Игры по автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста
Автор: Гутарева Анна Анатольевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 31.10.2023
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Гутарева, А. А. Игры по автоматизации звуков в речи детей дошкольного возраста / А. А. Гутарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8717/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одно из направлений развития личности ребёнка является воспитание у него правильной речи. Для полноценного формирования речи дошкольников правильное произношение звуков родного языка является одним из важнейших условий. По мнению Т. А. Ткаченко, «звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения».
В практике чаще всего встречаются дети с нарушениями развития звуковой стороны речи. Недостатки звукопроизношения могут касаться как отдельных звуков, так и одной или нескольких групп звуков. Дошкольный возраст — оптимальный период жизни для преодоления нарушенного звукопроизношения. Этому способствуют высокая пластичность мозга ребёнка, непродолжительный опыт нарушенного произношения, небольшой объём словаря, по сравнению с активным словарём взрослых. Именно в дошкольном возрасте, благодаря постоянной кинестетической и слуховой оценке (обратная афферентация) результата действия (устная речь) перебираются все степени свободы и оставляются только те, которые содействуют получению данного результата (П. К. Анохин, 1968), т. е. фонетическому эталону родного языка.
Проблеме коррекции звукопроизношения посвящены работы М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, О. В. Правдиной, Л. С. Волковой, Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Н. А. Чевелёвой, Г. В. Чиркиной, С. Е. Большаковой, А. И. Богомоловой и многих других исследователей. Коррекционная работа по исправлению нарушенного произношения звука предполагает определенную последовательность:
1 этап — подготовительный (развитие фонематического слуха, артикуляционной и пальцевой моторики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, отработка опорных звуков, формирование направленной воздушной струи).
2 этап — формирование первичных произносительных умений и навыков (постановка звука; автоматизация звука: последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь; дифференциация смешиваемых звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи).
3 этап — формирование коммуникативных умений и навыков.
На начальных этапах автоматизации звука требуется активное внимание ребёнка, его осознанное торможение использования неправильного артикуляционного уклада и употребление правильного. Этап автоматизации звука — это закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
В дошкольной педагогике и психологии указывается, что одной из характерных закономерностей детского развития и основным видом деятельности ребенка является игра. Игра способствует гармоническому развитию психических процессов, личностных черт и интеллекта ребёнка.
На занятиях по коррекции звукопроизношения, логопед имеет возможность перевода ведущей — игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру осуществления. Игра — это не самоцель, а средство воздействия. Речевые игры и упражнения должны быть: эмоциональными, интересными (элемент соревнования, награда за успешное выполнение, привлекательное оформление), не длительными по времени (5–10 минут), разнообразными.
В своей работе по коррекции произношения использую многофункциональные игры, которые помогают решать и другие коррекционно-развивающие задачи.
Игра |
Коррекция и развитие |
«Пальцеход» Сетчатая подложка для посуды в раковину. Ячейки от крупной мозаики, крышки от бутылок, пуговицы, объёмные наклейки и пр. наклеенные на основу. Бумажные герои с двумя отверстиями внизу для пальцев, имитирующих ноги. Ребёнок, по инструкции педагога, «идёт» по ячейкам, пуговицам, крышкам и т. д. указательным и средним пальцами одной руки или обеих рук (поочерёдно или одновременно в одном направлении или в разных) и проговаривает речевой материал (звук, слог, слово). |
– пальцевого праксиса – слухового внимания и памяти – зрительного внимания – зрительной памяти – зрительно-моторной координации |
«Сенсорные пакеты» Прозрачный пакет с застёжкой зип-лок, наполнитель: гель (для укладки волос, мытья посуды и др.) или масло (детское, растительное), крупа, цветной песок. Листы с картинками, ватная палочка или деревянный шпатель. Поместить в пакет один из наполнителей и, выпустив воздух, закрыть его. Положить под пакет лист с картинками. Ребёнок, двигая пальцем, палочкой или шпателем по поверхности пакета, находит картинки и проговаривает речевой материал (звук, слог, слово). |
– пальцевого праксиса – зрительного внимания – усидчивости |
«Лабиринт» Прозрачный пакет с застёжкой зип-лок, коктейльные трубочки, прозрачный пластик от упаковок, листы с картинками, расположенными соответственно пути по лабиринту, пуговица. Сделать лабиринт, наклеив на лист пластика трубочки. Распечатать лист с картинками и подложить под лабиринт. Вложить в пакет, положить в начало пути пуговицу и закрыть пакет. Ребёнок двигает пуговицу и проговаривает речевой материал (звук, слог, слово, словосочетание). |
– пальцевого праксиса – зрительного внимания – зрительно-моторной координации – усидчивости |
«Мемо» Картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки. Разложить парные картинки изображениями вниз. Ребёнок берёт две карточки. Когда он вытянул две идентичные карточки, то выполняет артикуляционное упражнение, называет слова, составляет словосочетание, предложение. |
– зрительного внимания – зрительной памяти – усидчивости – мышления |
«Боулинг» «Мишени»: кегли, пластиковые бутылки, стаканчики (бумажные, пластиковые), втулки от туалетной бумаги. Картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки. Зажимы для бумаг, мяч, коктейльные трубочки разного диаметра, язык-гудок, пистолет с мягкими шариками. Поставить картинки, вставленные в зажимы для бумаг, разложить картинки и поставить на них «мишени». Ребёнок сбивает «мишени» мячом, языком-гудком, «выстрелом» шарика из пистолета, щелчком, сдувает через коктейльную трубочку, а затем проговаривает речевой материал (звук, слог, слово). |
– глазомера – ловкости – зрительно-моторной координации – ручного и пальцевого праксиса – направленной воздушной струи |
Игры с фонариком Распечатать два листа с картинками: заграждающие предметы и предметы, которые надо спрятать. Наклеить лист с заграждающими предметами (шапки, мешки, кусты, шкафы, сумки и т. п.) на лист с предметами, которые должны быть спрятаны. Если спрятанные предметы просвечивают, то между листами с картинками надо приклеить чистый лист. Разрезать на отдельные карточки. Заламинировать. Ребёнок направляет луч света фонарика с обратной стороны картинки, «находит» спрятанный предмет. Выполняет артикуляционное упражнение, называет слова, составляет словосочетание, предложение. |
– зрительного восприятия – зрительного внимания – зрительной памяти – усидчивости – мышления |
«Рыбалка» Удочка с магнитом на конце, ведёрки, фигурки (из дерева, пенопласта, картона, фетра, пластика), картинки рыбок или морских обитателей с металлической вставкой или скрепкой, у которых с обратной стороны, с помощью двойного скотча или липучки-велкро, крепится нужная картинка. Ребёнок, по инструкции педагога, «ловит» рыбку. Выполняет артикуляционное упражнение, называет слова, составляет словосочетание, предложение и кидает в нужное ведёрко. |
– глазомера – ручного праксиса – зрительного восприятия – координации движений – ловкости – усидчивости – слухового внимания — слуховой памяти |
«Наседка» Катапульта, яйца (шарики для пинг-понга или из пористой резины), ячейки для яиц, курица (игрушка или картинка). Ребёнок запускает шарик в ячейки для яиц с помощью катапульты и проговаривает речевой материал (звук, слог, слово). |
– глазомера – ручного праксиса – координации движений – ловкости |
«Невидимки» Заламинированные картинки, белые бумажные салфетки, пипетка, вода. Положить под салфетку картинки. Ребёнок набирает в пипетку воду и капает на салфетку, пока не проявится изображение. Проговаривает речевой материал (звук, слог, слово, словосочетание). |
– ручного и пальцевого праксиса – координации движений – усидчивости |
«Дно морское» Прозрачный контейнер, прозрачный стеклянный стакан, вода, синяя краска, картинки. Картинки положить под контейнер. Налить в контейнер воду так, чтобы верхний уровень доходил до середины стакана. Добавить краску и перемешать. Вода должна стать непрозрачной. Ребёнок погружает стакан в воду дном вниз и двигает по дну контейнера, ища картинки. Проговаривает речевой материал (звук, слог, слово, словосочетание). |
– зрительного внимания – зрительной памяти – усидчивости – мышления |
«Паутина» Обруч, прозрачный скотч и шарики (из смятой бумаги, для «сухого» бассейна, пинг-понга), или лента-липучка (велкро) и тканевые шарики, паук (игрушка, картинка). Наклеить на обруч скотч (липучку) в виде паутины и прикрепить паука. Ребёнок кидает «насекомых» (шарики) и проговаривает речевой материал (звук, слог, слово). |
– глазомера – ручного праксиса – зрительно-моторной координации – ловкости |
«Робот» Малярный скотч или скотч жёлтого цвета, картинки, карточки-схемы. Наклеить скотч на пол в виде таблицы 3х3 клетки или 4х4. Если нужно, то разложить картинки изображением вниз. Ребёнок, по словесной инструкции педагога или по карточке-схеме, двигается по таблице разными способами: шагает, прыгает, шагает спиной вперёд, на корточках и т. д.) и проговаривает речевой материал (звук, слог, слово, словосочетание). |
– слухового внимания слуховой памяти – пространственного представления – координации движений – ловкости – мышления |
Литература:
- Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. — 546 с.
- Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 128 с.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1987. — 200 c.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми — М.: ВЛАДОС, 1994. — 344 с.
- Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии — М.: Просвещение, 1989. — 239 c.