Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы»
Авторы: Лапина Маргарита Александровна, Полякова Наталья Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 02.09.2023
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Лапина, М. А. Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы» / М. А. Лапина, Н. М. Полякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8574/ (дата обращения: 19.12.2024).
Интеграция образовательных областей : ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное», ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование у детей понятия, что хвастовство до добра не доводит, а лучших результатов достигает тот, кто ответственно выполняет поручения.
Задачи:
– Закреплять и обобщать знания детей о грибах; продолжать учить различать съедобные и несъедобные грибы.
– Вызвать интерес к дисциплине нравственных человеческих поступков — скромности, вежливости, трудолюбию.
– Продолжать формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться друг с другом, помогать.
– Формировать у детей нравственные представления о скромности, вежливости; о том, что не стоит хвататься, если не разбираешься в деле.
– Развивать умения справедливо оценивать поступки героев.
– Способствовать формированию эмоционального восприятия поступков героев произведения.
Материал: произведение В. П. Катаева «Грибы», корзина, муляжи и картинки съедобных и несъедобных грибов, игра «Сложи картинку».
Методы и приемы:
Практические — игровое упражнение, продуктивная деятельность
Словесные — беседа, вопросы, пояснения, чтение художественной литературы.
Наглядные — показ картинок.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации |
Игровая деятельность |
Дидактическая игра «По грибы |
Конструирование |
Игра «Сложи картинку» |
Коммуникативная деятельность |
Загадывание загадки Чтение рассказа В. П. Катаев «Грибы» Беседа по содержанию рассказа |
Познавательно-исследовательская |
Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзинке?». |
Двигательная деятельность |
Физкультминутка «По грибы». |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзинке?». Загадывание загадки. Мы вчера в лесок зашли, И чего мы там нашли?... Педагог дает ответ после высказывания детей. Он стоял на толстой ножке, В крепкой шляпе у дорожки (гриб) — Что собирают люди осенью в лесу? — Какие грибы вы знаете? |
Дети высказывают свои предположения, обсуждают, аргументируют, отгадывают загадки. Дети отгадывают загадку Отвечают на вопросы |
Созданы условия для взаимодействия друг с другом, договариваться со сверстниками. |
2. |
Дидактическая игра «По грибы». Воспитатель предлагает детям разобрать съедобные и несъедобные грибы. Предлагает поделиться на две команды: девочки и мальчики Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли каждая команда собрали грибы. Уточняет названия грибов Какие грибы собрали? Назовите съедобные грибы? Назовите несъедобные грибы? Почему опасно собирать ядовитые грибы? Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? |
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. По сигналу первая команда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Вторая команда собирает несъедобные грибы Дети называют съедобные несъедобные грибы Объясняют почему опасно собирать ядовитые грибы |
Сформированы дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться друг с другом |
3. |
Чтение рассказа В. Катаев «Грибы» Воспитатель предлагает послушать рассказ о детях –грибниках Чтение рассказа воспитателем |
Дети слушают рассказ |
Умеют внимательно и заинтересовано слушать рассказ |
4. |
Беседа по содержанию рассказа Вопросы: —Кто приехал погостить к Жене и Павлику? —Что мама предложила детям? —Как повели себя Женя и Павлик? — А Инночка? — Что сказал Павлик, когда пришел из леса с грибами? — Что сказала ему мама? — Что сказалаЖеня? — Что сказала ей мама, посмотрев в корзинку? — Что вы можете сказать о Павлике и Жени, какие они? — Что делала Инночка, когда дети хвалились? —Как вы думаете, почему Инночка стояла в сторонке и молчала? — Какие грибы оказались в корзинке у Павлика? А у Жени? — Какие грибы собрала Инна? — Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать? — Какой вы можете дать совет Павлику и Жене? Воспитатель делает заключение, что хвастовство до добра не доводит, а лучших результатов достигает тот, кто ответственно выполняет поручения. |
Дети активно включаются в беседу, отвечают на вопросы, рассуждают, дают оценку поступкам героев, высказывать свою точку зрения |
Сформированы нравственные представления о скромности, вежливости; о том, что не стоит хвататься, если не разбираешься в деле. Умеют справедливо оценивать поступки героев |
5. |
Физкультминутка «По грибы». Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе) Боровик нашли. (наклоны поочередно к правой и левой ноге) 1,2,3,4,5, (маршируют на месте) Мы идем искать опять. (наклоны вперед, руки касаются пола) |
Дети проговаривают слова, выполняют движения соответственно тексту |
Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения |
6. |
Игра «Сложи картинку» (работа в парах) Воспитатель обращает внимание детей на конверты, лежащие на столах, и предлагает взять любой конверт. В конверте картинки, на которой изображены грибы, разрезанные на 8 частей |
Дети договариваются и выбирают конверт Собирают картинку и называют, какой собрали гриб |
Развита способность составлять целое Сформировано умение помогать друг другу |
7. |
Рефлексия — Что вы узнали нового? — Что вам понравилось в занятии? — Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? Кто вам больше понравился из детей? — Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему? |
Дети высказывают свое мнение |
Сформировано положительное отношение к образовательной деятельности |
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебник русского Севера»
Занятие для дошкольников, приуроченное к году народного искусства и культурного наследия. Ознакомление с творчеством С. Г. Писахова.
Похожие статьи
Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебник русского Севера»
Занятие для дошкольников, приуроченное к году народного искусства и культурного наследия. Ознакомление с творчеством С. Г. Писахова.