От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Орешкина, Н. М. От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический» / Н. М. Орешкина, Ю. А. Куц, М. М. Долгова, А. П. Цурканова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8536/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступают мини-музеи учреждения и музеи города.

Ключевые слова: мини-музеи детского сада, социальное партнерство, патриотическое воспитание дошкольника, традиции родного края.

Приобщение к традициям народа, к его культуре особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Использование музейной педагогики в образовательном пространстве нашего детского сада уже много лет является средством педагогического воздействия на воспитанников и общения с ними. Мини-музеи решают задачи патриотического, социально — нравственного, общекультурного, экологического воспитания детей дошкольного возраста, формирования духовно — развитой личности, возрождения, изучения и развития культуры путем погружения ребенка в традиционную культуру, сравнения с искусством и культурой других народов. Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного [3].

В нашем детском саду созданы мини-музеи в каждой возрастной группе. Знакомство ребенка с традициями своей семьи, культурой народов нашего края и страны, является первостепенной задачей и начинается она с самого раннего возраста. В первой младшей группе создан и работает мини-музей «Матрешек». Яркие образы всегда привлекают малышей. В группе для детей 3–4 лет, функционирует мини-музей «Коровки-Матушки», этот музей решает сразу несколько направлений — это и познавательное, и экологическое и социально-нравственное воспитание дошкольников. Группа для детей среднего возраста оформлена в стиле народного творчества: начиная от оформления стен, штор, мебели и создания предметной среды, в группе действует мини-музей «Народных промыслов». В старшей группе работает мини-музей «Дерева», который также решает несколько направлений, воспитывает любовь к природе, красоте, к началу народной культуры и традициям нашего региона, ведь именно деревянное зодчество, деревянное кружево, берестяные изделия заложили основу и красоту нашего старинного сибирского города. В этой же группе, игровые центры для девочек и мальчиков, представлены в стиле резного терема, украшенного деревянной резьбой. А в подготовительной группе работают два мини-музея «Моя железная дорога» и «Героев-победителей», в которых проходит большая поисковая работа. Дети с родителями и педагогами собирают архивные материалы о своих героях, ветеранах — железнодорожниках и делают исследовательские работы, а в саду уже несколько лет создана и ежегодно пополняется «Книга памяти правнуков Победы».

Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Фонды мини-музеев постоянно пополняются новыми экспонатами. Начиная, с младшего дошкольного возраста, в группах «работают» маленькие экскурсоводы. Воспитатели учат детей рассказывать о мини-музее. Ребята презентуют их воспитанникам из других групп, родителям и гостям. Методы и приемы, положенные в основу системы образовательной деятельности с использованием музейной педагогики: метод «погружения в историю», игры-драматизации, народные, фольклорные, сюжетно-ролевые, формирующие индивидуальный стиль решения проблемных ситуаций, театрализации и вопрос-ответный метод. Кроме того, в группах с использованием мини-музеев проводятся интегрированные занятия, игры, праздники, театрализованные представления, экскурсии, встречи с известными людьми города, края — вот неполный перечень разнообразных и интересных форм, использование которых превращает наши мини-музеи в центры патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, приобщения их к истокам традиционной русской народной культуры.

F:\205 - групповое помещение (1).jpg F:\IMG-20210628-WA0007.jpg F:\IMG_3917.JPG

Наш старинный город Мариинск, имеет федеральный статус «Города музея под открытым небом» и взаимодействие с музеем — заповедником «Мариинск исторический» — актуальное направлений работы нашего учреждения и продолжение работы с мини-музеями детского сада. В учреждении уже выстроены многолетние социальные партнерские отношения. С каждым из трех музеев города «Краеведческим», «Береста Сибири» и Литературно-мемориальным Домом-музеем имени писателя В. А. Чивилихина ежегодно разрабатываются планы взаимодействия. На базе старших дошкольных групп проходят музейные уроки по разным направлениям, организуются выездные выставки — презентации. Педагоги и воспитанники — активные участники и победители творческих и краеведческих конкурсов, викторин, патриотических и природоохранных акций и мероприятий.

H:\IMG-20220531-WA0013.jpg

Таким образом, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения делает все, чтобы каждый ребенок почувствовал уникальность своего народа, узнал историю своей семьи, страны, возлюбил свою Родину, а использование музейной педагогики и грамотно выстроенного взаимодействия с музеями города помогают нам в этом.

Литература:

1. Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2.

2. Микляева Н. В. Музей в детском саду / _Микляева Н. В., Лагутина Н. Ф. М.: ТЦ Сфера, 2011. (Библиотека Воспитателя).

3. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка — Пресс, 2008.

4. Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка-Пресс, 2004г.

Похожие статьи

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ

В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.

Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

Мини-музей истории родного края в группе ДОУ

В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.

Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края

В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспита...

Похожие статьи

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ

В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.

Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.

Мини-музей истории родного края в группе ДОУ

В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.

Формирование у детей дошкольного возраста конструктивных умений через знакомство с произведениями архитектуры г. Усолье Пермского края

В статье представлен опыт обучение детей старшего дошкольного возраста конструированию через ознакомление с произведениями архитектуры г. Усолье. Описана важность обучения конструирования, как эффективного средства художественно-эстетического воспита...

Задать вопрос