Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.09.2023

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Лапина, М. А. Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы» / М. А. Лапина, Н. М. Полякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8574/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеграция образовательных областей : ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное», ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование у детей понятия, что хвастовство до добра не доводит, а лучших результатов достигает тот, кто ответственно выполняет поручения.

Задачи:

– Закреплять и обобщать знания детей о грибах; продолжать учить различать съедобные и несъедобные грибы.

– Вызвать интерес к дисциплине нравственных человеческих поступков — скромности, вежливости, трудолюбию.

– Продолжать формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться друг с другом, помогать.

– Формировать у детей нравственные представления о скромности, вежливости; о том, что не стоит хвататься, если не разбираешься в деле.

– Развивать умения справедливо оценивать поступки героев.

– Способствовать формированию эмоционального восприятия поступков героев произведения.

Материал: произведение В. П. Катаева «Грибы», корзина, муляжи и картинки съедобных и несъедобных грибов, игра «Сложи картинку».

Методы и приемы:

Практические — игровое упражнение, продуктивная деятельность

Словесные — беседа, вопросы, пояснения, чтение художественной литературы.

Наглядные — показ картинок.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Игровая деятельность

Дидактическая игра «По грибы

Конструирование

Игра «Сложи картинку»

Коммуникативная деятельность

Загадывание загадки

Чтение рассказа В. П. Катаев «Грибы»

Беседа по содержанию рассказа

Познавательно-исследовательская

Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзинке?».

Двигательная деятельность

Физкультминутка «По грибы».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзинке?». Загадывание загадки.

Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?...

Педагог дает ответ после высказывания детей.

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки (гриб)

Что собирают люди осенью в лесу?

— Какие грибы вы знаете?

Дети высказывают свои предположения, обсуждают, аргументируют, отгадывают загадки.

Дети отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Созданы условия для взаимодействия друг с другом, договариваться со сверстниками.

2.

Дидактическая игра «По грибы».

Воспитатель предлагает детям разобрать съедобные и несъедобные грибы. Предлагает поделиться на две команды: девочки и мальчики

Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли каждая команда собрали грибы.

Уточняет названия грибов

Какие грибы собрали?

Назовите съедобные грибы?

Назовите несъедобные грибы?

Почему опасно собирать ядовитые грибы?

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами?

Дети делятся на две команды.

У каждой команды по корзине.

По сигналу первая команда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Вторая команда собирает несъедобные грибы

Дети называют съедобные

несъедобные грибы

Объясняют почему опасно собирать ядовитые грибы

Сформированы дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться друг с другом

3.

Чтение рассказа В. Катаев «Грибы»

Воспитатель предлагает послушать рассказ о детях –грибниках

Чтение рассказа воспитателем

Дети слушают рассказ

Умеют внимательно и заинтересовано слушать рассказ

4.

Беседа по содержанию

рассказа

Вопросы:

—Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

—Что мама предложила детям?

—Как повели себя Женя и Павлик?

— А Инночка?

— Что сказал Павлик, когда пришел из леса с грибами?

— Что сказала ему мама?

— Что сказалаЖеня?

— Что сказала ей мама, посмотрев в корзинку?

— Что вы можете сказать о Павлике и Жени, какие они?

— Что делала Инночка, когда дети хвалились?

—Как вы думаете, почему Инночка стояла в сторонке и молчала?

— Какие грибы оказались в корзинке у Павлика? А у Жени?

— Какие грибы собрала Инна?

— Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?

— Какой вы можете дать совет Павлику и Жене?

Воспитатель делает заключение, что хвастовство до добра не доводит, а лучших результатов достигает тот, кто ответственно выполняет поручения.

Дети активно включаются в беседу,

отвечают на вопросы, рассуждают,

дают оценку поступкам героев,

высказывать свою точку зрения

Сформированы нравственные представления о скромности, вежливости; о том, что не стоит хвататься, если не разбираешься в деле.

Умеют справедливо оценивать поступки героев

5.

Физкультминутка «По грибы».

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклоны поочередно к правой и левой ноге)

1,2,3,4,5, (маршируют на месте)

Мы идем искать опять. (наклоны вперед, руки касаются пола)

Дети проговаривают слова, выполняют движения соответственно тексту

Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения

6.

Игра «Сложи картинку» (работа в парах)

Воспитатель обращает внимание детей на конверты, лежащие на столах, и предлагает взять любой конверт.

В конверте картинки, на которой изображены грибы, разрезанные на 8 частей

Дети договариваются и выбирают конверт

Собирают картинку и

называют, какой собрали гриб

Развита способность составлять целое

Сформировано умение помогать друг другу

7.

Рефлексия

Что вы узнали нового?

— Что вам понравилось в занятии?

— Испытывали ли вы какие-нибудь трудности?

Кто вам больше понравился из детей?

— Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

Дети высказывают свое мнение

Сформировано положительное отношение к образовательной деятельности

Похожие статьи

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового сеанса детей и родителей в первой младшей группе «Непослушные мышата»

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебник русского Севера»

Занятие для дошкольников, приуроченное к году народного искусства и культурного наследия. Ознакомление с творчеством С. Г. Писахова.

Конспект занятия в старшей группе по направлению «Речевое развитие». Обучение рассказыванию по серии картинок «Аленький цветочек»

«В зимнем лесу». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию связной речи. Составление творческого рассказа-описания по опорным схемам «Пришла весна»

Похожие статьи

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Конспект по социально-коммуникативному развитию совместного игрового сеанса детей и родителей в первой младшей группе «Непослушные мышата»

Формирование у младших школьников умения учиться в условиях реализации ФГОС (из опыта работы). Конспект урока обучения грамоте по развивающей системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебник русского Севера»

Занятие для дошкольников, приуроченное к году народного искусства и культурного наследия. Ознакомление с творчеством С. Г. Писахова.

Конспект занятия в старшей группе по направлению «Речевое развитие». Обучение рассказыванию по серии картинок «Аленький цветочек»

«В зимнем лесу». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию связной речи. Составление творческого рассказа-описания по опорным схемам «Пришла весна»

Задать вопрос