Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Авторы: Захарова Ирина Валерьевна, Токмакова Ольга Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 25.08.2023
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Захарова, И. В. Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Захарова, О. Н. Токмакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8558/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого результата в развитии памяти, мышления и формировании словарного запаса у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, память, мышление, речь, здоровье, модель.
В настоящее время образование в Российской Федерации кардинально меняется в лучшую сторону. Введение единых Федеральных образовательных программ на всех ступенях обеспечит качество знаний.
В таких условиях модернизация дошкольного образования ориентирована на решение проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, методов, способов организации его воспитания и обучения, в том числе, с учетом инклюзивного образования.
К сожалению, статистика говорит о том, что детей с речевыми нарушениями становится все больше, а значит, возрастает потребность в профессиональном подходе решения этой проблемы.
Необходимость психологического, логопедического, педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, содержательные аспекты реформирования системы дошкольного воспитания в вопросах инклюзии нашли отражение в исследованиях Е. М. Беспаленко, Л. К. Бусловской, Н. Н. Малофеева, Н. С. Махиной, Ю. П. Рыжковой, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицыной и др.
Проблемам исследования мышления и речи и их тесной взаимосвязи посвящены труды Л. С. Выготского. Основываясь диалектико-материалистическим анализом, ученый считает достоверным такой анализ речевого мышления, при котором «…оно расчленяется до основной единицы,
сохраняя в себе свойства целого». За основную и исходную единицу мышления и речи Л. С. Выготский находит во внутренней стороне слова, т. е. в его значении [2].
В обзоре литературы по развитию мышления и речи Е. Л. Ворошилова описывает процессы интериоризации и их значение для формирования речевой и мыслительной деятельности, подчеркивая неразрывность мышления и речи [1].
Ломбина Т. Н. выдвинула гипотезу о том, что целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципами теории когнитивного развития и обучения положительно скажется на психическом развитии детей в целом. Данная гипотеза нашла свое подтверждение, а авторская программа показала свою эффективность [3].
Изучение научной литературы по теме исследования позволило сформулировать цель — определение путей совершенствования логопедической и воспитательной работы по развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования являлись особенности развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования — процесс развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с целью решались задачи, направленные на достижение цели.
Методы исследования и исследуемые
С учетом требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования была разработана Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводится в МБДОУ «Детский сад № 3» г. Воронежа и находится на начальной стадии, однако есть положительные результаты проведенного мониторинга.
Описание Модели
В Модели обозначена цель, направления развития, воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, содержательный компонент (педагогические условия и педагогические принципы), педагогические методы, развивающая предметно-пространственная среда, эффективные педагогические технологии. Конечный результат реализации модели — достижение целевых ориентиров развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ОВЗ.
Результаты и их обсуждение
Для проведения первичного мониторинга использовались игровые задания: «Кому это принадлежит?», «Кто спрятался?», «Аналогии» и др. Надо отметить, что воспитатели отслеживают социальный и образовательный статус каждого ребенка, поэтому для сравнения были взяты данные, которые находятся в журнале индивидуальных показателей. Таким образом удалось обнаружить значительное улучшение показателей личностного развития детей, не имеющих патологии в развитии и детей с ОВЗ.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития когнитивных процессов у дошкольников (мониторинг 1). (5-балльная система оценок)
Методики |
Память |
Мышление |
Речь |
|||
0 |
1 м |
0 |
1 м |
0 |
1 м |
|
«Кому это принадлежит?» |
2,56 |
3, 43 |
2,07 |
3,04 |
2,53 |
3,12 |
«Кто спрятался?» |
3,09 |
3,68 |
2,65 |
3,06 |
3,21 |
3,76 |
«Аналогии» |
3,76 |
3,89 |
2,45 |
2,97 |
3,65 |
4,02 |
Рис. 1. Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Полученные данные говорят о трудности в развитии мышления. Лучшие показатели в развитии памяти. Из 10 слов многие дети запоминают шесть слов.
Развитие речи у здоровых детей имеет хорошие показатели. Но так как подсчитывалось среднее арифметическое значение, то общий показатель недостаточно высокий. Отмечена хорошая реакция детей на инновационные технологии. С удовольствием участвуют в игровых квестах и решают рисуночные проблемные кейсы.
Следовательно, развитие когнитивных процессов у детей с ОВЗ необходимо проводить с учетом специфики нарушений речи, мышления и памяти, так как коррекция должна определяться особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. В процессе овладения речью и мыслительными способностями дети с ОВЗ опираются на наглядный показ, наглядное восприятие, поэтому использование электронных образовательных ресурсов в процессе корригирующих мероприятий является необходимым условием.
Также необходимо учитывать снижение регулирующей функции речи у детей с ОВЗ, которая играть важную роль в формировании поведенческих норм дошкольника.
Литература:
- Ворошилова, Е. Л. Методы и приемы формирования речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи (на материале смысловой стороны речи): методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / Е.Л. Ворошилова — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. — 37 с
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Ломбина, Т. Н. Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации: по авторской программе: дисс... к. п. н. / Ломбина Т. Н.- Москва, 2010. — 200 с.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии
В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...
Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...
Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада
Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии
В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...
Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.
Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у детей с ОНР. Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. В этой связи в ходе экспериме...
Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада
Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.