Конспект организованной образовательной деятельности по продуктивной деятельности в старшей группе «Русская самодельная игрушка — кукла «Кувадка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.10.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Воробьева, И. Н. Конспект организованной образовательной деятельности по продуктивной деятельности в старшей группе «Русская самодельная игрушка — кукла «Кувадка» / И. Н. Воробьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8664/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: формирование трудовых навыков и умений в процессе изготовления народной куклы; формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Программное содержание:

  1. Обучить конкретным трудовым навыкам при изготовлении куклы-закрутки. Способствовать формированию умений и навыков при работе с тканью и нитками, без применения иголки и ножниц. Расширить представления о некоторых видах женского рукоделия.
  2. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, способствуя возрождению забытых традиций русского народа. Воспитывать нравственные качества детей. Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
  3. Развивать творческие способности, образное мышление. Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству. Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Оборудование:

— Куклы, изготовленные на фабриках, сшитые и сделанные своими руками. Два лоскутка, нитки.

Ход ООД

Воспитатель (игровая ситуация, цель, мотивация) : Здравствуйте, ребята! Меня зовут- Варвара Премудрая. Я пришла к вам в гости с интересным сундуком. Как вы думаете, что у меня в сундуке?

Дети (ответ) : Игрушки

Воспитатель: Правильно, игрушки. Игрушки-куклы. У вас у всех дома есть игрушки, расскажите какие они?

Дети (ответ) : Мягкие, большие, пластмассовые.

Воспитатель: Откуда у вас появились игрушки?

Дети (ответ) : Купили, подарили.

Воспитатель: А где их покупают?

Дети (ответ) : Игрушки покупают в магазине.

Воспитатель: А как они попали в магазин?

Дети (ответ) : Игрушки в магазин привозят из других городов, могут привезти с большого склада.

Воспитатель: Где делают игрушки?

Дети (ответ) : На фабрике.

Воспитатель: Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек. И наших гостей и ваши игрушки сделали на фабрике игрушек.

Воспитатель: Посмотрите, в моем сундуке разные игрушки-куклы. Современные, театральные, сувенирные, игровые. И сделаны они из разного материала. Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было очень мало. Их изготавливали вручную так как стоили они очень дорого, не все могли их купить. И они сами делали для себя игрушки или их родители помогали им. А игрушки делали из разных материалов. Из соломы, из глины или брали просто деревянную палочку, заворачивали ее в тряпочку и играли с ней, кормили её, поили, пели колыбельные песенки. Играли, как и вы играете. Кукол шили или вязали, а потом также играли с ними. Затем в магазинах стало все больше и больше появляться игрушек, и ваши мамы играли уже красивыми куклами.

Воспитатель (дидактическая игра «Свойства предмета») : Ребята, подскажите, пожалуйста, игрушки отличаются только по внешнему виду или еще по какому-то признаку?

Дети (ответ) : Они отличаются по размеру, одежде, по форме, по материалу (из чего сделана игрушка).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Скажите, ребята, если игрушка, сделанная из дерева, какая она?

Дети (ответ) : деревянная.

Воспитатель: Игрушка, сделанная из глины?

Дети (ответ) : глиняная.

Воспитатель: Игрушка, сделанная из резины?

Дети (ответ) : резиновая.

Воспитатель: Игрушка, сделанная из пластмассы?

Дети (ответ) : пластмассовая.

Воспитатель: Игрушка, сделанная из соломы?

Дети (ответ) : соломенная.

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная кукла есть у меня в сундуке (показ куклы). Как вы думаете, как она называется?

Дети (ответ) : Варианты ответов.

Воспитатель: Называется куколка Кувадка. Повторите.

Дети (ответ) : кукла «Кувадка».

Воспитатель: Кувадка — это кукла-оберег. А вы знаете, что обозначает слово «оберег»?

Дети (ответ): Оберегает, защищает.

Воспитатель: Правильно. Оберег защищает людей от разных бед. Оберег — символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Кукла Кувадка — самая простая в изготовлении кукла, сделать ее сможет даже ребенок. Эту куклу мамы вешали над колыбелью, чтобы она оберегала ребенка. Подрастая, детишки играли с такими вот простыми и теплыми куклами. А когда выходили на улицу, играли в русские народные подвижные игры и водили хороводы.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сегодня станем мастерами и мастерицами и попробуем сделать вот такую тряпичную куколку. Попробуем?

Дети (ответ): Да.

Воспитатель: Но прежде чем приступить, давайте поиграем.

(Физ. минутка: «Маланья»).

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение)

Воспитатель: (Дети подходят к столу, садятся ). Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат два лоскутка ткани. Один большой другой маленький. (Воспитатель объясняет ход работы). Берем большой лоскуток ткани, складываем лоскут к середине по длинным сторонам сначала снизу, потом сверху.

Дети: (Выполняют действия).

Воспитатель: У вас должна получиться скатка. Перегибаем скатку пополам.

Дети: (Выполняют действия).

Воспитатель: Перегнутый лоскут перевязываем, выделяя голову (нить не обрываем).

Дети: (Выполняют действия).

Воспитатель: Берем второй лоскут и также складываем с двух сторон к середине.

Дети: (Выполняют действия).

Воспитатель: Получается такая скатка. С одной стороны перевязываем скатку нитками, формируя ладошку. Также с другой стороны. Получились ручки. Вкладываем ручки в середину первой скатки.

Дети: (Выполняют действия).

Воспитатель: Перевязываем на поясе под ручками нитью, которую мы не оборвали.

Дети: (Выполняют действия).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у вас получились красивые куклы.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось делать куклу из ткани?

Дети (ответ): Да.

Воспитатель: Вам трудно было?

Дети (ответ): Нет.

Воспитатель: А что вы запомнили из рассказа о кукле?

Дети (ответ): Она называется кукла «Кувадка». Это кукла-оберег.

Воспитатель: Что такое оберег?

Дети (ответ): Оберег защищает людей от разных бед.

Воспитатель: Куда вешали куклу Кувадку?

Дети (ответ): Её вешали над колыбелькой малыша, чтоб она охраняла его.

Воспитатель : Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы довольны своей работой?

Дети (ответ): Да, у нас получились куколки.

Воспитатель: Эту куклу вы возьмите домой, повесьте ее над своей кроватью. А если захотите, можете сделать дома еще куколки вместе с родителями и подарить их близким людям. Пусть «Кувадки» оберегают всех ваших близких. А теперь фото с вами и вашими куклами.

СПАСИБО!!!

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну доброты»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Сказочные приключения»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в комбинированной старшей разновозрастной группе «Геометрические фигуры»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Профессия фотограф»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Наш друг Светофор»

Конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе «Весенняя мастерская»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Волшебство магнита»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну доброты»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений «Сказочные приключения»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в комбинированной старшей разновозрастной группе «Геометрические фигуры»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Профессия фотограф»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Наш друг Светофор»

Конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе «Весенняя мастерская»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Волшебство магнита»

Задать вопрос