ООД в старшей группе «Эксперименты с солью»
Авторы: Мастяйкина Татьяна Викторовна, Лисицина Марина Викторовна, Мягких Юлия Владимировна, Абрамова Елена Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 15.10.2023
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Мастяйкина, Т. В. ООД в старшей группе «Эксперименты с солью» / Т. В. Мастяйкина, М. В. Лисицина, Ю. В. Мягких, Е. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8645/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: систематизировать представление детей о соли и её свойствах расширить знания о соли, её свойствах и назначении.
Задачи: развивать интерес к окружающему миру, познакомить со свойствами соли. открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. А также, аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пустые баночки, использование ИКТ.
Ход занятия:
Дети входят в группу вместе с воспитателем. Воспитатель предлагает детям, посмотреть, что лежит в мешочке. Ребят, посмотрите, что интересного у меня лежит в мешочке, (дети достают из пакета каждый по мешочку), попробуйте отгадать, на ощупь, что лежит в мешочке. Дети достают мешочки. Воспитатель спрашивает, что там может быть внутри. Если дети затрудняются отгадать содержимое мешочка, воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель:
— Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, не понравятся нам даже… (Соль)
— Ребята, сегодня, я хочу рассказать вам что же такое соль? (Дети с удивлением ждут)
Предлагает пройти на стулья. Выставляет на мольберт картинку с солью
Воспитатель: А вот послушайте, ребятки, сказку, коротенькую, но очень поучительную. Сказка про соль. Она называется — Соль и золото. Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Спрашивает король дочерей: — Как вы, доченьки, любите меня? — Как золото, — ответила старшая дочь. — Как венок свой зеленый, — сказала средняя. — Как соль, — сказала младшая. Разгневался король на младшую дочь и выгнал ее из дворца. А добрая волшебница, узнав об этом, решила проучить короля. в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют ваши мамы и бабушки (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о свойствах соли, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория. И я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию
Воспитатель: но прежде, как нам идти в лабораторию, сделаем физкультминутку
Физкультминутка с фиксиками.
Воспитатель: Воспитатель вместе с детьми подходит к столам. Дети, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя, осторожно, внимательно, и соблюдать правила и прежде, чем нам приступить к работе, давайте я вам о них расскажу:
- Не трогать руками глаза
- Соблюдать тишину
- Не толкать соседа
- Сначала посмотри, а потом повтори.
- Выполнил и положи на место.
Воспитатель: и так дорогие юные учёные, надевайте, шапочки и занимайте свои места. Звучит музыка.
Перед вами ребята, стоят тарелочки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
Возьмите в руки трубочки и давайте подуем на соль. Посмотрим, что же произойдет с солью, как она себя поведет. Ребята, давайте сделаем выводы. Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).
— Теперь, я вам предлагаю посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде? Как вы думаете, на что похожа соль? (соль похожа на порошок, на снег зимой). Действительно, с виду соль похожа на порошок и даже на снег, согласна.
— А давайте рассмотрим соль под увеличительным стекло, что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки, похожие на манку). Поваренная соль, с которой мы с вами сегодня работаем, состоит из кристаллов. Теперь, возьмите в руки ложечки и нажмите на соль. Что же произошло? Мы слышим звуки. Какие звуки? С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день).
—Переходим к следующему опыту, перед вами на столах, стоят стаканчики с водой, в одном из стаканов холодная вода, она помечена синим квадратом, а в другом, теплая, этот стакан помечена красным квадратом. Давайте же мы с вами определим, в какой же воде, соль растворится быстрее? Возьмите в руки стаканчик, который с холодной водой и насыпаем в неё ложечку соли, теперь размешайте, и посмотрим, что же произошло с солью? (она растворилась, но не до конца). А теперь давайте же, попробуем все тоже самое сделать с другим стаканом, но в котором уже теплая вода, что произошло? (Соль растворилась) Вывод: Соль быстрее растворяется в теплой воде, а еще она поглощает воду. Ребят, у меня к вам еще один вопрос, цвет воды, изменился ли? (нет).
Воспитатель: ну, что ребята, вы настоящие молодцы. Но у меня для вас еще один, но этот опыт, я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем определить, что же будет с яйцом, если его положить в воду, которая чистая не соленая. Что мы с вами видим? (оно опустилось на дно). Правильно ребята. А теперь давайте во второй стакан добавим соль, размешаем ее, и опустим туда второе яйцо. Что же мы видим? (оно плавает на поверхности, оно не утонуло). Какой же мы в вами сделаем вывод , что соль, ребят, повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Воспитатель: ну, ребята, интересно было в нашей лаборатории. Ребята, а хотите узнать, что же еще соль умеет делать. Я предлагаю вам вместе со мной пройти в другую лаборатории, которая называется «Художественная мастерская», где с помощью соли можно создавать красивые узоры. (дети подходят к столу, где стоят подносы с солью). Воспитатель предлагает детям, прежде чем они начнут рисовать, сделать вместе пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика проводится совместно с воспитателем)
Пальчиковая гимнастика
Вот снежинка на ладошке
Разглядим ее немножко:
Какая она?
(Загибаем с большого пальца по одному)
Чистая,
Легкая,
Пушистая,
Холодная,
Воздушная,
Ветерку послушная!
(Встряхивание кистей рук). Пальчиковую гимнастику, можно проводить несколько раз.
— Ребят, мы с вами разработали наши ручки, дали им отдохнуть, а теперь я предлагаю вам порисовать на нашей соли, которую я вам насыпала каждому, а подносы. Послушайте внимательно, как мы будем рисовать, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете рисовать пальчиком на соли, то, что они отгадали. Итак, слушайте внимательно.
1. Что за чудо там стоит: Человек из снега, Нос-морковка, а глаза, Два премилых уголька. Кто же там такой стоит? Ну конечно … (Снеговик)
2. На Новый год ей каждый рад, хотя колюч её наряд. (Ёлка)
3. Пухом землю замело — За окном белым-бело. Эти белые пушинки называются … (Снежинки).
Ребята, какие вы молодцы, вы не только ученные исследователи, но и еще настоящие художники. Я предлагаю вам сделать вывод какой? Правильно, на соли можно рисовать.
Воспитатель : ну, а сейчас, давайте подведем итоги нашего интересного занятия. Итак, что именно вам сегодня запомнилось на нашем занятии, что нового вы узнали? Что вы расскажете, придя сегодня домой своим мамам и бабушкам, Кто-нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:
Чем вы сегодня занимались?
Про что вы сегодня говорили?
Дети: Рассказы детей. (Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д.) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были. Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опыта и творчества. Ребята, мне очень интересно сегодня было с вами в нашей волшебной лаборатории. И поэтому, я считаю, что вы настоявшие молодцы, настоящие ученные, мне бы хотелось вас за это наградить настоящими медалями, которые подтверждающие, что вы настоящие ученные. Спасибо.
Литература:
- Насртдинова, Д. И. Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль» / Д. И. Насртдинова. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/02/07/konspekt-integrirovannogo-otkrytogo-zanyatiya-opytno-eksperimentalnoy (дата обращения: 07.10.2023).
- Конспект для старшей группы детского сада Волшебница соль. — Текст : электронный // Образовательный портал : [сайт]. — URL: https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/konspekt-dlya-starshej-gruppy-detskogo-sada-volshebnica-sol.html (дата обращения: 07.10.2023).