Конспект организованной образовательной деятельности по продуктивной деятельности в старшей группе «Русская самодельная игрушка — кукла «Кувадка»
Автор: Воробьева Ирина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 16.10.2023
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Воробьева, И. Н. Конспект организованной образовательной деятельности по продуктивной деятельности в старшей группе «Русская самодельная игрушка — кукла «Кувадка» / И. Н. Воробьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8664/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: формирование трудовых навыков и умений в процессе изготовления народной куклы; формирование положительного отношения к труду и его результатам.
Программное содержание:
- Обучить конкретным трудовым навыкам при изготовлении куклы-закрутки. Способствовать формированию умений и навыков при работе с тканью и нитками, без применения иголки и ножниц. Расширить представления о некоторых видах женского рукоделия.
- Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, способствуя возрождению забытых традиций русского народа. Воспитывать нравственные качества детей. Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
- Развивать творческие способности, образное мышление. Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству. Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Оборудование:
— Куклы, изготовленные на фабриках, сшитые и сделанные своими руками. Два лоскутка, нитки.
Ход ООД
Воспитатель (игровая ситуация, цель, мотивация) : Здравствуйте, ребята! Меня зовут- Варвара Премудрая. Я пришла к вам в гости с интересным сундуком. Как вы думаете, что у меня в сундуке?
Дети (ответ) : Игрушки
Воспитатель: Правильно, игрушки. Игрушки-куклы. У вас у всех дома есть игрушки, расскажите какие они?
Дети (ответ) : Мягкие, большие, пластмассовые.
Воспитатель: Откуда у вас появились игрушки?
Дети (ответ) : Купили, подарили.
Воспитатель: А где их покупают?
Дети (ответ) : Игрушки покупают в магазине.
Воспитатель: А как они попали в магазин?
Дети (ответ) : Игрушки в магазин привозят из других городов, могут привезти с большого склада.
Воспитатель: Где делают игрушки?
Дети (ответ) : На фабрике.
Воспитатель: Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек. И наших гостей и ваши игрушки сделали на фабрике игрушек.
Воспитатель: Посмотрите, в моем сундуке разные игрушки-куклы. Современные, театральные, сувенирные, игровые. И сделаны они из разного материала. Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было очень мало. Их изготавливали вручную так как стоили они очень дорого, не все могли их купить. И они сами делали для себя игрушки или их родители помогали им. А игрушки делали из разных материалов. Из соломы, из глины или брали просто деревянную палочку, заворачивали ее в тряпочку и играли с ней, кормили её, поили, пели колыбельные песенки. Играли, как и вы играете. Кукол шили или вязали, а потом также играли с ними. Затем в магазинах стало все больше и больше появляться игрушек, и ваши мамы играли уже красивыми куклами.
Воспитатель (дидактическая игра «Свойства предмета») : Ребята, подскажите, пожалуйста, игрушки отличаются только по внешнему виду или еще по какому-то признаку?
Дети (ответ) : Они отличаются по размеру, одежде, по форме, по материалу (из чего сделана игрушка).
Воспитатель: Молодцы, правильно. Скажите, ребята, если игрушка, сделанная из дерева, какая она?
Дети (ответ) : деревянная.
Воспитатель: Игрушка, сделанная из глины?
Дети (ответ) : глиняная.
Воспитатель: Игрушка, сделанная из резины?
Дети (ответ) : резиновая.
Воспитатель: Игрушка, сделанная из пластмассы?
Дети (ответ) : пластмассовая.
Воспитатель: Игрушка, сделанная из соломы?
Дети (ответ) : соломенная.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная кукла есть у меня в сундуке (показ куклы). Как вы думаете, как она называется?
Дети (ответ) : Варианты ответов.
Воспитатель: Называется куколка Кувадка. Повторите.
Дети (ответ) : кукла «Кувадка».
Воспитатель: Кувадка — это кукла-оберег. А вы знаете, что обозначает слово «оберег»?
Дети (ответ): Оберегает, защищает.
Воспитатель: Правильно. Оберег защищает людей от разных бед. Оберег — символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Кукла Кувадка — самая простая в изготовлении кукла, сделать ее сможет даже ребенок. Эту куклу мамы вешали над колыбелью, чтобы она оберегала ребенка. Подрастая, детишки играли с такими вот простыми и теплыми куклами. А когда выходили на улицу, играли в русские народные подвижные игры и водили хороводы.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сегодня станем мастерами и мастерицами и попробуем сделать вот такую тряпичную куколку. Попробуем?
Дети (ответ): Да.
Воспитатель: Но прежде чем приступить, давайте поиграем.
(Физ. минутка: «Маланья»).
У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — ложку»)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение)
Воспитатель: (Дети подходят к столу, садятся ). Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат два лоскутка ткани. Один большой другой маленький. (Воспитатель объясняет ход работы). Берем большой лоскуток ткани, складываем лоскут к середине по длинным сторонам сначала снизу, потом сверху.
Дети: (Выполняют действия).
Воспитатель: У вас должна получиться скатка. Перегибаем скатку пополам.
Дети: (Выполняют действия).
Воспитатель: Перегнутый лоскут перевязываем, выделяя голову (нить не обрываем).
Дети: (Выполняют действия).
Воспитатель: Берем второй лоскут и также складываем с двух сторон к середине.
Дети: (Выполняют действия).
Воспитатель: Получается такая скатка. С одной стороны перевязываем скатку нитками, формируя ладошку. Также с другой стороны. Получились ручки. Вкладываем ручки в середину первой скатки.
Дети: (Выполняют действия).
Воспитатель: Перевязываем на поясе под ручками нитью, которую мы не оборвали.
Дети: (Выполняют действия).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у вас получились красивые куклы.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать куклу из ткани?
Дети (ответ): Да.
Воспитатель: Вам трудно было?
Дети (ответ): Нет.
Воспитатель: А что вы запомнили из рассказа о кукле?
Дети (ответ): Она называется кукла «Кувадка». Это кукла-оберег.
Воспитатель: Что такое оберег?
Дети (ответ): Оберег защищает людей от разных бед.
Воспитатель: Куда вешали куклу Кувадку?
Дети (ответ): Её вешали над колыбелькой малыша, чтоб она охраняла его.
Воспитатель : Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы довольны своей работой?
Дети (ответ): Да, у нас получились куколки.
Воспитатель: Эту куклу вы возьмите домой, повесьте ее над своей кроватью. А если захотите, можете сделать дома еще куколки вместе с родителями и подарить их близким людям. Пусть «Кувадки» оберегают всех ваших близких. А теперь фото с вами и вашими куклами.
СПАСИБО!!!