Патриотическое воспитание дошкольников. Развлечение в старшей группе «День матери-казачки» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.10.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Кулешова, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Развлечение в старшей группе «День матери-казачки» / Н. В. Кулешова, С. В. Тюкалова, А. К. Паносян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8691/ (дата обращения: 16.11.2024).



C:\Users\Администратор\Downloads\IMG-3948.jpg

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор — прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

— создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию;

— тематические занятия;

— беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что-то новое о малой или большой Родине, других странах.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

C:\Users\Администратор\Downloads\37dac292-9e79-4409-9719-73834a9bc3cd.JPG

Развлечение в старшей группе: «День Матери-казачки».

Задачи: формирование уважительного и бережного отношения к самому дорогому человеку — маме, воспитывать чувства преданности к матери.

Программные задачи: развивать познавательный интерес к истории своего народа, развивать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание казачьей одежды, предметы казачьего быта, рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры, пение казачьих песен, казачьи танцы.

Оборудование: печь, лавка, люлька, кровать, веретено, стол, прялка, чугунок, деревянные ложки, чашка, скатерть, ручник, казачья одежда, пяльцы, нитки.

Ход развлечения.

Группа оформлена казачьем бытом (печь, лавка, сундук, прялка, люлька, ухват, стол на столе стоит самовар, чугунок с галушками или с варениками)

Воспитатель в казачьем костюме встречает детей.

Звучит Кубанский казачий хор.

Дети под музыку входят в группу в казачьих костюмах.

Воспитатель:

Ой ребята-казачата, как уж вам я нынче рада. Милости просим в гости, в мою светёлку. Будем чай пить, хоровод водить

Хлеб-соль кушать, да песни слушать!

(На экране Кубанская станица, стоят хаты, возле хаты колодец, идет казачка по воду, у неё коромысло с вёдрами, поля Кубанские с пшеницей и сады)

Воспитатель-

Казачата, осмотритесь по сторонам оглянитесь

Хаты, куренья, пшеница

Хлеб румяный золотится

Солнце на небе смеётся

Как наш край родной зовётся?

(Ответы детей: Краснодарский край, Кубань).

Воспитатель:

Ребята, а назовите мне предметы обихода, находящиеся в светёлке.

(дети называют предметы: прялка, сундук, веретено, чугунок, лавка, коромысло, ведра, чугунок, кровать, люлька).

Воспитатель:

Да, наша светелка и нарядна, и красива.

Так приглашайте же ребята своих мамочек.

Всех приглашаем, от всей души встречаем!

(звучит весёлая казачья плясовая. Дети берут мам и усаживают их рядом с собой).

1-й ребёнок. Просим к нам в избу

Красному гостью-красное место!

2-й ребёнок. В тесноте, да не в обиде.

Где потесней, там веселее.

3-й ребёнок. Та-ра-ра, та-ра-ра

Заходите со двора,

Песни петь, да плясать

Всех вокруг забавлять.

Дети поют песню «Мама солнышко моё»

Хоровод: «У Калинушки».

Воспитатель:

Шалуны-казаки,

Выбегайте во дворы,

Становитесь играть,

Не забудьте мамочку свою взять!

Ребёнок: Солнце разгорается

Игра начинается!

(Дети с мамами становятся в круг)

Игра «Подушечка»

Воспитатель.

Как вы думаете, ребята, что у нас хранится в этом красивом сундуке?

Ответы детей: одежда, постельное бельё.

Воспитатель.

Что нам думать да гадать?

Давайте-ка мы его откроем?

(Дети пробуют его открывают, но ничего не получается.)

Воспитатель.

А я, кажется, догадалась!

Этот сундучок не прост, а с секретом.

Он откроется тогда, когда вы вспомните стихи и пословицы о матери.

Дети читают стихи о маме.

1-й ребёнок.

Много мам на белом свете

всей душой их любят дети

только мама есть одна

всех дороже мне она.

2-й ребёнок

Мама — осень золотая,

Мама — самая родная,

Мама — это доброта,

Мама выручит всегда.

3-й ребёнок

Мы хотим пожелать всем мамам

здоровья, мира, не болеть,

А мы, ваши дети,

Будем вас любить и жалеть.

Пословицы о маме:

1-й ребёнок

При солнышке тепло- при матери добро.

2-й ребёнок.

Материнская забота в огне не горит, в воде не тонет.

3-й ребёнок.

Материнская ласка-конца не знает.

4-й ребёнок.

Лучше нету дружка-чем родная матушка.

Открывается сундучок.

В нём лежат предметы для рукоделия: (пряжа, пяльцы, нитки, спицы для вязания, напёрсток, пряжа)

Воспитатель.

В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали, пряли пряжу, вышивали, плели кружева.

Воспитатель.

Ну ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!

Выходят девочки и исполняют песню «Прялицу» имитируя движения пряхи, вышивальниц.

Танец с рушниками.

Воспитатель обращается к мальчикам -казачатам.

А теперь давайте с вами попоём и спляшем.

Мальчики исполняют казачий танец с шашками.

Воспитатель:

Эй, веселый народ,

Становись в хоровод.

Хоровод «Трава моя трава».

Воспитатель:

Эй, девчонки -хохотушки

Запевайте-ка частушки,

Запевайте, веселей,

Чтоб порадовать гостей!

Частушки.

Всем мамулям в этот день

Дарим мы частушки,

Чтобы мамочки у нас

Были веселушки!

Если мамочка не в духе,

Я стараюсь угодить,

Пойду вымою посуду,

Чтоб любимую не злить!

Если мамочка устала,

И уснула в кресле,

Я укрою её пледом,

И спою ей песню.

У моей мамулечки

Золотые руки.

Порет, шьёт и вышивает

Не грустит от скуки!

Мы желаем всем мамулям

Быть здоровыми всегда.

Улыбаться и смеяться

И не плакать никогда!

Воспитатель:

Дети уже показали, как они умеют рукодельничать, петь и плясать. Пусть и наши мамы покажут свои умения.

Ребёнок:

Топ-топ топотушки под весёлые частушки

Пляшут рожки и хвосты.

Что ж стоишь? Пляши и ты!

Плясовая с мамой «Ой, Кумушки, голубушки».

Воспитатель:

Все мы когда -то любили играть в куклы и иногда делали их сами. Получались они такие нарядные, красивые. Давайте вместе с детьми сделаем таких кукол.

Дети вместе с мамами изготавливают кукол из кукурузных рубашек.

Воспитатель.

Это ребята, куклы не простые, это кукла-желаньеца.

Подержите в ладошках, покачайте немножко, к сердцу прижмите. Просите всё, что хотите, только не для себя просите, а для своих мамочек.

Воспитатель.

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашечку чая.

С нашими вкусными кубанскими пирогами.

Воспитатель: Приглашаем наших мам на чаепитие.

C:\Users\Администратор\Downloads\6bbcf800-d4b3-44a8-8a75-506b965d03b4.JPG

Похожие статьи

Музыкальное воспитание в детском саду. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми 5–7 лет по программе «Музыкальный мир. Тропинки»

Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста. Игра «Брейн-ринг»

Реализация патриотического и гражданского воспитания на практике. Урок «Край родной, навек любимый» (1 класс)

Детско-родительская встреча «День всех влюблённых» (старший дошкольный возраст)

Совместная деятельность с детьми младшей дошкольной группы «Медвежонок в гостях у ребят»

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

«Герои живут рядом». Гражданско-патриотическое воспитание в школе (из опыта работы)

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом «Рисование по клеточкам»

Похожие статьи

Музыкальное воспитание в детском саду. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми 5–7 лет по программе «Музыкальный мир. Тропинки»

Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста. Игра «Брейн-ринг»

Реализация патриотического и гражданского воспитания на практике. Урок «Край родной, навек любимый» (1 класс)

Детско-родительская встреча «День всех влюблённых» (старший дошкольный возраст)

Совместная деятельность с детьми младшей дошкольной группы «Медвежонок в гостях у ребят»

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

«Герои живут рядом». Гражданско-патриотическое воспитание в школе (из опыта работы)

Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом «Рисование по клеточкам»

Задать вопрос