Экологический проект в ДОУ «Берегите природу!». Сказка о Мальчише-Плохише и Девочке-Хорошке
Автор: Ронжина Ольга Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 21.08.2023
Статья просмотрена: 220 раз
Библиографическое описание:
Ронжина, О. Н. Экологический проект в ДОУ «Берегите природу!». Сказка о Мальчише-Плохише и Девочке-Хорошке / О. Н. Ронжина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8549/ (дата обращения: 16.11.2024).
Берегите, ребята, природу, -
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, воду,
Ведь природа — надежный наш друг.
Предыстория:
На территории нашего детского сада, на соседнем участке, висит кормушка, к которой слетаются каждый день птицы, а то и белка прибегает… Всем найдется угощение. Ребята с интересом наблюдают за трапезой «братьев наших меньших». «А почему у нас нет кормушки?» — спросили как-то дети. «Мы тоже любим птиц и животных, мы тоже хотим их кормить, ухаживать!» Так и порешили: «Будет у нас кормушка, а может и две или три…».
Актуальность проекта:
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания — следствие из вышесказанного. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Человек — не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может.
Наша земля в опасности! Мы выдвигаем лозунг: «Берегите природу!»
Цель проекта:
– Формировать экологическую культуру детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.
– Прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых.
– Вызвать желание посильно помогать ей и защищать. Познакомить с птицами родного края.
Задачи:
– подвести к пониманию самоценности природы;
– осознание себя, как части природы;
– воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости и антипатий.
– понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
– воспитание активной жизненной позиции;
– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
– подведение к пониманию неповторимости красоты природы.
Вид проекта: творческо-информационный.
По содержанию: ребёнок и окружающий мир.
По характеру контактов: внутри ДОУ, внутри района, округа
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: длительный
Участники: воспитатели, дети, родители.
Образовательная область: Знакомство с природой ближайшего окружения, с причинами её загрязнения и со способами её защиты; знакомство с птицами родного края.
Результат:
– участие в конкурсе рисунков на тему «Птицы родного края», «Берегите природу!» (рисунки-плакаты»), «Моё любимое животное»;
– изготовление кормушек и скворечника;
– викторина «Знатоки природы»;
– участие в фотовыставке «Я оберегаю природу!», «Как я ухаживаю за животными»;
– экспериментирование с природным материалом;
– постановка спектакля по экологии «Сказка о Плохише и Хорошке»;
– Презентация «Мы любим и бережем природу!»
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный:
Воспитатели и дети:
– занятия по ознакомлению с природой:
«Что такое экология?»,
«Почему надо беречь водоёмы?»,
«Лес — богатство и краса! Береги свои леса!»,
«Покормите птиц зимой!»,
«Не обижайте животных»,
«Что такое Красная и Чёрная книга»,
«Зачем нужны зоопарки?» и др.
– знакомство с растениями и животными родного края;
– Беседы о редких растениях, о людях — защитниках природы, о красоте окружающего нас леса, о загрязнении родников и водоёмов, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе;
– экскурсии в ближайший парк «В парк ребята пришли, а что увидели? Что интересного нашли?»;
– сюжетно-ролевые игры: «Юный друг природы», «Ветеринар», «Лесничий»;
– дидактические игры: «Назови растение», «Что за птица?», «Где чей домик?», «Сохраним чистый воздух в городе!», «Какое это животное?-разрезные картинки.
– рассматривание иллюстраций, картин художников, наборов открыток;
– заучивание стихов, песен, пословиц о природе, отгадывание загадок;
– чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила-была река» и др.,
– просмотр программ из цикла: «Земля в опасности»;
– просмотр мультфильмов: «Да здравствует природа!», «Сказки старого дуба», «Лесные истории».
– чтение рассказов о животных М. Пришвина, В. Бианки и др.
Дети и родители:
– поездка на дачу:
– поход в лес, прогулки на природу;
– изготовление поделок и аппликаций из природного материала;
– изготовление гербария;
– сбор и приобретение семян; посадка огорода на окне;
– сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц.
2 этап: продуктивная деятельность.
– изготовление кормушек и скворечников;
– участие в экологическом конкурсе рисунков «Животные Москвы».
– проведение консультаций для родителей: «Человек и природа», «Экологическая культура и экологическое здоровье».
– проведение экологической акции совместно с родителями «Сделаем парк чистым».
– оформление плаката «Береги природу!»;
– оформление папок — передвижек: «День защиты окружающей среды», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
– проведение экологических праздников: «День Защиты Природы», «День Земли», «День птиц».
– рисование «Береги природу!», «Птицы родного края»; «Моё любимое животное», «Берегите лес от пожара!»; «Мой любимый цветок» и др.;
– засушивание гербария;
– сбор и приобретение семян для озеленения участка;
– работа в уголке природы, уход за комнатными растениями;
– оформление книжной выставки по теме;
– проведение экспериментов: «Свалка и дождь», со снегом, льдом, водой, песком, воздухом, почвой;
– разработка перспективного плана по экологии.
3 этап: Презентация проекта «Показ сказки «Сказка о мальчише — Плохише и девочке — Хорошке».
«Сказка о мальчише Плохише и девочке Хорошке».
Автор: Соловьева Е. В.
Автор: В одном городке жил-был мальчиш — Плохиш. Ох, и злой же он был! Не любил природу! Обижал кошек, собак, кидал в птичек камни.
Плохиш: Ха-ха-ха! Как смешно они мяукают, скулят, дергают лапками! Как мне это нравится!
Мама: Над чем смеешься ты, Плохиш? Нельзя обижать животных, птиц — они наши друзья! Нельзя быть таким жестоким!
Автор: Сколько не ругала его мама, воспитывала — все было без толку…
А в соседнем доме жила девочка — Хорошечка. Все звери, обиженные Плохишом, бежали к ней. Она их лечила, кормила, жалела.
Плохиш цветы топтал, срывал, а она снова сажала и поливала их. В речку он бросал бумажки, бутылки, деревья рубил, пока не остались одни пеньки…
Негде стало жить птичкам, гнезда вить. Воздух стал загрязняться и вода…
Автор: И вот однажды заболел Плохиш.
Плохиш: Ох, и плохо мне! Все болит, дышать трудно! Задыхаюсь…И вид из окна мрачный: ни деревьев, ни цветов, птицы не поют! Почему?
Автор: Ав это время вышла Хорошечка погулять и видит, что вокруг птицы, рыбы лежат, еле дышат, а вместо деревьев — пеньки…
Хорошечка: (спрашивает у пеньков)
— Милые, деревья, кто вас срубил?
Деревья: Плохиш… Теперь потребуется много лет, чтобы снова вырасти…
Хорошечка: (спрашивает у птиц)
— Птички — певуньи, почему вы не летаете, не поете?
1-я птичка: Плохиш срубил деревья, нам теперь негде жить и вить гнезда…
1-я птичка: А еще он в нас стрелял, и мы не можем теперь летать…
Хорошечка: (обращается к рыбкам)
— Тихие рыбки, с вами — то что случилось? Почему вы не плаваете?
Рыбки: Плохиш загрязнил речку, и нам негде плавать и нечем питаться.
Хорошечка: (спрашивает у цветочков)
— А вы, нежные цветочки, почему вы завяли?
Цветы: Плохиш затоптал нас...
Автор: Заплакала девочка и пошла к друзьям.
Плохиш: Мама, почему я так долго болею?
Мама: Это природа тебя наказала за твои злодеяния!
Заходит Хорошечка с друзьями.
Хорошечка: Ты заболел, потому что природу не берег!
1 друг: «Нельзя обижать животных и птиц!»
2 друг: «Нельзя топтать и рвать цветы!»
3 друг: «Нельзя загрязнять речку!
4 друг: «Нельзя рубить деревья!»
5 друг: «Надо беречь природу, и она ответит тебе добром!»
Плохиш: Я понял… Больше так не буду. Идем спасать природу!
Дети пошли убирать мусор в реке, деревья сажать, цветы поливать.
Автор: И расцвела Земля, ожила природа!
Дети вместе: Сказка — ложь, да в ней намек, человечеству урок!