Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.10.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Дубоделова, А. Г. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации / А. Г. Дубоделова, Д. С. Куценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8683/ (дата обращения: 23.11.2024).



Окружающая среда непосредственно формирует в ребенке, особенно в самом начале его жизни, важные качества личности: это и уважение к старшим, любовь к родителям и Родине, привитие понимания важности образования. Такой неотъемлемой частью формированию личности является дошкольное образовательное учреждение. Детский сад — яркий пример.

Как и любая другая государственно-социальная структура, детский сад является уменьшенной копией других социально-значимых министерств: как образование, здравоохранение, производство и т. д.

Поступая в дошкольное образовательное учреждение, ребенок интегрируется в структуру учебной организации, а в частности в микроклимат самой группы. Ему присваивается статус «воспитанника», наделяя тем самым определенными правами и обязанностями. Ведь режимные моменты любого государственного детского сада никто не отменял.

Ребенку приходится подстраивать свои привычки, желания и податливую, еще плохо сформированную на первых годах жизни, концепцию мира под общие правила организации. На этом этапе воспитанник осваивает правила поведения, социализируется, учиться взаимодействовать с другими воспитанниками и взрослыми.

Пожалуй, больше вопросов возникает у современных родителей, которые в силу непонимания и безграмотности, стараются вмешаться в отработанный образовательный процесс. Казалось бы, в нынешней современный век технологий, у родителя не должно остаться вопросов к образованию. Но, к сожалению, ситуация выстраивается абсолютно противоположная.

Дилемма о «пользе и вреде технологий» стала набирать новые обороты. С одной стороны, передовые технологии расширяют наш кругозор и предоставляют массу новых возможностей и знаний. С другой стороны, из за избытка новизны и хаотичности информации, потребители (в том числе, и родители воспитанников) обесценивают традиционные ценности, пытаются в негативном ключе повлиять на процесс образования, откровенно идут на конфликт с представителями дошкольных учреждений.

Будет неверно сказать, что всему виной только технологии. Немалую роль в негативном противостоянии родителей и представителей дошкольной организации оказывает информационный хаос. Интернет, форумы, группы в социальных сетях, самые передовые любительские видео, содержание которых порой носит шокирующий характер, тоже пагубно сказываются на умах современных взрослых. Хитропродуманный алгоритм информационных нейросетей все больше и больше фиксирует внимание потребителя на деструктивном интернет-контенте — подборке видео, статей, фактов и т. д.

Неограниченность, неотфильтрованность информации, слабое критическое мышления у современного родителя формирует недоверие, негативное восприятие к системе образования и к самому детскому дошкольному учреждению в целом. Однако, современный родитель может конфликтовать не только с представителем детского сада. Под его, как ему кажется, праведный гнев может попасть и чужой ребенок, и другой родитель. Если два воспитанника не поделили игрушку- их конфликт будет исчерпан уже на следующий день. Взрослые, зная о данном инциденте, могут копить в себе негатив по отношению к малышу- обидчику и его родителю долгие месяцы, а то и годы. На атмосфере группы это тоже плохо сказывается.

Такой родитель — беспокойный и тревожный. Ему кажется, что в детском саду именно его ребенка будет обижать воспитатель, другие дети, и посторонние взрослые. Здесь, конечно, родитель упускает важный нюанс: теперь на малыша оказывает влияние не только родитель, но и общество в лице дошкольной образовательной организации. Данный факт не все могут или не хотят принимать. И не редко, этот самый взрослый становится основным провокатором конфликта. Ситуацию усугубляет политическая осведомленность и безнравственность современных мам и пап. Независимо от обстоятельств, в большинстве случаев государство занимает сторону родителя.

По итогу получается, что детский сад в лице педагогического работника — педагога, психолога, представителя администрации, логопеда и т. д.– попадает в зону риска. Неоднократно, многие коллеги говорят о том, что педагоги чаще сталкиваются с профессиональным выгоранием. И современный родитель как раз и является одним из основных факторов выгорания. Умение правильно и вовремя предотвращать конфликт — залог успешного взаимодействия с родителями воспитанников. Грамотное выстраивание отношений — хорошая профилактика профессионального выгорания.

По сути, если хорошенько разобраться, конфликт — это столкновение двух, а то и более интересов. Для любого дошкольного учреждения — морально зрелый, понимающий и дружелюбный родитель — это ценный ресурс. Тогда каким образом необходимо воздействовать на негативно настроенного взрослого, чтобы изменить его мнение на позитивное настроение.

Задача педагога-психолога — ясна — проработка спорных, конфликтных моментов между дошкольным учреждением и родителем. Здесь специалист выступает прямым медиатором в противостоянии двух сторон. Важно знать — что послужило основой для острой ситуации. Либо, это недопонимание родителя и педагога, либо же, недопонимание родителей между собой.

Прежде чем взаимодействовать с самим родителем, психолог должен укрепить внутренний тыл — провести просветительскую деятельность среди его подопечных воспитателей. Если воспитатель будет в себе уверен, то родители воспитанников прочувствуют это.

Эффективней всего для работы с педагогами провести целый ряд просветительской деятельности. Для начала, психолог должен выявить у воспитателей и других сотрудников ДОУ такие факторы как: эмоциональное выгорание, проблемы взаимодействия с родителями или другими сотрудниками, конфликты. Самая лучшая форма диагностики — скрытый опрос. Это необходимо по многим причинам. Во-первых, многие педагоги, когда узнают об опросе, намерено искажают факты — преувеличивая или приуменьшая определенную ситуацию. Во-вторых, у многих сотрудников детских садов составлено изначально негативное представление о «тренингах по самовыгоранию». Подсознательно, воспитатели, на самом деле, тоже не доверяют психологам и их работе. Все-таки современные родители и сотрудники ДОУ находятся в одном информационном поле.

Следующий этап. На основе данных необходимо провести ряд мероприятий. Это может быть семинар, где психолог обозначит общие проблемы взаимодействия педагогов с родителями. Опираясь на личный опыт, можно предложить ознакомить коллег с презентацией. В работе можно указать — виды «сложных» родителей и эффективные пути общения с ними. В конце семинара, психолог может провести игру на закрепление. Таким образом, у педагогов появятся инструменты и методы решения в важных для них вопросах.

Второй этап — это сплочение воспитателей с родителями. Здесь психолог, как раз выступает вновь в роли медиатора. На этот раз, для психологического сближения и профилактики острых моментов среди родителей воспитанников и работниками ДОУ, педагоги-психологи используют следующий подход — тимбилдинг.

Тимбилдинг — это комплекс определенных мероприятий, которые направлены на улучшение взаимоотношений между членами общей организации. Действия тимбилдинга непосредственно позитивно влияют на командообразование.

В своей работе педагог-психолог будет преследовать следующие задачи:

— объединить родителей и воспитателей, сформировать общую целостность группы;

— снять тревожность у родителей по отношению к ДОУ;

— сформировать взаимное доверие между участниками мероприятия;

— помочь выстроить общее направление деятельности между участниками процесса;

— сформировать этическо- нравственную основу у родителей воспитанников по отношению к ДОУ.

Таким образом, родитель эмоционально вовлечется в процесс тимбилдинга. Он поймет, что с воспитателем и другими работками ДОУ не нужно конфликтовать. Его ребенок находится в целости и сохранности. Соответственно, тревога взрослого должна значительно снизиться.

Опять же нужно учитывать определенный нюанс. Чтобы тимбилдинг возымел должный эффект среди родителей, необходимо проводить его в определенные периоды. Два самых ключевых момента, которые не должен упустить специалист — начало и конец учебного года.

Обычно, группы формируются в начале года. Родители знакомятся с воспитателями. На данном этапе создается родительский комитет — избирается лидер, распределяются внутренние групповые роли. Вот тут, как раз, очень важно перезнакомить родителей между собой. Таким образом, конфликтность и недопонимание между взрослыми будет минимизировано. Это плюс для детского сада. Чем больше родитель погрузится в саму среду группы, тем активнее он будет участвовать в мероприятиях. Психолог может применить такие методики как: психологические игры, различные направления арт-терапии и т. д.

Активные игры, телесные практики и совместные поездки — очень хорошо подойдут для мероприятий к концу учебного года. Так же, такой вид тимбилдинга — прекрасно может быть приурочен к значимому празднику: 8 Марта, Новый год, 9 Мая.

Проводя просветительские и профилактические мероприятия в определенные временные рамки, педагог-психолог сможет охватить намного больше родителей, чем в другие временные промежутки.

Касательно самих мероприятий, хотелось бы подчеркнуть самые эффективные:

  1. В начале года — «Знакомство с членами группы».

Такой вид тимбилдинга весьма универсален. Обычно, данный вид мероприятия можно проводить в самих стенах ДОУ. Родители морально объединяются. Прорабатывается тревога, негативное отношение, конфликтность. Формируется доверие, спокойствие, эмпатичность среди участников.

  1. «Промежуточный тимбилдинг». Данный вид взаимодействия с родителями может эффективно сочетаться важной датой. Здесь можно проработать какие-то промежуточные темы. Хорошо подходят арт- терапевтические мастер-классы и методики.
  2. «Итоговый». Данный вид тимбилдинга закрепляет весь процесс взаимодействия представителей ДОУ с родителями воспитанников. В качестве приятного завершения, мероприятие лучше всего активно проводить на свежем воздухе или на природе.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Заинтересованность родителей целиком зависит от совместной работы педагогов ДОУ. Позитивное отношение и активность воспитателей дает хорошее плоды.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. 2-е издание, переработанное. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978–5-388–00652–3
  2. Рубан И. В., Цюрпита Т. А. Тимбилдинг как одна из наиболее эффективных инновационных технологий по сплочению родительского коллектива в изменяющихся условиях. https://www.vospitatelru.ru/categories/6/articles/1172

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Задать вопрос