Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву»
Автор: Пахомова Ольга Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 25.10.2023
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Пахомова, О. В. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву» / О. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 112-116. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8692/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: Закрепить понятие звук и буква А.
Задачи:
- Создать условия для мотивации работы детей во время ООД (сюрпризный момент).
- Систематизировать понятия «гласный» звук.
- Упражнять в определении места звука в слове.
- Упражнять в слоговом анализе слова.
- Совершенствовать связную речь.
- Упражнять детей в умении составлять букву из частей на компьютерах (мобильный класс).
- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.
Оборудование: экран телевизора, видео-послание от героя, мобильный класс, схемы слов, фишки, карточки с картинками, изображение буквы А, массажные коврики, зеркала.
Подготовка: разложить массажные коврики на ковёр, под коврики положить карточки с изображением предметов, в названии которых есть звук А; расставить и включить компьютеры «мобильный класс»; разместить изображения буквы А в углах группы под потолком; приготовить на столе схемы слов и фишки (красные, синие, зелёные)
Ход занятия:
На ковре лежат небольшие массажные коврики по количеству детей. Детям предлагают снять обувь и встать на коврик, который больше всего им понравился.
Ритуал начала занятия.
Воспитатель предлагает согреть ручки и поздороваться друг с другом и с гостями.
— Ребята, к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся!
— Ребята нам по видео связи кто-то звонит!
Смотрим видео… вызов видео-звонка в «мессенджере»
«Привет ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Мы с Геной начали изучать Азбуку, но на страничке потерялась буква. Только вы можете найти эту букву. А что бы найти её, нужно выполнить задания. Мне очень нужна эта буква, чтобы скорее научиться читать. Желаю вам удачи!»
— О чём просит Чебурашка? Мы поможем ему? Чебурашка сказал, что нужно выполнить задания. Начнём?
Задание 1.
— Нужно ногами встать на массажные коврики и послушать внимательно, я буду называть слова, а вы скажете, какой звук спрятался них. (аист, ананас, арбуз, автобус, Айболит и др.)
— Какой звук повторяется в начале каждого слова? (ответы детей)
— Правильно, это звук А!
— А что такое звук? (звук мы слышим и произносим)
— А давайте, все сядем на ковёр. Детям предлагают сесть на колени на коврики
— Возьмём зеркало, посмотрим в него
— «Открывай пошире рот, как голодный бегемот». (Рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, сделать вдох и произнести звук А)
Воспитатель просит положить зеркало сделать жест (рекомендация учителя-логопеда, произношение гласных звуков сопровождать жестом) обозначающий звук А, и произнести звук А . (звук произносится тихо, громко, пропевается, произносится коротко).
Воспитатель просит дать характеристику звука . Какой это звук? (гласный, тянется, поётся, не встречает препятствия)
— Молодцы, ребята!
— А теперь следующее задание.
Задание 2.
— Посмотрите, что находится под ковриком? Это карточки, что изображено на карточках? Назовите. Есть ли звук А в этих словах?
— Возьмём свои коврики и подойдём к столу, положим коврики под ноги.
На столе приготовлены схемы слов, фишки (красные, синие, зелёные) на каждого ребёнка. Дети босиком подходят к столу, встают на свои коврики, выполняют задание.
— Нужно определить, где мы слышим звук А в начале в середине или в конце слова? И отметим место звука в слове на схеме. Какого цвета фишку мы возьмём и почему? (красную, потому что гласные звуки на схеме отмечаем красным цветом)
Дети проговаривают слова и отмечают на схеме место звука в слове
— Молодцы!
— Давайте проверим у кого самое длинное, а у кого самое короткое слово? Посчитаем слоги. Как это можно сделать? прохлопать ритм слова, определить количество слогов (дети дают полный ответ) Дети отвечают по очереди, помогают друг другу.
— Молодцы, ребята!
Воспитатель предлагает детям взять свои коврики, перенести их на ковёр, встать на них. Все переходят на ковёр, встают на свои коврики.
Задание 3.
— Нужно отгадать загадку:
Буквы выстроились вряд
По порядку все стоят
Азбука должна всегда
Начинаться с буквы …
— Как вы думаете, у нас в группе есть буква А? может быть кто-то её уже увидел? (Изображение буквы А расположены в углах группы, высоко под потолком)
— На что она похожа? (Ответы детей) воспитатель просит сконструировать букву из ладоней, при помощи ног и т. д.
— Сколько элементов в этой букве? (Ответы детей)
— Давайте найдём, где спряталась буква А?
Посмотрим в правом углу, в левом углу, повернёмся назад… Повороты к следующей букве выполняются на массажном коврике 1. В прыжке; 2. Высоко поднимая колени; 3. На носочках; 4. На внешней стороне стопы.
— Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим, произносим; букву видим, можем прочитать, написать).
— Молодцы!
— Прежде, чем выполнить следующее задание, давайте потренируем глазки.
Гимнастика для глаз с лазерной указкой .
Воспитатель проецирует в центр противоположной стены точку лазерной указки.
- Начинает движение точки, медленно, в середине в право, в лево.
- Меняет направление от центра в верх, в низ.
- Движение по часовой стрелке по периметру стены.
- Движение против часовой стрелки по периметру стены.
- Горизонтальная восьмёрка.
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперёд руками дети, поочерёдно обводят указательным пальцем траектории движения точки лазерной указки, с одновременным слежением за ним глазами, руками. (каждое упражнение повторяется 2–4 раза)
— А сейчас, нужно надеть обувь, пройти и сесть за столы с компьютерами, и сконструировать букву. Какую букву мы будем конструировать? (ответы детей)
— Повторим правила, как нужно сидеть за компьютером. (Ответы детей)
«Мобильный класс» конструирование буквы на компьютере.(7–10 мин)
Дети самостоятельно заходят в обучающую игру «Буквария», в азбуке находят букву А, задание № 5 Конструирование буквы из элементов.
— С этим заданием вы тоже справились!
— Молодцы, ребята!
После выполнения задания выходят из-за компьютеров. Воспитатель обращает внимание детей на экран, где изображена буква А.
— Какая это буква? (Ответы детей)
Итог занятия:
— Отправим букву А Чебурашке по электронной почте.
Воспитатель подходит к своему компьютеру, изображение с которого дублируется на экран. На экране появляется большая буква А, имитируют отправку «письма с буквой А» по электронной почте. Дети внимательно следят за происходящим. Воспитатель завершает отправку.
— Всё, букву отправили. Отворачиваются от экрана. Опять слышат вызов звонка в «мессенджере».
Финальное видео. (Чебурашка благодарит ребят за помощь, и прощается)
Ну вот, и помогли мы Чебурашке выполнили все задания.
— Как вы считаете, со всеми заданиями вы справились?
—Какое задание вызвало у вас затруднение?
—А с каким заданием вы справились легко?
— Оцените свою работу.
Понятие «занятие» вернулось в практику дошкольного воспитания с внедрением ФОП ДО. Разработчики ФОП имеют ввиду — занимательное, интересное дело, которое развивает детей. Например, занятие может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности — это решает педагог.
В проведении занятий, я использую здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. Методы и приёмы, применённые на занятии, это режим динамической смены поз (выполнение заданий и получение информации, сидя, стоя, в удобной для ребёнка позе). Упражнения на зрительную координацию (изображения, расположенные в углах группы). Упражнения на мышечно-телесную координацию. Повороты к объектам, расположенным в углах группы, разным способом. Зрительно-координаторные тренажи (гимнастика для глаз — упражнения с лазерной указкой). Так же, для профилактики плоскостопия использую массажные коврики. Использование таких приёмов, делает занятие более увлекательным.