Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Роль игры в жизни дошкольников. Виды игр / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт, Т. А. Кайсаканова, А. В. Губкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8634/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра — это наслаждение, связанное с проявлением избытка жизненных сил, которые ищут себе выход в вымышленных деятельностях.

Г. Спенсер

Мы знаем, что для детей основной вид деятельности — игра. Даже в самом юном возрасте, играя, дети приобретают самостоятельность и навыки общения с ровесниками. По мере взросления детей игры должны приобретать сложность и направленность на реализацию той или иной цели: социальное, общее умственное и физическое развитие, становление личностных качеств, приобретение активной жизненной позиции.

Существуют различные виды игр:

— творческие (организовываются детьми самостоятельно);

— дидактические (инициируются взрослыми и имеют свод готовых правил);

— народные (игры, пришедшие из народной культуры)

Творческие игры очень обширная и разнообразная группа. Правила, ход и цель игры определяются самими детьми, и зачастую подражают повседневности и быту. Эти игры имеют огромное значение для развития детского сознания и становления, как личности. Дети подражают взрослым, родителям, любимым персонажам мультиков, сказок, верят в свою игру, искренне испытывая все эмоции от радости до тревоги и печали. Прожитые через игру эмоции и ощущения расширяют репертуар эмоционального реагирования ребенка — испытав их «понарошку» в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в «реальной» жизни.

Творческие игры делятся на несколько подгрупп:

  1. Сюжетно-ролевые игры;
  2. Театрализованная деятельность;
  3. Конструкторские.

Сюжетно — ролевые игры — это первые социальные игры во «что-то» и «кого-то». Такие игры — настоящий простор для детской фантазии. Стоит только пожелать, и стул становиться машиной или парусником, а бумажки или листья превратятся в деньги. Ролевая игра — способ овладения смыслами и обогащения эмоционального диапазона ребенка. Такие игры знакомят малыша с тремя очень важными видами человеческого общения — ролевого, делового и дружеского. Благодаря таким играм ребенок увереннее чувствует себя в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.

Деловое общение — это способность договариваться с другими людьми, разрешать конфликты, находить компромиссы и выход из сложных социальных ситуаций. В ходе игр дети договариваются о сути игры, кто кем будет играть и т. д. Чем сложнее игра, тем больше в ней противоречивых задач, которые дети должны совместно решить. Играя в магазин, школу и врача, ребенок познает различные стороны окружающей его жизни, учится находить общий язык, общаться со сверстниками, заводить дружеские отношения, самостоятельно решать конфликты и искать компромиссы.

Детская театральная деятельность представляет собой воплощение в игре эмоций и впечатлений от увиденного театрального искусства. Такие игры делятся на 2 подгруппы : режиссерские игры и игры-драматизации . В режиссерских играх дети принимают на себя роли режиссеров, актеров, сценаристов, заранее обсуждая, кто что будет делать. Также есть игровой формат, в котором актерами являются куклы, а ребенок выступает в роли режиссера и актера озвучки.

Игры-драматизации — это настоящие мини-театральные представления, основанные на сюжетах, например, литературных произведений.

Эта игра более сложная, так как детям предстоит следовать четкому плану, помнить очередность текста и соответствовать образу своего персонажа. Такие игры благоприятно сказываются на развитии координации, грамотности и выразительности речи, способности сопереживать герою.

Для воплощения образа своего героя, малышу нужно проявить фантазию и сочетать в игре речь, мимику, движения, что хорошо сказывается на общем развитии ребенка.

Ещё один вид игр — конструкторские . Они учат детей разным видам строительства, предоставляя им широчайший простор для творчества. В конструкторских играх подкрепляется интерес детей к различным материалам, их свойствам, прививаются конструкторские умения. Для игр используют разные виды конструкторов. Все это направлено на развитие фантазии и взаимоотношений между детьми.

Игры с правилами позволят планировать образовательную деятельность, поскольку благодаря таким играм у дошкольников происходит процесс формирования определённых привычек. По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактические игры направлены в основном на развитие умственных способностей детей, они состоят из заданий и упражнений, в которых и заключается смысл игры. Они также оказывают благоприятное действие на развитие внимания и логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых игровая деятельность приобретает стихийный характер.

В играх с предметами применяются игрушки и различные предметы. Главная цель таких игр — познакомить детей со свойствами и признаками предметов: цветом, размером, формой. В играх с предметами дети решают задачи на сравнение, последовательность, группировку по определенному признаку,

Настольно-печатные игры — увлекательное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Широк и спектр педагогических задач, которые решаются с помощью таких игр.

Словесные игры строятся на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся углублять свои знания о предметах на основе существующих представлений о них, поскольку в этих играх необходимо использовать ранее полученные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти виды игр направлены на развитие речи, воспитание правильного произношения звуков, пополнение и закрепление словарного запаса, развитие понимания и ориентации в пространстве. Они имеют огромное значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся выражать суждения и выводы, сделанные самостоятельно, не опираясь на представления других, а так же замечать логические ошибки.

Подвижные игры имеют значимую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста, так как они способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность ребенка в движении и пополняют его двигательный опыт. Предлагаются игры бывают различных видов: бег, прыжки, смена строя, ловля, метание, лазание.

Народные игры — это игры, которые пришли в нашу жизнь от старшего поколения, которое передавало их своим детям и внукам на протяжении сотен лет. Это неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, благодаря которой дети могут приобщиться к общечеловеческим ценностям. Народные игры отражают жизнь народа, его уклад, традиции, воспитывают честь и мужество.

Подводя итог вышесказанному, опираясь на слова педагога и прогрессивного общественного деятеля П. Ф. Лесгафта, можно сказать, что игра — это основной вид деятельности дошкольника. Через игру дети открывают для себя красоту окружающего мира, учатся общаться друг с другом и в обществе.

Ребенок живет игрой, сам того не замечая, и задача педагога — поддержать инициативу ребенка, стать ведущим и связующим звеном в цепочке ребенок — игра, тактично поддержать руководство, чтобы обогатить игровой опыт детей.

Литература:

  1. 1 Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. — М: ООО «Дом 21 век», 2017.- 288с.
  2. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. — 2022. — № 3. — С. 102–109.
  3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М. А. Васильева. — М.: Просвещение, 2021. — 112 с.
  4. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 232 с.
  5. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2020. — 283 с.
  6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — № 6. — 2020. — С. 62–76.
Задать вопрос