Эмоционально-развивающий компонент здоровьесберегающего пространства детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Авторы: Елисеева Ольга Николаевна, Адашева Светлана Николаевна, Емельянова Наталья Вячеславовна, Новикова Алла Викторовна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 27.10.2023
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Елисеева, О. Н. Эмоционально-развивающий компонент здоровьесберегающего пространства детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / О. Н. Елисеева, С. Н. Адашева, Н. В. Емельянова, А. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8700/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов — эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло. Профилактика эмоциональных нарушений — одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий.
Организуя здоровьесберегающее пространство в группе, мы ориентируемся на создание не только предметно-развивающей, но и эмоционально-развивающей среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.
Учитывая основные характеристики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, проанализировав различные подходы, за основу мы взяли следующую компонентную структуру эмоционально-развивающей среды группы.
Эмоционально-поддерживающий компонент среды
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организуя деятельность ребёнка. Ежедневно утро в группе начинается с приветствия.
Эмоционально-настраивающий компонент среды
Для того чтобы научить ребенка управлять своим настроением, нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В этом нам помогает «Градусник настроения».
Каждое утро, приходя в группу, дети обозначают свое настроение на «градуснике», которое в течение дня может меняться. Тем самым воспитатель получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям.
Работа с «градусником настроения» вызывает большой интерес и эмоциональный отклик у детей и является очень эффективным приемом в развитии эмоциональной сферы дошкольников в детском саду.
«Уголок уединения» в группе ‒ это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимой игрушкой или просто помечтать.
Создает положительный эмоциональный настрой в нашей группе мобильный уголок ряженья, который пользуется большой популярностью у ребят.
Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, одновременно с этим учатся проявлять свои эмоции.
Обучить агрессивных детей способам управления гневом, помочь справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение помогает «Мешочек для крика». Помириться поможет «Подушка — мирилка».
Не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. Это — эмоционально-стабилизирующий компонент среды.
В группе созданы условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и общения.
Эмоционально — активизирующий компонент среды
Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Поэтому мы целенаправленно включаем игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Самые предпочитаемые игры у детей в нашей группе: «Конструктор настроения», «Лица», Игра-лото «Эмоции», «Четвертый лишний», «Театр эмоций».
Основное содержание э моционально-тренирующего компонента среды — формирование навыков эмоциональной регуляции.
Задачам тренировки навыков регуляции эмоций наиболее отвечают психогимнастические занятия с детьми. Психогимнастика — один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика, тренинги).
Таким образом, создаваемая нами эмоционально развивающая среда, насыщенная элементами «доброжелательного пространства», позволяет обеспечить эмоциональный комфорт детей и взрослых.