Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы
Автор: Малахова Ольга Олеговна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 03.09.2023
Статья просмотрена: 241 раз
Библиографическое описание:
Малахова, О. О. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы / О. О. Малахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8579/ (дата обращения: 16.11.2024).
В связи с реализацией нового федерального образовательного стандарта, родитель стал неотъемлемой частью образовательного процесса и есть все основания говорить о том, что совместная деятельность учителя-логопеда и родителей предполагает тесное взаимовыгодное сотрудничество. Эффективность такого сотрудничества напрямую зависит от слаженности, системности, комплексности взаимосвязи между участниками коррекционно-образовательного процесса, кем как раз выступают специалист и родители. Считаю, что необходимо разработать систему взаимодействия учителя-логопеда и родителей по трём направлениям: информационное просвещение , активные формы сотрудничества с семьей, совместная творческая деятельность учителя-родителей-детей.
Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано со следующими причинами:
– Родители не слышат недостатков речи своих детей.
– Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
– Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
– Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома [4].
Целью совместной деятельностью с родителями является повышение уровня речевого развития учащихся младшего школьного возраста со специфическим недоразвитием речи посредством совместного творческого взаимодействия учителя-логопеда, классного руководителя, родителей и ребёнка.
Основными перспективными задачами являются: повышение эффективности коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с РАС, формирование партнёрских отношений с родителями, создание единого коррекционно-развивающего пространства, обогащение педагогическими компетенциями родителей через совместную творческую деятельность, систематическое ведение работы по речевому развитию применение разнообразных форм и методов работы.
Главной задачей на первых этапах взаимодействия с родителями, является стимулирование мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми в домашних условиях. Для этого поясняется необходимость помощи в логопедической работе.
Этапы работы учителя–логопеда с родителями
Подготовительный:
– Сообщение данных об уровне развития различных сторон речи, специфических недостатках речевого развития.
– Изучение родительской компетенции в вопросах речевого развития по результатам анкетирования.
Основной:
– Преемственность логопедической коррекции в школе и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
– Содействие в создании благоприятной среды для речевого развития ребенка в семье с учетом речевого нарушения.
Заключительный:
– Анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции.
– Разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости логопедической коррекции [4].
Так какие же формы работы можно предложить для осуществления тесного взаимодействия между логопедом и родителей для совместного преодоления речевой патологии у детей?
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы логопеда является виртуальное посещение индивидуальных занятий, ведь особенностью работы логопеда в ресурсном классе является то, что родители по своему желанию могут посмотреть фотографии или отрывки видео. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей могут быть наглядными (инф. стенды, ширмы, папки-передвижки, картотеки), словесными (лекции, тестирование и др.), практическими (участие в конкурсах, творческие работы, праздники).
Индивидуальное консультирование родителей проводится один раз в неделю на протяжении учебного года, а темы консультаций заносится в специальный журнал. В ходе индивидуального консультирования логопед сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения, подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома [3].
Организация открытых (онлайн) занятий в настоящее время может быть одной из самых эффективных и наглядных форм работы.
Групповые формы работы
Анкетирование — метод массового сбора материала у родителей, который показывает их реальные запросы и как устранить дефициты знаний и умений.
Тематические консультации с практической, обучающей частью, которая имеет цель: обучить родителей приемам работы с детьми с РАС.
Родительские собрания — это самая эффективный способ взаимодействия логопеда с родителями.
Оформление информационно–методического уголка для родителей: мастер–классы(онлайн); семинары-практикумы (онлайн); обучение родителей практическими методами и приемами коррекционной работы; Большой популярностью пользуются наглядные практические средства просвещения родителей: памятки, буклеты, консультации, которые получают в рамках проводимых мероприятий (родительских собраниях, консультациях) [2].
Ф ормы информационного просвещения родителей
– Памятки, буклеты, информационные письма
– Тематические выставки (онлайн)
– «Почтовый ящик»
– Индивидуальные и групповые консультации.
– Общешкольные и классные родительские собрания
– «Школа пальчиковой гимнастики»
– «Клуб слово за словом…»
– Творческая гостиная
– Совместные развлечения
– Мнемотаблицы событий
– Моторные кубики
– Фонетический дневник
– Звуковые ходики
– Письмо для почтальона
– Фотогазета и журналы (онлайн)
– Интернет-страничка
С целью эффективного повышения педагогической грамотности родителей следует выстроить систему последовательных мероприятий. Данную работу нужно осуществлять параллельно с коррекционно-развивающими занятиями [1].
Образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, должна иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией, сталкивается с проблемой создания своего интернет-представительства, а именно созданием своего интернет-ресурс.
Разнообразные формы, используемые в работе с родителями, дают положительный результат, активизируют и обогащают педагогические компетенции родителей, а также улучшают качество речи детей. Активные формы взаимодействия с семьей являются наиболее продуктивными для привлечения родителей в коррекционный процесс. Вся просветительская работа направлена на создание прочного союза учителя-логопеда и родителей в устранении всех нарушений и недостатков развития у ребенка.
Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика! При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии обучающихся и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом [4].
Литература:
- Т. С. Малютина Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. — 112 с.
- Логопедическая работа в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида. // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/21/logopedicheskaya-rabota-v-usloviyakh-gbou-detskogo-sada (дата обращения: 31.08.2023).
- Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида // MyShared URL: http://www.myshared.ru/slide/598217/ (дата обращения: 31.08.2023).
- Взаимодействие школьного логопеда с семьей // ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/vzaimodeystvie-shkolnogo-logopeda-s-semey-3898761.html (дата обращения: 31.08.2023).