Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Орленко, Л. В. Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года» / Л. В. Орленко, О. Н. Минакова, И. П. Цырлова, О. Ю. Цырлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8680/ (дата обращения: 19.12.2024).



На наш взгляд, главной причиной ухудшения уровня речевого развития детей является отсутствие достаточной, каждодневной сенсомоторной и речевой (дети «не выговариваются») нагрузки в обыденной жизни. Для нейтрализации отрицательного действия пришедшего в каждый дом прогресса нам необходимо изыскивать и вводить новые, дополнительные ресурсы.

Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие устной речи ребёнка: звукопроизношения, словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи. Все эти структурные части теснейшим образом взаимосвязаны. Звукопроизношение в норме формируется у детей в младшем и среднем дошкольном возрасте. Грамматический строй, пассивный и активный словарный запас развиваются на протяжении всего периода. В идеале, большая часть данной работы должна быть проведена до школы, то есть в детском саду.

В данной публикации предлагается вариант развития связной речи у детей подготовительной к школе группы на основе лексической темы: «Времена года». Цель методической разработки — закрепить знания воспитанников о временах года, их признаках, а также систематизировать представления детей об их цикличности.

Разработка способствуют решению следующих образовательных задач: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, закрепить названия месяцев, смену их очерёдности в течении года, способствовать формированию пространственно-временных представлений, а также развивать мелкую моторику, готовить руку к письму.

В коррекционно-развивающие задачи входит следующее: развитие мышления (обучение установлению простейших причинно-следственных связей, анализу, а также формированию выводов, составлению целого из частей, отгадыванию загадок, развитие чувства рифмы, запоминания новых мыслеформ, образных выражений), расширение зрительного и речевого внимания и восприятия, воображения, обогащение лексикона, совершенствование у детей способности отвечать на вопрос полным предложением и координировать речь с движением.

К воспитательным задачам относится: создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы, развитие чувства юмора и коммуникативных навыков (желания совместно выполнять задания и получать результат) воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

В процессе работы мы использовали следующие материалы: пуговичный тренажёр-пособие «Времена года», «Шапочки» — «времена года», «Медальоны» с номерами от 1 до 12, наглядно-дидактическое пособие для фланелеграфа — «дерево»: «ВРЕМЕНА ГОДА», «билеты» с названиями месяцев, игра «Бабушкины запасы» (серия дидактических игр: «Самые нужные игры» Издательство ООО «ТЦ Сфера»), наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа 3. Е. Агранович «Времена года».

Для наиболее эффективного разбора указанной ранее проблемы, необходимо привести практический пример. В этой статье мы подробно описали один из вариантов такой работы, в основу которого легла лексическая тема, обязательная для изучения в детском саду: «Времена года».

Педагог: Ребята, мы сегодня с вами отправимся не просто в увлекательное путешествие, о котором вы узнаете, отгадав загадку:

В гости к нам пришли: седая (Ответы детей: «Зима!») ,

а за нею — молодая (Ответы детей: «Весна!») ,

третья ярко расцветает (Ответы детей: «Лето!») ,

а четвёртая рыдает (Ответы детей: «Осень!») .

Педагог: правильно, ребята, мы будем путешествовать по временам года. Ну что? Отправляемся? (Ответы детей: «Да!»)

Педагог: У меня есть волшебные медальоны. Вот они! Выбирайте! (Дети выбирают себе медальоны, на каждом, из которых число от 1 до 12 (по числу месяцев в году))

Игра: «12 месяцев»

(Дети берут медальоны и надевают их за ленточку на шею.)

Педагог: Подумайте, что же значит это число? А кто отгадал, может выбирать себе «билет» на наш волшебный поезд.

(Дети выбирают билет с названием того месяца, номер которого оказался на медальоне).

Педагог: Предлагаю каждому из вас выбрать себе подходящую шапочку, которая будет соответствовать вашему медальону и билету.

(Дети надевают шапочки-ободочки определенного времени года в соответствии со своим билетом и медальоном).

Педагог: Я вас приглашаю занять свои места в вагончиках. Все сели? В путь! Поехали!

(Дети поют песенку о временах года):

Хорошо придумал кто-то это,

чтоб была зима и лето,

чтоб была весна и осень!

А зачем? Давайте спросим!

Припев:

Чтоб весною почкам распускаться,

чтобы летом в речке поплескаться,

чтобы осенью листвой разноцветной пошуршать,

а зимой в снегу пушистом полежать!

Педагог:

Месяцев двенадцать ровно

составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

сразу же другой приходит.

Педагог: Какую сказку вам это напоминает? (Ответы детей: «12 месяцев!»)

Педагог: Правильно! Вы знаете, кто её написал? (Ответы детей: «Самуил Яковлевич Маршак!»)

Педагог: Правильно! В сказке все месяцы собрались у костра в зимнем лесу. Вот и мы с вами тоже можем сделать волшебный круг — «круг времени», где каждый «месяц» найдёт своё место. (Дети располагаются по кругу в соответствии со своим «месяцем».)

Педагог: Давайте узнаем, все ли правильно заняли свои места? (Дети называют номер своего «месяца», его название и время года, к которому он принадлежит.)

Педагог: Ребята, после того, как мы с вами создали волшебный круг времени, я хочу поиграть с вами в одну игру: «Когда это бывает?» Берегитесь! Будут непростые вопросы! В какое время года бывает снегопад? А листопад? Ледоход? Половодье? А когда идёт дождь? Бывает гроза? Появляются листья на деревьях? Когда день равен ночи? Появляются птенцы? Можно увидеть росу? А иней? Подснежники? Когда сеют семена? Птицы улетают на юг? Бегут ручьи? У медведицы появляются медвежата? Река покрывается льдом? Появляются комары? А когда у животных бывает линька? Желтеют листья? Идёт сенокос? Сеют озимые? Собирают урожай? (После каждого вопроса идет ответ от детей.)

Педагог обращает внимание детей на дидактическое пособие «ВРЕМЕНА ГОДА» на фланелеграфе (дерево с кроной, которая поделена на четыре части, в каждой из которой располагается символ времени года; его часть также делится, но уже на три сектора — это месяцы).

Педагог: Дети, посмотрите на это дерево! Оно необычное, но пока невозможно ничего понять. Давайте сделаем так, чтобы всем было ясно, в какое время года мы отправляемся. (Дети прикрепляют название своего «месяца — билета» — в нужный сектор у кроны дерева.)

Педагог: Вот! Теперь всё стало ясно! Начинается новый этап нашего путешествия по временам года. Каждое из них приготовило нам свои задания. Как вы думаете, мы справимся? (Ответы детей: «Да!»)

Педагог: Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами отправимся первым. Слушайте:

Раскрыла снежные объятья,

деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Ответы детей: «Зима!»)

Педагог: Правильно! Это зима. Зима год начинает и год заканчивает.

Игра «Новое слово»

(Педагог подходит к дереву «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму», а затем достаёт конверт с заданием. Начинается игра «Новое слово», цель которой закрепить процесс словообразования нового слова из двух слов).

Педагог: Вы знаете, как образуются слова? Вам известно, что из двух разных слов может получится одно?

снег+ падать= снегопад; снег + ход = снегоход; снег+…

Однокоренными словами к слову «снег», являются слова: снегопад, снегоход, снеговик, снегирь, Снегурочка, снегоступы, подснежник, снежинка, снегоочистиль, снегоуборщик, снегозащита.

Педагог:Вы молодцы! Мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие. Слушайте следующую загадку:

Снег в поле тает,

Грачи прилетают.

Почки набухают.

Когда это бывает?

(Ответы детей: «Весна».)

Педагог подходит к дереву «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «весну», а затем задаёт вопрос: Что происходит с природой весной?

(Ответы детей: «Природа просыпается, солнце весной греет сильней, на деревьях набухают почки, потом из них растут листья, на земле появляется трава и первые цветы».)

Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель игры: согласование существительных. Необходимо поставить слово в правильную форму.

Пример: «Один листик, два листика, три листика, четыре листика, пять листиков». (Далее по образцу: подснежник, цветок, почка, котёнок, лисёнок и др.).

Педагог: Молодцы ребята! Мы продолжаем наше путешествие. Слушайте следующую загадку:

Брызжет соком земляника,

дети плещутся в реке,

пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это?

Угадать нетрудно … (Ответы детей: «Лето!»)

Педагог: Правильно — это лето. Лето — это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул. Давайте ещё раз вспомним признаки этого времени года. А в какие игры летом можно играть? А каким видом спорта ты не сможешь заняться летом? (Ответы детей на вопросы.)

Игра «Что лишнее и почему»

Начинается игра «Что лишнее и почему?» (цель: развитие слухового внимания). Педагог называет ряд слов, а дети должны выбрать лишнее слово:

Август, июль, декабрь, июнь; Дождь, радуга, иней, роса; Шорты, футболка, шуба, купальник; Сланцы, босоножки, валенки, сандалии; Панама, шляпа, бейсболка, ушанка; Самокат, снегокат, роликовые коньки, велосипед; Бадминтон, хоккей, волейбол, футбол. (Ответы детей: «декабрь, иней, шуба, валенки, ушанка, снегокат».)

Педагог:Мы с вами отравляемся дальше. Слушайте последнюю загадку:

Повязала пестрый фартук и ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку, листья позолотой обвела. (Ответы детей: «Осень!»)

Педагог подходит к дереву «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «осень».

Педагог: Ребята, а давайте вспомним приметы осени.

Дети называют основные приметы осени: «Листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края, люди собирают на полях и в садах урожай».

Игра «Бабушкины запасы»

Педагог: Осень — это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты, я предлагаю вам поиграть в игру «Бабушкины запасы» и рассказать нашим гостям, что же можно приготовить из фруктов и овощей, выращенных в нашей местности.

Цель игры «Бабушкины запасы»: закрепление словоизменения с помощью суффиксов. Дети подходят к магнитной доске и, выбирая фрукт, определяют, что из него можно приготовить и как будет называться данное блюдо.

Педагог: Вы успешно справились со всеми заданиями, но впереди у нас самое сложное. Картины, которые мы с вами готовили в группе, вдруг разлетелись на разные кусочки. Их части перепутались, и вам предстоит навести порядок. Давайте каждый будет собирать ту картину, шапочку которой он носит. Но вначале нам нужно подготовиться.

Объявляется физкультминутка «Времена года»:

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки),

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

И эти четыре времени (обхватывают четыре пальца левой руки),

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки в стороны).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх),

А листья зеленеют (слегка покачать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок сорвёт её (руки опустить вниз, качать из стороны в сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять, зима год будет продолжать. (ходьба на месте).

Пуговичные тренажёры «Времена года»

Дети подходят к столу, где лежат в хаотичном порядке «зимние», «осенние», «весенние» и «летние» «деревья», «полянки», «облачка», «озеро» изготовленная из пряжи травка. Помимо этого, представлены «ежи», «снежинки», «листочки», «цветы», «яблоки», «птицы», «рыбы» и т. д. — пуговицы небольшого размера.

Дети пристёгивают пуговицы-яблоки, пуговицы-цветы и листья-пуговицы на «деревья», пуговицы-птицы на облака, пуговицы-цветы, пуговицы-жуки на «полянки», пуговицы-рыбы на «озеро» и раскладывают на приготовленные заготовки-фоны — картин четырёх времён года (заранее нарисованные на 4 листах ватмана). Дополняем работы элементами из наглядно-дидактического пособия для занятий по развитию речи с дошкольниками (Агранович 3. Е. «Времена года»).

Педагог: У нас с вами получились 4 картины с изображением времён года. Вы показали, какие ловкие у вас руки. Но это не все. Мы также хотим показать нашим гостям, каких успехов вы достигли в овладении нашим родным русским языком! В этом нам помогут скороговорки! Желательно, чтобы вы вспомнили скороговорку, соответствующую выбранному вами времени года.

(Дети рассказывают скороговорки)

Педагог: Всех скороговорок не прескороговоришь, не перевыскороговоришь. Вы успешно справились со всеми заданиями, но всё же мне интересно:

— какое задание было самое трудное?

— какое задание было самоё лёгкое?

— какое задание было самое интересное?

Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам снова взять «свои билеты». Занимайте «места» в «волшебном поезде»! Мы возвращаемся в наш любимый детский сад! Поехали!

Вот такие развивающие мероприятия мы разрабатываем, приобретаем или самостоятельно изготавливаем все предлагаемые к использованию в процессе ведения мероприятия пособия, а затем проводим с детьми нашего ДОУ с целью всестороннего развития речи и других психических функций.

Таким образом, стоит отметить, что игровой подход в развитии речи, вызывает у детей эмоциональный отклик, тем самым повышая мотивацию на развитие речи. Серия пуговичных тренажёров «Времена года» позволяет совместить развитие всех сторон речи с развитием мелкой моторики, ориентации в пространстве, а также они способствуют оздоровлению организма. Помимо своего прямого назначения, они создают условия для развития креативного потенциала дошкольников.

Все предлагаемые авторские дидактические пособия соответствуют требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Их можно отнести к одному из вариантов здоровьесберегающих технологий, так как вызывает у детей приятные эмоциональные и сенсорные ощущения, способствуют возникновению у ребёнка побудительных мотивов развития, приобретения новых навыков и знаний.

Вывод: введение новых стандартов ФГОС и ФОП в дошкольном образовании направляет усилия педагогов в русло укрепления межсистемных связей с целью повышения уровня речевого и всестороннего психического развития детей в целом. ФГОС ДО и ФОБ ДО подводит нормативную базу в процесс активного вовлечения всех участников педагогического процесса в речевое развитие детей, за счёт введения большого количества здоровьесберегающих технологий.

Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...

Похожие статьи

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности по теме «Колыбельные разных стран» (старшая логопедическая группа)

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании д...

Задать вопрос