Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР
Автор: Швецова Анастасия Андреевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 14.09.2023
Статья просмотрена: 326 раз
Библиографическое описание:
Швецова, А. А. Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР / А. А. Швецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8591/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, способы реализации индивидуального подхода при работе с детьми, а также особенности формирования мотивации у воспитанников с ЗПР.
Ключевые слова: задержка психического развития, личностно-ориентированный подход, коррекционные задачи, индивидуальный подход, мотивация, педагогические задачи.
Учитывая то, что задержка психического развития (ЗПР) является одним из наиболее часто встречаемых нарушений развития современных дошкольников, количество задач воспитания и обучения в группах компенсирующей направленности с каждым годом возрастает в арифметической прогрессии.
При наличии у детей с ЗПР значительных потенциальных возможностей к обучению, неоднородность расстройств данной группы обусловливает необходимость применения индивидуального подхода при решении педагогических задач [2].
Существует довольно большое количество профессиональных взглядов на ЗПР, но так или иначе, все они укладываются в две примитивные схемы: либо мы видим проблему нарушения в развитии за которой рассматривается личность каждого отдельного ребенка, либо на первый план выдвигается личностно-ориентированный подход с поэтапным решением коррекционных задач (рис. 1).
Рис. 1. Подходы к работе с детьми с ЗПР
Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития имеет специфические особенности. Оно требует многократного закрепления изученного материала, частой смены видов деятельности, обращения к здоровьесберегающим технологиям, использования принципа дидактики в совокупности с творческим подходом при построении занятий. В связи с чем, целесообразным является применение индивидуального подхода в решении педагогических задач в работе с детьми с ЗПР, наряду с различными интерпретациями методов и средств обучения, педагогических технологий.
Задачи индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ЗПР тесно связаны с особенностями эмоционально-волевой сферы воспитанника. Взяв за основу классификацию типов ЗПР Лебединской К. С., можно выделить следующие характерные особенности эмоционально-волевой сферы, играющие важную роль в индивидуализации работы с детьми (таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики эмоционально-волевой сферы детей с различными типами ЗПР
Тип ЗПР |
Особенности эмоционально-волевой сферы личности |
ЗПР конституционального происхождения |
Преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость |
ЗПР соматогенного типа |
Характерен соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений: неуверенностью, боязливостью, капризностью. Наблюдается раздражительность, слабость и неустойчивость внимания |
ЗПР психогенного происхождения |
Характерна патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. При варианте ЗПР, обусловленном гиперопекой, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку |
ЗПР церебрально-органического происхождения |
Эмоционально‑волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом, при котором у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности [1] |
Такой разброс особенностей эмоционально-волевой сферы в типологии ЗПР, а также степень тяжести дефекта и влияние социальных факторов на личность ребенка, еще раз подчеркивают необходимость применения принципов индивидуального подхода в работе с детьми с ЗПР. При этом, можно выделить несколько способов их реализации в условиях ДОУ:
— подбор занятий и игр с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, усиливающих активность ребенка, увеличивающих потребность в познавательной деятельности;
— варьирование темпа изучения материала в зависимости от уровня развития детей с ЗПР;
— многократность повторений пройденного материала;
— учет факторов-раздражителей для каждого воспитанника при создании условий для проведения игр и занятий;
— использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций;
— использование индивидуальных поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Отдельно стоит остановиться на способах формирования мотивации к занятиям и играм при работе с детьми с ЗПР. Как отмечает Певзнер М. С., всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. В свою очередь, у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а затем оно неуклонно снижается. У других — сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания [3].
Существуют различные способы для формирования мотивации ребенка с ЗПР. К таковым можно отнести: создание проблемных ситуаций, приуроченных к жизненному опыту воспитанника; работа по группам, оценивание; показ перспектив использования полученного опыта во время занятий и др. Перечисленные способы являются довольно эффективными. Однако, можно выделить некоторые индивидуальные методы и средства формирования мотивации у воспитанников, используемые современными педагогами:
1) Использование мотивационных блокнотов
Такие средства формирования мотивации помогают детям развивать позитивное мышление и стремление достигать поставленной цели. В блокнот можно вклеивать мотивационные наклейки, фотографии проделанных успехов на занятии, любимые картинки, писать о чувствах ребенка, которые он испытывал за день.
2) Современные мультипликационные герои как средство повышения мотивации детей с ЗПР
Важно понимать, что современные дети смотрят современные мультфильмы. Для создания мотивации на занятиях с помощью героев мультфильмов, педагогу следует провести беседу на тему предпочтений каждого воспитанника. И ничего страшного, если одному ребенку нравится «Синий трактор», а другому «Малышарики». Любимых героев детей можно уложить в сценарий одного развлечения, занятия или игры.
Сюда же можно отнести и работу с музыкальным сопровождением занятий. Можно проводить разминки под любимые мелодии или песни ребенка и чередовать в зависимости от предпочтений воспитанников.
3) Выполнение творческих работ с индивидуальным заданием
Такие работы, как изготовление газеты для папы, журнала для мамы, подарок для любимого друга, способны мотивировать детей на достижение результата. Ведь так, они смогут подарить себе большое количество положительных эмоций от процесса работы и творить, в предвкушении радостных эмоций своих близких от самостоятельно созданного подарка.
Существует еще большое количество средств и способов способных повысить уровень мотивации детей. Выбирая тот или иной, важно руководствоваться поставленными педагогическими задачами и личностными особенностями каждого конкретного воспитанника.
Таким образом, важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является эффективность педагогического воздействия, соответствующего индивидуальным особенностям ребенка.
Учет особенностей эмоционально-волевой сферы и выраженность дефекта у таких детей, обусловливает использование различных способов реализации индивидуального подхода при проектировании игр и занятий.
Педагогам, при построении занятий, стоит отдельно уделять внимание мотивации воспитанников. Ведь учитывая то, что мотивационная сфера у детей с ЗПР находится на довольно низком уровне, следует прибегать к современным способам и методам повышения уровня мотивации воспитанников.
Литература:
- Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 19–23.
- Максимов Ю. Г. Применение индивидуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 8. — С. 114.
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 13.
Ключевые слова
мотивация, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход, задержка психического развития, педагогические задачи, коррекционные задачиПохожие статьи
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования
В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде
В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты...
Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...
Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития
В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...
Похожие статьи
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Тренинг как эффективный подход к улучшению качества работы с детьми с задержкой психического развития по развитию эмоциональной сферы в условиях современного дошкольного образования
В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога детского сада с детьми с задержкой психического развития с помощью тренинга, как эффективной формы работы, помогающей преодолевать трудности в эмоционально-личностном развитии воспитанников.
Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников
В статье отражены подходы к проблеме работы педагога-психолога с семьёй по формированию адекватной самооценки младших школьников. Психолого-педагогическая деятельность с родителями рассматривается как ориентация на универсальные с точки зрения педаго...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде
В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков у детей 5–6 лет с задержкой психического развития. Проанализированы различные подходы педагогов-психологов дефектологов к определению понятия «коммуникативные навыки», представлены результаты...
Нейропсихологические методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию практической деятельности педагога-психолога и учителя логопеда в области нейропсихологических подходов в развитии детей дошкольного возраста. Авторами разработана и реализуется Модель нейропсихологического воздействия на до...
Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития
В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении
В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...