Основные направления логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики у старших дошкольников с ОНР
Авторы: Чуева Анна Федоровна, Черникова Нина Геннадиевна, Козлова Наталья Петровна, Афанасьева Анна Викторовна, Ключникова Алена Игоревна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 27.10.2023
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Основные направления логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики у старших дошкольников с ОНР / А. Ф. Чуева, Н. Г. Черникова, Н. П. Козлова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8698/ (дата обращения: 19.12.2024).
В свете последних изменений в системе дошкольного образования и в связи с введением преобразований, связанных с введением федерального образовательного стандарта дошкольного образования, улучшение речи дошкольников носит первостепенное значение, так как является базой психологического развития ребенка и залогом успешного обучения в школе. Через речь развиваются игровая, коммуникативная, познавательная деятельность. На первый план в процессе организации коррекции речи выходит работа по развитию словаря и формированию лексической системы языка у детей, одной их составляющих которой является эмотивная лексика, способствующая более точному осознанию и описанию человеческих настроений, чувств, переживаний, оптимальной оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. Развитие этого сегмента лексики является значимым условием для развития и нравственного воспитания. В связи с этим, изучение семантического поля эмотивной лексики дошкольников с речевой патологией актуально.
Проблемой развития семантического поля занимались многие отечественные лингвисты [Васильев 2012, Лисина 2009, Уфимцева 2002, Шаховский 2008, Щур 1974, Яшина 2013]. Исследования семантического поля детей с нарушениями в речевом развитии отражены в работах Л. В Лопатиной, И. Ю. Кондратенко [Лопатина 2013, Кондратенко 2006].
В процессе многочисленных наблюдений за развитием старших дошкольников с общим недоразвитием речи были обнаружены существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников объема их словарного запаса и его качественными характеристиками. Выявлено, что особенности речевого развития детей с ОНР оказывают прямое влияние и на коммуникативные навыки. Для формирования коммуникативного поведения и налаживания межличностных отношений, успешной адаптации в обществе важна эмотивная функция речи.
Очевидно, что овладение средствами образной выразительности, для развития эмотивной функции речи и становления коммуникативной компетенции старших дошкольников с ОНР возможно только в условиях специальной организации педагогической работы. Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи является практическое усвоение лексических средств языка, развитие, обогащение и актуализация эмотивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коррекционное обучение проводится с учетом особенностей развития эмоциональной лексики у детей с ОНР и осуществляется поэтапно. Этапы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой.
Основной целью на подготовительном этапе является подготовка детей к восприятию эмоциональных состояний — радости, грусти, испуга, удивления, злости, для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Этот этап состоит из трех частей.
В первой части детей обучают распознавать различные эмоциональные состояния через беседы.
Во второй части у детей формируются умения различать эмоции, используя схематические изображения; передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимику, пантомимику и наглядные модели; развиваются способности понимать чувства других людей и свои чувства. Использование наглядных моделей оказывает благотворное влияние на распознавание любого вида лицевой экспрессии, а также на развитие внимания и памяти.
Детям было предлагаются поиграть в игры, в ходе которых они подбирают различные эмоциональные состояния к изображениям людей, животных и предметов. Для того, чтобы обучающиеся могли сопоставить эмоцию с мимикой своего лица используются зеркала. Детям предлагается рассмотреть книгу настроений на листах которой вместо картинок вставлены зеркала.
С помощью вырезанных из картона деталей дети учатся составлять изображения лиц для разных эмоциональных состояний. Данный вид работы может осуществляется в рамках непосредственной образовательной деятельности по аппликации и ИЗО.
Положительное влияние на знакомство с эмоциональными состояниями оказывает восприятие классической музыки. Детям можно предложить послушать музыкальное произведение, подобранное музыкальным руководителем и после прослушивания рассказать, какое настроение навеяла та или иная мелодия, какие чувства они испытывали в этот момент.
Для закрепления пройденного материала при различении эмоциональных состояний дошкольникам предлагают следующие игры «Волшебный кубик», «Смешинки и злючки», «Подбери настроение», «Коврик эмоций», «Изобрази настроение» и пр.
В третьей части подготовительного этапа у детей:
— формируют навыки, позволяющие ребенку воспроизводить ритм речи;
— развивают навыки слухового восприятия выразительности речи;
— вырабатывают умения правильно использовать в экспрессивной речи средства выразительности.
На данном этапе работы детям предлагают задания на восприятие ритма. Дошкольники должны прослушать изолированные хлопки, удары, сигналы и назвать их количество, отстучать предложенные для восприятия удары и их серии (простые и сложные).
Обучение навыкам восприятия выразительности речи начинается с того, что дошкольников знакомят с таким понятием как интонационная экспрессивность. Детям предлагают произнести звуки, слова, словосочетания, предложения с пониженной и повышенной интонацией.
Дошкольников учат правильно различать эмоциональные оттенки в речи. Для этого предлагают поиграть в такие игры: «Угадай, какая маска говорит», “Угадай настроение у зайчонка”.
На этапе развития умений пользоваться в речи различными выразительными средствами используют специальные приемы:
— усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы;
— изменение логического ударения в предложении.
Все использованные на подготовительном этапе приемы и игровые задания подготавливают детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на последующем основном этапе.
Цель основного этапа заключается в формирование эмоциональной лексики.
Основной этап также разделен на три составляющих части. В ходе первой части основного этапа проводится работа по расширению словарного запаса на материале эмоциональной лексики, обозначающей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; формируются навыки подбора синонимов и антонимов; развиваются навыки самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.
Все вышеперечисленная работа проводится в процессе образовательной деятельности с учителем-логопедом по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи с использованием наглядности: картинок, фотографий, пиктограмм, и полосками с изменением насыщенности цвета. Детям предлагают рассмотреть пиктограмму, а после определить, к какому эмоциональному состоянию ее можно отнести. Затем на полоске постепенно происходит насыщение цвета. Детям объясняют, что такое изменение может происходить и с эмоциональным состоянием. Например, веселый — еще веселее — самый веселый.
С помощью игровых приемов детей учат подбирать синонимы к словам. Предлагают играть в игры «Как сказать по — другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше подберет слов». Далее детям предлагают рассмотреть сюжетные картинки и определить эмоциональное состояние героев и составить рассказы. Важно дать каждому ребенку выступить в роли героя рассказа. Для этого предлагают использовать вспомогательные средства — пальчиковые и перчаточные куклы, маски — шапочки.
Для овладения антонимическими отношениями проводится работа по противопоставлению объектов с использованием наглядных приемов. На данном этапе работы по подбору слов-антонимов используют игровые упражнения «Скажи наоборот», «Составь предложение», «Доскажи словечко» и мн. др. Данные игровые приемы помогают закрепить знания детей в подборе синонимов и антонимов, способствуют развитию связных высказываний.
Работа во второй части основного этапа направлена:
— на обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок с положительным и отрицательным оттенком, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления.
— на употребление оценочной лексики в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.
Вся работа в данном направлении проводится с использованием таких приемов, как:
— добавление слов в словосочетания (добавление зависимых слов к главному), например, «Сказка (какая) добрая, интересная»;
— составление словосочетаний с синонимически близкими словами и со словами противоположного значения;
— образование имен прилагательных сравнительной и превосходной степени: суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое — самое вкусное;
— составление предложений с заданным словом;
— распространение предложений с помощью синонимов (Илья Муромец был очень смелым, отважным, храбрым;
— преобразование деформированных предложений;
— дополнение предложений словам с противоположным значением
— составление небольших рассказов, с подбором слов-антонимов, слов-синонимов;
— составление рассказов по серии сюжетных картин;
— составление рассказов по картине.
Задачами третьей части основного этапа являются:
— увеличение объема словаря детей в рамках эмоциональной лексики;
— формирование связных высказываний в самостоятельной речи, основанных на употреблении эмоциональной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к различным ситуациям из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.
Вся работа по осуществлению намеченных задач проходит в процессе изучения лексических тем. Детям предлагают поиграть в такие игры, как «Назови ласково», «Два брата ИК и ИЩ». Предложенные игры помогают обогатить словарь детей существительными в уменьшительно-ласкательной форме и словами со значением увеличения.
Для наилучшего усвоения данного материала используют в работе наглядные средства обучения: предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов, геометрические фигуры различного размера (большие, средние, маленькие) трехцветные полоски бумаги (злой — злющий — презлющий).
Таким образом, процесс развития лексической системы, и, в частности, эмотивной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа.