. аза,. убики и др.)
— «Звуковые мячи» (дети по желанию выкладывают задуманную схему и называют слова). Игра носит соревновательный характер.
Особый интерес у детей, вызвали малоподвижные игры со «звуковыми мячами».
— Игра «Эстафета» (мяч выбирай, схему слова составляй) может проводиться в одной или в нескольких командах.
Для проведения этих игр удобно использовать подставки для мячей или мольберт. Детям дается слово или картинка. Сначала дети определяют последовательность звуков в слове, затем по очереди подбирают нужный мяч к соответствующему звуку. Так же можно провести эстафету в двух командах. Дети делятся на команды и по сигналу, каждая из команд выполняет звуковой анализ слова, выкладывая схему из мячей. Затем проверяется правильность выполнения задания.
— «Мяч — фокусник» (мяч поменяй, новое слово называй).
— «Найди пару». Лексическая тема «Игрушки». Дети стоят в кругу, называют игрушки и первый звук в слове, выбирают мяч, находят пару по первым звукам в слове (машинка-матрешка и т. д.).
— «Живые мячики Звуковички»-малоподвижная игра. Педагог называет слово, дети выбирают Звуковые мячи и составляют «живую» схему слова. Роль каждого звука выполняют дети.
— «Сто вопросов, сто ответов» (мяч выбирай и друг другу передавай, ответы на согласный или (гласный) звук называй).
Игра для ребенка является яркой и эмоциональной деятельностью, в которой он чувствует себя свободно и уверенно. Применение разнообразных игровых приемов с детьми дошкольного возраста позволяет формировать положительное отношение к осознанному овладению звуком, формирует устойчивый интерес и эмоциональный комфорт к образовательной деятельности по звуковой культуре речи на протяжении всего периода работы, мотивируя на достижение положительных результатов.
Совершенствуйте, дополняйте, находите новые варианты проведения, опираясь на свой опыт и творческий потенциал.
Литература:
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.: Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001 г.
- Воробьева, Крупенчук: Логопедические игры с мячом: Литера, 2010 г.
- https://open-hands.ru/archives/3513
Похожие статьи
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Подгрупповое логопедическое занятие на закрепление гласных звуков и букв «С массажными колечками играем, гласные звуки и буквы закрепляем»
В логопедической работе важным является развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. Для этого в своей работе широко использую массажные шарики и колечки «Су-джок». Чтобы процесс массажа не был скучным, занятия можно проводить в стихотво...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...
Похожие статьи
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Подгрупповое логопедическое занятие на закрепление гласных звуков и букв «С массажными колечками играем, гласные звуки и буквы закрепляем»
В логопедической работе важным является развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. Для этого в своей работе широко использую массажные шарики и колечки «Су-джок». Чтобы процесс массажа не был скучным, занятия можно проводить в стихотво...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...