Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Авторы: Маковеева Светлана Владимировна, Ермакова Марина Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 30.10.2023
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Маковеева, С. В. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / С. В. Маковеева, М. Н. Ермакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8719/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современном обществе в связи с постоянными изменениями в экономике и на рынке труда, стране требуются творческие люди. Поэтому одной из основных задач, на сегодняшний день является именно формирование свободно мыслящего, творческого человека. Востребованы такие качества личности, как умение и желание учиться, активность, инициатива, креативность, готовность к инновациям. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка.
Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первое место ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей [5].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность, которая организуется в игровой форме как самый понятный и эффективный метод познания дошкольниками окружающего мира.
Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е. П. Торранс, И.Фостер; вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как С. В. Акишев, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Радынова, А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Б. М. Неменский, Л. B. Школяр, А. Н. Лук и др. [3].
Театральная деятельность является эффективным путем формирования важнейших сторон психической жизни, эмоциональной сферы, образного мышления и творческих способностей. Поэтому необходимо ребенка дошкольного возраста вводить в мир искусства, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для выявления и развития творческого потенциала личности каждого дошкольника.
Цель педагогической деятельности является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
В соответствии с целью определены задачи: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; развивать и поддерживать интерес детей к театру, создавать творческое настроение от инсценировки сказки; повышать интерес дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности; воспитывать положительные нравственные идеалы, стремление быть отзывчивым; стимулировать творческую активность родителей через участие в творческой деятельности. способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей.
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности реализовывалась поэтапно:
- Подготовительный этап. Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : предметно-пространственная среда и подготовка методического обеспечения.
Создание условий предусматривало оснащение предметно-развивающей среды в группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования . Был оформлен Уголок театра, где представлены костюмы и маски знакомых сказочных персонажей (центр ряженья), атрибуты для осуществления игр-драматизаций, где представлены различные виды театра: бибабо, пальчиковый театр, теневой, ложковой театр и т. д. Центр уединения, где ребенок может побыть один, поиграть, прорепетировать у зеркала [5].
- Основной этап. Цель: развивать и поддерживать интерес у детей к театру, создавать творческое настроение от инсценировки сказки; повышать интерес дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности; воспитывать положительные нравственные идеалы, стремление быть отзывчивым.
Содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. На данном этапе был реализован перспективный план работы. На первых занятиях знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле [1].
На основном этапе проходило знакомство детей с театральным видом искусства, его устройством, с профессиями людей, работающих в нем через экскурсии, посещение спектаклей, видеофильмов, презентаций, организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Поход в театр». С целью освоения выразительных средств передачи образа: речь, мимика, движения, ритмопластика, применялись игровые упражнения «Кислый лимон», «Обиделись», «Маленький комар», и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу»,
Применялись упражнения и этюды с героями и элементами сюжета сказок. Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи были подобраны тексты на активизацию словаря. Детям очень понравилось, когда на занятие приходили куклы театра би-ба-бо, воспитатель «оживил» куклы, показывая как это делают в кукольных спектаклях. Дошкольники с большим удовольствием вступали с куклами в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, которые они предлагали рассмотреть.
Для развития у старших дошкольников актерского мастерства использовались дидактические игры из «Азбуки настроения». С дошкольниками вспоминали основные эмоции (веселье, грусть, страх); учили их различать и изображать эмоции с помощью выразительных средств. На занятиях с дошкольниками применялись игры-драматизации, где учитывались индивидуальные особенностями и возможности детей. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев. Проведение театральной игры «Три поросенка отдыхают» стало стимулом развития творческой, поисковой активности, самостоятельности [2].
3. Заключительный этап. Цель: стимулировать творческую активность родителей через участие в творческой деятельности, способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей. На данном этапе была создана творческая мастерская «Клуб Ок», где принимали активное участие родители и педагоги при организации и проведении совместной творческой театральной деятельности старших дошкольников. Цель мастерской было интерактивное сотрудничество педагогов, детей и их родителей; создание кукол-клубков из бросового материала по тематике Сказочные герои. Одним из важных направлений данной деятельности было вовлечь родителей в творческий процесс, сделать своими единомышленниками, активными участниками. Родители воспитанников принимали участие при подборе материалов для оформления, создание игрушек, кукол для театральных представлений. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и родителей) образовалась игровая, творческая среда, родители мотивировали и настраивали детей на работу над определенной ролью [4].
Одним из продуктов такого взаимодействия стало создание видео — сказки «Приключение Добряшки и его друзей». Историю про Добряшку сочинили дети совместно с педагогом, необычных героев из фильма-сказки (игрушки из клубочков), создавали дошкольники со своими родителями, персонажи сказки получились веселыми, добрыми, сказочными.
Таким образом, через совместную продуктивную деятельность старались сделать так, чтобы взаимодействие педагогов ДОУ и семьи было полноценным, продуктивным, увлекательным, проходящим в атмосфере творчества, тепла, внимания, неравнодушного отношения к детям и друг другу. Предложенная система педагогической деятельности способствует развитию у дошкольников творческих способностей посредством театрализованной деятельности организованной в дошкольной организации.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003
2. Веснина, Е. Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 242–243.
3. Вовлечение родителей в коллективно-творческую деятельность / Н. Г. Щербатова, О. А. Чадаева, Е. К. Бердникова [и др.]// Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 340–342.
4. Никитин С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20–22.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.