Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста
Автор: Попова Вера Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 21.10.2023
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Попова, В. В. Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста / В. В. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8681/ (дата обращения: 19.12.2024).
Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентироваться и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Разработана модель развития воображения детей на занятиях изобразительной деятельности, которая показала свою эффективность.
Ключевые слова: воображение, дошкольники, изобразительная деятельность, модель, воспитатель.
Введение. Актуальность исследования опосредована требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Стандарт регламентирует следующие требования к художественно-эстетическому развитию дошкольников: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Для овладения практическими навыками в любой деятельности необходимо уметь фантазировать, представлять, мечтать, актуализировать имеющиеся временные связи для создания нового объекта или предмета изобразительного искусства. На занятиях изобразительной деятельностью воображение отражается в восприятии и это влияет на создание образов воспринимаемых предметов, что говорит о взаимном дополнении этих когнитивных процессов.
В диссертационном исследовании В. А. Пантиков выдвинул гипотезу о том, что развитие воображения и художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительным искусством может быть эффективным в том случае, если будут использованы комплексные методики, разработанные на основе образно — логического способа обучения рисованию и будут интегрированными занятия ИЗО с другими образовательными областями. Автору удалось подтвердить гипотезу и доказать целесообразность авторской методики развития воображения в изобразительной деятельности [1].
Цель научного исследования Г. В. Петровской — анализ особенностей процесса художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства, в том числе изучение факторов, влияющих на восприятие художественной информации. Автор водит термин «зрительская креативность», т. е. то качество, которое находится в тесной связи с воображением, представлением и восприятием, и это позволяет по-новому взглянуть на проблему восприятия-интерпретации художественного произведения [2].
Анализ научной литературы, философских и психологических трудов говорит о том, что проблемам воображения и творчества посвящены исследования М. Б. Беркинблита, Е. М. Беспаленко, П. И. Блонского, А. В. Брушлинского, Г. В. Веденеевой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Шокоровой и др.
Опираясь на научную базу перечисленных авторов, была сформулирована цель исследования — научно-теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка модели развития воображения дошкольников раннего возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования — процесс развития воображения дошкольников раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка.
Предмет исследования — изобразительная деятельность как фактор развития воображения дошкольников раннего возраста.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги (воспитатели) КУЗ ВО «Воронежский областной специализированный дом ребёнка». Возраст детей — 2–3 года. Дети имеют неврологические и психиатрические диагнозы (задержка психического развития и задержка речевого развития, далее ЗПР и ЗРР). Контроль умений и общего развития осуществлялся методом наблюдения; пальчиковым рисунком (техника рисования пальчиками примитивна и доступна для малышей, которые могут сидеть и концентрировать внимание в течение 5 минут).
Результаты и их обсуждение
Разработанная и реализуемая модель представляет собой схему педагогической деятельности в области ИЗО и развития в процессе этого воображения дошкольников. Модель имеет взаимосвязанные и взаимодополняемые ступени: цель; направления развития воображения на занятиях ИЗО; методы и приемы развития воображения на занятиях ИЗО; педагогические условия. Представлен замысел ожидаемого результата — способность детей к спонтанному созданию или преднамеренному построению простейших образов, представлений, идей объектов и умение манипулировать ими, а также сенсомоторное развитие.
Самыми популярными по уровню мотивационно-потребностной сферы являлись следующие методы: кейс- методы; реинтеграция; сказка; трансформация, пальчиковое рисование. Пример кейс-метода для развития воображения у дошкольников с ЗПР и ЗРР на занятиях изобразительной деятельностью.
Кейс 1. Предлагается посмотреть картинку и решить проблемный кейс.
Это известная сказка «Курочка Ряба». Детям показывается картинка, где «мышка бежала, хвостиком задела яичко, оно упало и разбилось». Дедушка и бабушка плачут. Как им помочь? Это проблемный вопрос. Воспитатель предлагает нарисовать яичко. В соответствии с ФГОС ДО поддерживается самостоятельность в выборе чем рисовать — пальчиками или кисточкой.
Рис. 1. Модель развития воображения дошкольников на занятиях изобразительной деятельности
Пример реинтеграции , т. е. достройки до целого из одной основной, важной части или процесса.
Вводное задание: «Маленький цыпленок был любознательный, ушел от мамы и попал в незнакомое место. Куда он попал? Дорисуйте предложенные фигуры. Расскажите, что чувствовал цыпленок, когда ходил по этим местам».
Обычно дети с удовольствием создают фантастический мир, воображают то, с какими трудностями может столкнуться их герой. Естественным образом развивается эмоциональная сфера, так как любое художественное произведение имеет характерные эмоциональные особенности.
Выводы . Разработанная и реализованная модель показала свою эффективность. Дошкольники стали использовать различные цвета при реинтеграции, трансформации. Рисование пальцами развивает сенсомоторное развитие ребенка. Рисование пальцами — это пальчиковая гимнастика, которая отвечает за психическое и интеллектуальное развитие, речевые навыки, мыслительную способность. Замечена положительная динамика в количестве деталей, которыми дошкольники дополняли стимульные фигуры.
Литература:
- Пантиков В. А. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства: Дис.... канд. пед. наук: Томск, — 2003, — 174 c.
- Петровская Г. В. Произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения / Г. В. Петровская; РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2013. — 28 с.
Похожие статьи
Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников
В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.
Похожие статьи
Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
В дошкольном возврате игра — основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре происходят моменты тренировки социальной личности. Общее образование на первое место выводит идею развития ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников
В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования изобразительной деятельности в развитии творческого воображения старших дошкольников.