Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.09.2023

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Малахова, О. О. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы / О. О. Малахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8579/ (дата обращения: 16.11.2024).



В связи с реализацией нового федерального образовательного стандарта, родитель стал неотъемлемой частью образовательного процесса и есть все основания говорить о том, что совместная деятельность учителя-логопеда и родителей предполагает тесное взаимовыгодное сотрудничество. Эффективность такого сотрудничества напрямую зависит от слаженности, системности, комплексности взаимосвязи между участниками коррекционно-образовательного процесса, кем как раз выступают специалист и родители. Считаю, что необходимо разработать систему взаимодействия учителя-логопеда и родителей по трём направлениям: информационное просвещение , активные формы сотрудничества с семьей, совместная творческая деятельность учителя-родителей-детей.

Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано со следующими причинами:

– Родители не слышат недостатков речи своих детей.

– Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

– Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

– Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома [4].

Целью совместной деятельностью с родителями является повышение уровня речевого развития учащихся младшего школьного возраста со специфическим недоразвитием речи посредством совместного творческого взаимодействия учителя-логопеда, классного руководителя, родителей и ребёнка.

Основными перспективными задачами являются: повышение эффективности коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с РАС, формирование партнёрских отношений с родителями, создание единого коррекционно-развивающего пространства, обогащение педагогическими компетенциями родителей через совместную творческую деятельность, систематическое ведение работы по речевому развитию применение разнообразных форм и методов работы.

Главной задачей на первых этапах взаимодействия с родителями, является стимулирование мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми в домашних условиях. Для этого поясняется необходимость помощи в логопедической работе.

Этапы работы учителя–логопеда с родителями

Подготовительный:

– Сообщение данных об уровне развития различных сторон речи, специфических недостатках речевого развития.

– Изучение родительской компетенции в вопросах речевого развития по результатам анкетирования.

Основной:

– Преемственность логопедической коррекции в школе и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс.

– Содействие в создании благоприятной среды для речевого развития ребенка в семье с учетом речевого нарушения.

Заключительный:

– Анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции.

– Разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости логопедической коррекции [4].

Так какие же формы работы можно предложить для осуществления тесного взаимодействия между логопедом и родителей для совместного преодоления речевой патологии у детей?

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы логопеда является виртуальное посещение индивидуальных занятий, ведь особенностью работы логопеда в ресурсном классе является то, что родители по своему желанию могут посмотреть фотографии или отрывки видео. Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей могут быть наглядными (инф. стенды, ширмы, папки-передвижки, картотеки), словесными (лекции, тестирование и др.), практическими (участие в конкурсах, творческие работы, праздники).

Индивидуальное консультирование родителей проводится один раз в неделю на протяжении учебного года, а темы консультаций заносится в специальный журнал. В ходе индивидуального консультирования логопед сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения, подчеркивая успехи и трудности ребенка, логопед показывает, на что нужно обратить внимание дома [3].

Организация открытых (онлайн) занятий в настоящее время может быть одной из самых эффективных и наглядных форм работы.

Групповые формы работы

Анкетирование — метод массового сбора материала у родителей, который показывает их реальные запросы и как устранить дефициты знаний и умений.

Тематические консультации с практической, обучающей частью, которая имеет цель: обучить родителей приемам работы с детьми с РАС.

Родительские собрания — это самая эффективный способ взаимодействия логопеда с родителями.

Оформление информационно–методического уголка для родителей: мастер–классы(онлайн); семинары-практикумы (онлайн); обучение родителей практическими методами и приемами коррекционной работы; Большой популярностью пользуются наглядные практические средства просвещения родителей: памятки, буклеты, консультации, которые получают в рамках проводимых мероприятий (родительских собраниях, консультациях) [2].

Ф ормы информационного просвещения родителей

– Памятки, буклеты, информационные письма

– Тематические выставки (онлайн)

– «Почтовый ящик»

– Индивидуальные и групповые консультации.

– Общешкольные и классные родительские собрания

– «Школа пальчиковой гимнастики»

– «Клуб слово за словом…»

– Творческая гостиная

– Совместные развлечения

– Мнемотаблицы событий

– Моторные кубики

– Фонетический дневник

– Звуковые ходики

– Письмо для почтальона

– Фотогазета и журналы (онлайн)

– Интернет-страничка

С целью эффективного повышения педагогической грамотности родителей следует выстроить систему последовательных мероприятий. Данную работу нужно осуществлять параллельно с коррекционно-развивающими занятиями [1].

Образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, должна иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией, сталкивается с проблемой создания своего интернет-представительства, а именно созданием своего интернет-ресурс.

Разнообразные формы, используемые в работе с родителями, дают положительный результат, активизируют и обогащают педагогические компетенции родителей, а также улучшают качество речи детей. Активные формы взаимодействия с семьей являются наиболее продуктивными для привлечения родителей в коррекционный процесс. Вся просветительская работа направлена на создание прочного союза учителя-логопеда и родителей в устранении всех нарушений и недостатков развития у ребенка.

Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика! При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии обучающихся и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом [4].

Литература:

  1. Т. С. Малютина Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. — 112 с.
  2. Логопедическая работа в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида. // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/21/logopedicheskaya-rabota-v-usloviyakh-gbou-detskogo-sada (дата обращения: 31.08.2023).
  3. Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида // MyShared URL: http://www.myshared.ru/slide/598217/ (дата обращения: 31.08.2023).
  4. Взаимодействие школьного логопеда с семьей // ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/vzaimodeystvie-shkolnogo-logopeda-s-semey-3898761.html (дата обращения: 31.08.2023).

Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Задать вопрос