Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Бадайкина Ирина Сергеевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 20.10.2023
Статья просмотрена: 121 раз
Библиографическое описание:
Бадайкина, И. С. Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста / И. С. Бадайкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8678/ (дата обращения: 20.12.2024).
Проблема безопасности в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Познавая окружающий мир, ребёнок каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями и может попасть в ситуации, которые угрожают его жизни. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем общества.
Современный город — очень сложное образование, он не похож на город даже предыдущего века. Происходит стремительная урбанизация, возросло количество механизмов и машин. За порогом дома начинается улица. Улицей называется часть инфраструктуры современного города. Это протяженное, ориентированное на городское движение пространство, которое представляет собой очень сложный технический объект, выполняющий большое количество функций.
Введение
Проблеме формирования безопасного поведения дошкольников уделяется особое внимание таким педагогами и методистами как Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина [1]; К. Ю. Белая [3], Л. А. Вдовиченко [4], И. А. Лыкова [5] и др. На государственном уровне проблема формирования безопасного поведения на улицах города декларирована в таких документах, как Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022), Федеральными государственными образовательными стандартами для всех уровней образования, начиная с дошкольного.
Основная часть
Безопасность человека, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) определены важнейшие принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования — приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитание правовой культуры. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определено содержание образовательной программы, направленной на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме (на дорогах, в транспорте), на природе.
Ю. Г. Безруков и Е. А. Козловская отмечают, что «понятие безопасности относится к числу базовых категорий, без применения которого невозможно ни формирование, ни тем более нормальное функционирование социальной системы» [6, с.4]. Безопасность во многом рассматривается как противопоставление риск-ориентированному мировоззрению, как осмысленное, мотивационное риск-избегающее мировоззрение.
Безопасность связано с понятием «опасность». Опасность — это, по мнению И. А. Лыковой, «вероятность того, что может произойти или реально происходит какое-то нежелательное событие, несущее угрозу жизни или здоровью человека» [5, с.53]. Существует множество источников опасности для жизни и здоровья человека, поэтому для формирования безопасного поведения необходимо уметь предвидеть, избегать опасности, решительно действовать и знать, как действовать в опасной ситуации, уметь обращаться за помощью.
Внимание к безопасности детей дошкольного возраста на улицах города, долгое время было направлено на изучение детьми Правил дорожного движения, что было направлено на насыщение детей информацией на уровне знаний, которые они не могли применить на практике. Основной акцент делается на изучении информативного материала (светофора, причем, как правило, трехсекционного, дорожных знаков, в частности для водителей, видов транспортных средств и т. д.). Однако в большинстве дошкольных организаций, где с дошкольниками изучаются правила безопасного поведения на дороге, выявлен ряд недостатков и нерешенных вопросов. Детям предлагаются к изучению дорожные знаки, чтение произведений детской художественной литературы, в которой описываются ситуации, не имеющие сходства с реальностью современной жизни. Опасные и безопасные дорожные ситуации в дошкольных организациях, как правило, не изучаются. Педагоги и методисты стали отмечать, что получение и расширение знаний о правилах дорожного движения у детей не улучшает их поведение, поэтому важны не только знания, но и культура поведения, отношение, а также практика безопасного поведения на улицах города.
Проблема безопасного поведения на улицах и дорогах, проблема детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольной педагогике не утрачивает своей актуальности. Безопасное поведение на улицах города детей дошкольного возраста формируется на основе знаний об опасностях, умений заблаговременно обнаруживать эти источники опасности во внешней среде, знаний о ситуациях, которые могут возникнуть при определенном действии или бездействии с источниками опасности, а также навыков определенных действий в опасных ситуациях, доступных для детей дошкольного возраста. Постоянно ведется поиск педагогических механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на улицах города в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города.
Работа по формированию основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 16» г. Рязани (адрес: ул. Бирюзова, 8А) в старших группах.
Для комплекса педагогических мероприятий по формированию основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста были взяты методики Е. В. Бариновой [2], Л. А. Вдовиченко [4], И. А. Лыковой [5], которые были частично изменены и адаптированы для детей старшей группы.
Применялись следующие формы организации детей:
— занятие
— беседа
— чтение произведений детской художественной литературы
— целевая прогулка
— игровые обучающие ситуации
— дидактическая игра
Для формирования основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста применялись следующие методы и приемы работы: демонстрация моделей улицы города с дорожной разметкой, дорожными знаками и т. д.; демонстрация плакатов с картинками проблемного содержания, книжных иллюстраций, беседа, вопросы, объяснение, разъяснение, поощрение, рассказ педагога, дидактические игры, игровые обучающие ситуации с моделированием потенциально опасных ситуаций на улицах города.
Педагогическая работа по формированию основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста проводилась поэтапно.
Работа по формированию основ безопасного поведения на улицах города является частью работы творческой группы «Безопасное детство», которая создана на базе МБДОУ «Детский сад № 16».
На территории детского сада организован участок, на котором нанесена дорожная разметка — «зебра», «сплошная линия», «прерывистая линия». Также на участке для прогулок, была оформлена веранда — покрасили в цвета светофора, нарисовали дорожные знаки, разметку пешеходного перехода «зебру», создан игровой объект-автобус. Это, позволило проводить игровые обучающие ситуации во время прогулок, что значительно повысило эффективность работы по формированию поведенческих навыков безопасного поведения на улицах города.
В помещении группы также была обогащена предметно-пространственная среда — был создан «Уголок безопасности».
Для проведения целевых прогулок по улицам города были приобретены сигнальные жилеты со световозвращающими полосами (по количеству детей в группе).
На базе детского сада создан отряд юных помощников инспекторов дорожного движения (ЮПИДД). Дети старшего дошкольного возраста, обучают: проигрывают опасные ситуации, показывают сказки, пересказывают рассказы, читают стихотворения, передают свои знания о безопасном поведении на улицах города, с детьми младшего дошкольного возраста. Параллельно происходит сетевое взаимодействие с Госавтоинспекцией Рязанской области, сотрудники которого также посещают наших ребят, с целью просвещения и обезопасить их от опасных ситуаций на улицах города. Для юных помощников были сшиты пилотки, галстуки, которые были торжественно вручены детям на занятии посвящения в команду ЮПИДД, созданы удостоверения помощников ЮПИДД.
Работа с родителями направлена на активизацию профилактической деятельности. Строится на основе двухстороннего взаимодействия, на усвоение знаний детей и их родителей основ безопасного поведения на улицах города.
Формы работы с родителями
собрания, буклеты, анкетирование, консультации, круглые столы, дискуссии, акции, конкурсы, спортивные мероприятия.
На официальном сайте детского сада для родителей в свободном доступе размещена «Схема безопасного маршрута воспитанников с родителями (законными представителями) в МБДОУ «Детский сад № 16».
Проходила последовательная реализация перспективного плана работы с детьми, перспективного плана работы с родителями.
Для оценки эффективности проведенной работы по формированию основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика с применением вопросов из пособия К. Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников» [3], ситуации из занятий из пособия «Ребенок на улице» Л. А. Вдовиченко [4].
Как показали результаты педагогической диагностики из 14 детей с высоким уровнем выявлено 5 детей (36 %) Эти дети демонстрируют полные и систематизированные знания об источниках опасности на улицах города (называют несколько источников опасности на дорогах города, связанных с знанием Правил дорожного движения; называют природные источники опасности (сосульки зимой на крыше, скользкая дорога, гроза, ливень), опасности, связанные с встречей с незнакомыми людьми, связанные с терроризмом, с охраной здоровья (ношение масок и т. д.). Эти дети самостоятельно замечают скрытые и явные источники опасности на улицах города, называет их, рассуждают о последствиях. Средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улицах города выявлен у 8 детей (57 %). Эти дети могут самостоятельно замечать только явные источники опасности на улицах города, называть их, рассуждать о последствиях, скрытые источники опасности они не замечают. Эти дети демонстрируют неполные и разрозненные знания о способах действий по предупреждению потенциально опасных ситуаций и способах действий при возникновении опасной ситуации на улицах города (знают несколько действий в некоторых опасных ситуациях, знают только об одном способе привлечения внимания взрослых и т. д.). У этих детей неустойчивое отношение к риск-ориентированному поведению других людей на улицах города; у них есть понимание необходимости соблюдения некоторых правил безопасного поведения для сохранения жизни и здоровья. Низкий уровень сформированности основ безопасного поведения на улицах города выявлен у 1 ребенка (7 %).
Уровни |
Дети |
|
чел |
% |
|
Высокий |
5 |
36 % |
Средний |
8 |
57 % |
Низкий |
1 |
7 % |
Доказана эффективность предложенного комплекса педагогических мероприятий по формированию основ безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Безопасное поведение на улицах города детей дошкольного возраста формируется на основе знаний об опасностях, умений заблаговременно обнаруживать эти источники опасности во внешней среде, знаний о ситуациях, которые могут возникнуть при определенном действии или бездействии с источниками опасности, а также навыков определенных действий в опасных ситуациях, доступных для детей дошкольного возраста. При формировании основ безопасного поведения на улицах города ребенка старшего дошкольного возраста необходим учет психофизиологических особенностей данного возраста — особенности развития познавательных процессов, эмоциональная оценка событий, неадекватное восприятие собственных возможностей в сторону переоценки, недостаточный жизненный опыт, доверчивость. В связи с этим особое внимание уделяется подбору эффективных педагогических средств, для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на улицах города, что позволит сделать их жизнь в городской среде безопасной и комфортной.
Литература:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошк. возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022. — 133 с. — ISBN 5–89814–121–9. — Текст: непосредственный.
- Баринова, Е. В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития / Елена Владимировна Баринова. — Изд. 3-е, стер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 91 с. — ISBN 978–5-222–24457–9. — Текст: непосредственный.
- Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2–7 лет / Ксения Юрьевна Белая. — Москва: Мозаика-Синтез, 2018. — 64 с. — ISBN: 9785431504105. — Текст: непосредственный.
- Вдовиченко, Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения / Любовь Александровна Вдовиченко. — Москва: Детство-Пресс, 2008. — 96 с. — ISBN 978–5-89814–418–0. — Текст: непосредственный.
- Лыкова, И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без Опасности» / Ирина Александровна Лыкова. — 2-е издание, перераб. и доп. — Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с. — ISBN 978–5-4310–0277–9. — Текст: непосредственный.
- Безруков, Ю. Г. Концепция непрерывного обучения несовершеннолетних основам дорожной безопасности / Ю. Г. Безруков, Е. А. Козловская. — Москва: Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. — 84 с. — ISBN 978–985–498–945–7. — Текст: непосредственный.
Похожие статьи
Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка
Для всех нас привычно представлять семью как место заботы, любви и безопасности, где ребёнка должны окружать самые близкие и родные люди. Но, к сожалению, семья — это не всегда так. Существует множество случаев, когда атмосфера в семьях отличается от...
Социально-экономическое развитие городского поселения
В настоящее время современный российский социум находится в состоянии, которое большинство отечественных и зарубежных исследователей обозначают термином «социальная трансформация». При этом главная особенность заключается в том, что наше нынешнее общ...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...
Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...
Роль мониторинга в обеспечении экологической безопасности
Мониторинг обычно рассматривается в различных отраслях науки как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходным предложениям — наблюдение, оценка и прогнозирование состояния окружающ...
Дополненная и виртуальная реальность в образовании
Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...
Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития
Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...
Применение арт-терапии в старших группах детского сада
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...
Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...
Аэроионизация и ароматерапия как средство снижения заболеваемости и повышения умственной работоспособности младших школьников.
Воздух является основной составляющей среды обитания человека. От его чистоты и состава зависит наше здоровье и работоспособность. К сожалению, в последнее время очень возрастает заболеваемость вирусными инфекциями, также развитие компьютерной индуст...
Похожие статьи
Неблагополучная семья как проблема десоциализации ребенка
Для всех нас привычно представлять семью как место заботы, любви и безопасности, где ребёнка должны окружать самые близкие и родные люди. Но, к сожалению, семья — это не всегда так. Существует множество случаев, когда атмосфера в семьях отличается от...
Социально-экономическое развитие городского поселения
В настоящее время современный российский социум находится в состоянии, которое большинство отечественных и зарубежных исследователей обозначают термином «социальная трансформация». При этом главная особенность заключается в том, что наше нынешнее общ...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...
Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...
Роль мониторинга в обеспечении экологической безопасности
Мониторинг обычно рассматривается в различных отраслях науки как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходным предложениям — наблюдение, оценка и прогнозирование состояния окружающ...
Дополненная и виртуальная реальность в образовании
Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...
Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития
Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...
Применение арт-терапии в старших группах детского сада
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...
Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу
В статье рассмотрен переход на новую ступень образования, который приносит 10–11 летним подросткам стресс. Ведь теперь они знакомятся с новыми требованиями, учителями, условиями обучения, предметами. Одни пятиклассники быстро включаются в учебный про...
Аэроионизация и ароматерапия как средство снижения заболеваемости и повышения умственной работоспособности младших школьников.
Воздух является основной составляющей среды обитания человека. От его чистоты и состава зависит наше здоровье и работоспособность. К сожалению, в последнее время очень возрастает заболеваемость вирусными инфекциями, также развитие компьютерной индуст...