Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями
Авторы: Чуева Анна Федоровна, Черникова Нина Геннадиевна, Козлова Наталья Петровна, Афанасьева Анна Викторовна, Ключникова Алена Игоревна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 27.10.2023
Статья просмотрена: 121 раз
Библиографическое описание:
Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями / А. Ф. Чуева, Н. Г. Черникова, Н. П. Козлова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8690/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы число детей с тяжелыми речевыми трудностями значительно возросло. Помимо хронических заболеваний, у этих детей наблюдаются нарушения дыхательной и двигательной систем, повышенное напряжение мышц, вялость и утомляемость, а также значительные задержки в развитии основных физических качеств.
Низкая физическая активность оказывает значительное негативное влияние на формирование растущего детского организма. Чем лучше развита моторная сфера ребенка, тем менее подвержена уязвимости его речь, что объясняется тесной взаимосвязью между языковыми и двигательными центрами в коре головного мозга.
Существуют доказательства того, что тяжелые языковые расстройства затрагивают или нарушают работу определенных участков мозга. Это приводит к нарушению высших психических функций -памяти, вниманию, мышлению, восприятию, воображению и речи. Все эти функции способствуют умственному развитию человека. Речи отводится одна из самых существенных ролей, а страдает она больше всех. Все основные компоненты речевой системы- произношение, фонематические процессы, лексика и грамматика — оказываются нарушены. Это приводит к трудностям в обучении в школе.
Вопрос внедрения нейропсихологических методик для решения этой проблемы становится актуальным для коррекционной практики логопедов. Нейропсихология помогает глубже вникнуть в проблему, выявить причины расстройства, выстроить соответствующую программу сопровождения и сформировать базовые характеристики для дальнейшего обучения ребенка с ТНР.
Применяя нейропсихологические методики для активизации межполушарного взаимодействия учителя- логопеды могут более эффективно исправлять у детей речевые, двигательные, интеллектуальные и поведенческие отклонения, создавая основу для преодоления психоречевых нарушений.
Функции между полушариями мозга разделены, но только когда они взаимосвязаны, они создают основу для полноценного функционирования всех психических процессов. При несформированном межполушарном взаимодействие происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в усвоении учебной информации).
Существует много различных методов нейропсихологической коррекции. Один из них — нейробика.
Нейробика-это несложные упражнения для тренировки мозга без особых усилий. Основатель нейробики американский ученый профессор Лоуренс Кац, который доказал, что при постоянном выполнении одного и того же задания людям трудно сосредоточиться на новом материале. Монотонная работа приводит к ухудшению памяти и концентрации внимания. Ухудшаются связи между нейронами (клетками мозга), что ведет к снижению умственных способностей.
Главное отличие этого метода от многих других заключается в том, что упражнения нейробики направлены на использование всех пяти органов чувств необычными способами и в самых необычных сочетаниях, что позволяет мозгу создавать множество новых нейронные связей между различными видами информации
Нейробика помогает организовать умственную зарядку таким образом, чтобы максимизировать когнитивные способности человека, что, в свою очередь, благоприятно скажется на более полном усвоении знаний.
Основная цель применения нейробики в работе с детьми младшего школьного возраста — это активизация речи через выполнение определённых физических движений. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка путем сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга
— Развивать координацию движений, ловкость, гибкость и мелкую моторику рук
— Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
— Стимулировать речевую активность детей;
— Развивать слухоречевое внимание детей;
Нейробика включает в себя:
- Кинезиологические упражнения — это серия движений, которые активизируют взаимодействие между полушариями, позволяя им обмениваться информацией и синхронизировать свою работу.
- Упражнения на сенсорную интеграцию: развивают все виды восприятия, включая зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и движение.
При выполнении упражнений нейробики задействованы все пять органов чувств ребенка, что позволяет мозгу устанавливать ассоциативные связи между различными видами информации, которая направлена на активизацию органов чувств и улучшение концентрации внимания, что способствует умственному развитию.
В работе с детьми с речевыми нарушениями мы используем упражнения, направленные на развитие синхронной работы обоих полушарий мозга, которые позволяют задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.
Элементы нейробики можно включать в образовательный процесс в форме зарядки или игрового задания. Занятия проводятся систематически в непринужденной, доброжелательной обстановке. Длительность гимнастических упражнений не превышает 7 минут. Это позволяет сохранить активность и заинтересованность. Упражнения подбираются индивидуально для каждого ребенка. В начале выполняются более легкие упражнения, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.
Вот пример некоторых упражнений, используемых нами в работе с детьми.
«Перекрестный шаг». Предложить ребенку медленно шагать на месте, высоко поднимая колени и сближая локти одной руки (правая-к правому колену, левая-к левому колену). Это упражнение активизирует участки мозга, отвечающие за счет и логическое мышление. При перекрестном шаге тяните противоположный локоть к колену.
«Рисование знака бесконечности» или «Лежачая цифра 8".Ребенок медленно нарисует знак бесконечности (лежащую горизонтально цифру 8) в воздухе большим пальцем (рука согнута в локте и поднята на уровне глаз). Глаза должны следовать за пальцами, а голова не должна двигаться. Более сложным является рисование двумя большими пальцами одновременно.
«Мудрая сова». Ребенок крепко держит правое плечо левой рукой. Затем поворачивает голову и смотрит назад через плечо, сначала с правого, а затем с левого плеча. Затем повторяет действие с правой рукой на левом плече и т. д.
Нейробику можно использовать в работе с детьми при обучении грамоте.
Упражнение «Немой телевизор». Взрослый произносит буквы, задача ребенка «озвучить» буквы, «читая» по губам.
Упражнение «Смена рабочей руки». Предложите ребенку на день сменить рабочую руку. Если он правша, то путь напишет букву, нарисует предметы, названия которых начинаются на букву «А» левой рукой. Если левша — правой. Это способствует развитию межполушарных связей. Для развития моторики пальцев можно предложить написать букву прописью, заштриховать, раскрасить буквы обеими руками.
Упражнение «Хлопай, прыгай не зевай». Попросить ребенка хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть тогда, когда он услышит слово, в котором есть, например, звук «А». Такие упражнения используют для снятия физической усталости, повышения мышечного тонуса, развития уровня осознания частей тела и вестибулярного аппарата достаточно. Подобные задания очень хорошо развивают фонематические процессы. Для развития слуховой памяти достаточно предложить ребенку произнести любой звук столько раз, сколько хлопков он услышал.
Упражнение «С закрытыми глазами». Предложить детям с закрытыми глазами угадать буквы, нарисованные пальцами на ладонях, спине и руках. Это поможет повысить тактильную чувствительность, распознать различные части тела, передать нервные импульсы от кожных покровов к мозгу. Развить зрительное восприятие, а также успокоить нервную систему поможет рисование пальцами на песке, в манке, в воздухе, лепка букв из пластилина.
Упражнение «На ощупь». Предложить ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь с закрытыми глазами найти среди других букв определенно заданную букву.
Выполняя подобные упражнения, ребенок не испытывает усталости, проводит время весело и интересно, а главное — полностью усваивает каждую тему благодаря образованию крепких многочисленных нейронных связей.
Данные упражнения и игры помогают общему развитию ребенка не только в плане физического и психического здоровья, но и в исправлении речевых дефектов и предотвращении будущей неграмотности среди школьников. Упражнения помогают детям раскрыть свой потенциал и расширить границы возможностей своего мозга. В результате занятий нейробикой у детей развиваются мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, улучшается память и концентрация внимания, совершенствуются навыки письма и чтения, повышается работоспособность, поддерживается физическое и психическое здоровье.