Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 743 раза

Библиографическое описание:

Проскурина, С. А. Су-джок-терапия как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / С. А. Проскурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8488/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Введение

В своей работе я решила применять давно известную технику развития не только мелкой моторики рук, но и развития речи, укрепления и развития физической подготовки — это су-джок-терапия. Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются развитие мелкой моторики, так как в это время закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Очень важно, что уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Если ребенок, имеет высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно он и умеет логически рассуждать, к тому же у него достаточно хорошо развита память, внимание и связная речь.

В последнее время все больше и больше детей, которые имеют нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. В настоящее время нетрадиционные формы и средства занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-джок-терапия — одна из них, который является целесообразным, эффективным и простым. Это уникальная тактильная гимнастика, которая положительно влияет на кору головного мозга, и этот метод вызывает раздражение рецепторов, которые расположены на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, благодаря которым происходит развитие мелкой моторики рук, а так же происходит активное развитие речи ребенка, что позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-джок-терапию можно использовать и в ежедневном планировании НОД наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.

Применяются су-джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шарики стимулируют зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание и оказывает благотворное влияние на весь организм в целом, а не только на развитие мелкой моторики и развитие речи.

Цель : знакомство детей дошкольного возраста начиная с младшей группы с понятием су-джок-терапии в игровой форме, т. к. «мячики-ёжики» имеют форму круга, а также могут быть разных ярких цветов, что привлекает детский взгляд.

Задачи:

— развивать координацию и точность, гибкость и ритмичность рук;

— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

— развивать речь и воображение, а также наглядно-образное мышление;

— создавать положительную эмоциональную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы су-джок-терапии

  1. Массаж ладошек путём прокручивания шарика плавными движениями
  2. Массаж стоп — можно применять на занятиях по физической культуре для профилактики плоскостопия

Приёмы су-джок-массажа:

— круговые движения шарика между ладонями

— перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони

— вращение шарика кончиками пальцев,

— сжимание шарика между ладонями,

— сжимание и передача из руки в руку.

Каждое упражнение может сопровождается небольшим стишком, потешкой, как в индивидуальной работе так и группами.

«Семья»

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)

Существует огромное количество вариантов игр и упражнений с массажными шариками, так же можно придумывать самостоятельно упражнения и делать их с детьми

Главные качества су-джок-терапии заключаются в том что это абсолютно безопасно при правильном применении наступает положительно выраженный эффект. Это универсальная терапия, которую могут использовать как педагоги в ДОУ, так и узкие специалисты, а самое главное, родители в домашних условиях, ведь именно благодаря системной работе и достигается положительный результат. И, конечно, простота применения, ведь су-джок-шарики можно свободно приобрести в аптеках, и это не требует больших затрат.

Заключение

Таким образом я сделала для себя вывод, что су-джок-терапия играет большую роль в развитии жизненно важных процессов для детей дошкольного возраста (мелкая моторика рук, психо-эмоциональное состояние, общение со сверстниками и взрослыми), можно придумать множество различных заданий и игр, и даже просто использовать для релаксации. Это один из методов, который я использую в своей работе, и постоянно подбираю новые задания и применяю в различных видах деятельности. Я хочу предоставить одно из своих занятий.

Конспект игрового занятия по развитию речи в средней группе на тему «Описание игрушки» с использованием су-джок-терапии.

Цель: продолжить развитие всех компонентов устной речи и применение их на практике. Закрепить умение составлять простые предложения из 2–3 слов описывая свою любимую игрушку. Развивать умение исследовать предмет и определять его принадлежность.

Задачи: закрепить умение правильного произношения букв и звуков в словах; фонематическое и звуковое восприятие; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Раздаточный материал: игрушка Би-Ба-Бо-медведь, картинки с изображением разных игрушек, желтые смайлики с улыбкой и красные грустные.

Ход занятия

Приветствие

Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гость, кто это? Правильно — это медведь. А где он живёт? далее идёт полное описание игрушки и проговаривание вместе с детьми всех деталей: — у него коричневая, теплая шубка — живёт медведь в лесу, спит в берлоге — питается грибами, ягодами, корешками

Хорошо, ребята, в сейчас мы немножко отдохнем и разомнемся.

Массаж шариками су-джок.

Клюкву и морошку, и чернику, землянику, ежевику (на каждое название сжимаем мячики, меняя по очереди руки, затем прокатываем по руке от плеча до ладони) Быстро ягодки берем и в корзиночку кладём (прокатываем мячики ещё и по коленям) и так можно повторить 2 раза.

Воспитатель: от лица медведя спрашивает у детей: как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какая твоя самая любимая игрушка? Этими вопросами давая возможность ребенку выговориться, помогая при этом правильно произносить слова, звуки, не путая в слове буквы местами. Игра «Назови ласково» воспитатель показывает картинку и изображением животного и просит назвать ласково, например: кошка — кошечка, лиса — лисонька и т.д.

Рефлексия и итог. Воспитатель благодарит за занятие, от лица медведя говорит, как ему понравилось в гостях у ребят, как много они про него знают и предлагает взять из корзины жёлтый смайлик с улыбкой — если всё понравилось, было весело, и красный грустный смайлик — если было скучно, неинтересно.

Спасибо за внимание. До свидания!

Похожие статьи

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Использование приёмов су-джок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Использование приёмов су-джок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Задать вопрос