Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / О. В. Дурнева, С. А. Загинайло, Л. Г. Косилова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8721/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дошкольный возраст — это ключевой этап в развитии детей. В этот период они устанавливают новые связи с окружающим миром, проявляют интерес к общению со сверстниками и стремление к самостоятельности. Роль взрослого в поддержке и помощи ребенку в освоении новых навыков невероятно важна [1, с.479]. Для достижения правильного социального развития детей, необходимо помогать им развивать доброжелательное отношение к окружающим и эмоциональную отзывчивость. Активная деятельность является неотъемлемым условием для развития детей этого возраста, они начинают формировать моральные и умственные качества. Взаимоотношения с воспитателями, основанные на доверии и привязанности, имеют особую важность для хорошего самочувствия и социального развития ребенка.

Также важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально и в своем собственном темпе. Познавательные процессы у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и характеристики.

Восприятие играет важную роль в процессе познания. Ребенок обрабатывает информацию, получаемую из окружающего мира, через свои органы чувств. Вниманиетакже играет важную роль в познавательном процессе. Ребенок должен научиться фокусироваться на определенной информации, игнорируя все остальное. Память помогает ребенку сохранять и вспоминать информацию. Мышление у детей дошкольного возраста развивается, они начинают анализировать и сравнивать предметы и события вокруг себя. Воображение позволяет ребенку создавать образы и ситуации в своих фантазиях. Речь играет важную роль в познавательных процессах, она помогает ребенку выразить свои мысли и понять окружающий мир [2, с.123].

Игры, особенно такие виды, как конструирование, моделирование, рисование, ролевые игры, позволяют детям активно использовать свои органы чувств и развивать их. Например, через игру с песком, дети учатся ощущать различия в текстуре и плотности материала, через ролевые игры они могут познакомиться с разными профессиями и их характеристиками.

Игра также помогает развивать координацию движений и моторику у детей. Когда ребенок играет в мяч, он учится управлять своими движениями целиться и поймать мяч. Игра с разнообразными материалами, такими как конструкторы, головоломки, помогает развивать мелкую моторику и логическое мышление.

Кроме того, игра способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Дети через игру могут выражать свои эмоции, испытывать радость, горечь, страх и т. д. Они также учатся эмпатии и взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Важность сенсорного развития и игры в раннем детств заключается в том, что они предоставляют детям возможность активного и полноценного познания мира, развития своих способностей и умений. Этот период является основополагающим для дальнейшего развития ребенка, поэтому важно создавать благоприятные условия для его сенсорного и игрового опыта.

Для расширения сенсорного развития ребенка дошкольного возраста необходимо активное взаимодействие со взрослыми. Игры и упражнения, организуемые взрослыми, помогают развиваться ребенку. Для полного развития потенциала сенсорного развития ребенка, взрослым важно активно заниматься его развитием.

В целом, познавательные процессы у детей дошкольного возраста являются основой для их становления и успешной адаптации в детском саду.

Игры, направленные на расширение цветовосприятия, ориентировки на форму и величину, позволяют детям учиться выявлять и различать объекты окружающего мира, а также применять полученные знания на практике. Они улучшают визуальное восприятие, моторику и логическое мышление детей.

Кроме того, игра имеет большое значение для социального развития детей. С помощью игровой деятельности они осваивают навыки общения, учатся решать конфликты и сотрудничать с другими детьми. В играх дети могут проявить свою фантазию и креативность, а также выражать свои эмоции и чувства. Они позволяют ему лучше ориентироваться в окружающем мире и усваивать новые знания. Важно также обращать внимание на усовершенствование тактильных ощущений и координации движений, так как они являются основой для формирования моторных навыков и навыков познавательной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении для сенсорного развития детей нами был создан центр, в котором имеются различные игрушки:

– Для логического мышления (Настольные игры, головоломки, конструкторы, пазлы, сортеры и др.)

– Для развития сенсорного восприятия (Песочницы, водные игрушки, различные ароматизированные игрушки и др.)

– Для воображения и творческого мышления (Раскраски, пластилин, наборы для творчества, костюмы для ролевых игр и др.)

– Для улучшения координации (Мячи, палочки для хождения, скакалки, качели и др.)

– Для развития речи (Развивающие книжки, карточки с изображением предметов, магнитная азбука, счетные палочки, различные игры на развитие речи и др.)

Также мы разработали комплекс дидактических игр, цель которого является повышение уровня сенсорного развития дошкольников. Работая с дошкольниками, мы соблюдали следующие принципы:

– постепенное усложнение развивающей задачи;

– последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой,

– привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей младшего возраста,

– совмещение в деятельности ребенка элементов игры.

Наблюдение показало нам, что естественная любознательность дошкольников особенно ярко проявляется в играх «Построй башни», «Что лежит в мешочке?», «Опусти игрушку в свой домик», «Собери пирамидки», «Катится — не катится», «Брось шарик», «Спрячь мячик в коробочку», и т. д. Также мы организуем различные игры внутри помещения для развития сенсорики, например, использование разных материалов для творчества (песок, глина, краски), игры с текстурами, такие как «Угадай по ощущениям». Такие игры помогают детям развивать тактильные ощущения, координацию движений и мелкую моторику.

Еще одним важным аспектом сенсорики является работа со звуками. Мы предлагаем детям разные инструменты и игрушки, которые издают звуки: музыкальные инструменты, игры со звуковыми эффектами. Такие занятия помогают детям отличать звуки, развивать слух и музыкальное восприятие

Для чувств зрения мы предоставляем детям возможность наблюдать за окружающим миром: растениями, животными, погодой, и объясняем им особенности видимых предметов и явлений. Также используем яркие и разнообразные игрушки, головоломки, рисование и раскрашивание.

Таким образом, мы старались создать разнообразные условия для развития сенсорики у детей младшего дошкольного возраста. Познавая окружающий мир через предметную и поисковую деятельность, игры с разными материалами и инструментами, дети совершенствуют свои органы чувств и сенсорные навыки, что является важным компонентом их общего развития.

Помимо дидактических игр условием сенсорного развития является ещё и предметно‑пространственная среда. Так как развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка [5, с.117‑122], поэтому понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметно-пространственной среды».

Развивающая предметно‑пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать сенсорное восприятие и развивать все чувственные системы ребенка. В данной среде должны присутствовать разнообразные материалы, предметы и игрушки, которые будут вызывать интерес и увлечение у ребенка.

Мы используем такие методы: игры с различными текстурами, гимнастика для рук и ног, массаж, занятия с песком или водой и другие подобные упражнения для развития тактильного, кинестетического и вестибулярного восприятия. Создаем условия для взаимодействия ребенка с другими детьми и воспитателем. В ходе совместных игр и занятий, ребенок усовершенствует социально‑коммуникативные навыки, научиться сотрудничать, выражать свои мысли и эмоции, а также устанавливать контакт с окружающими.

Самостоятельная образовательная активность ребенка также должна быть стимулирована. Для этого мы предоставляем детям возможность самостоятельно выбирать материалы для игры и занятий, планировать свою деятельность и самостоятельно осваивать новые навыки. Пытаемся создать условия для саморегуляции и самоконтроля у детей, что способствует их развитию и формированию навыков самостоятельности.

Следовательно, создание развивающей предметно‑пространственной среды помогает активизировать процесс сенсорного развития дошкольника

Таким образом, технологичность дидактических игр сенсорной направленности является важным фактором их высокой продуктивности. С помощью современных технологий мы продолжим создавать такие игры, которые более эффективно привлекают внимание детей и улучшают их учебные результаты. Игры по сенсорике играют важную роль в развитии детей младшего дошкольного возраста, помогая им развивать не только физические и познавательные способности, но и социально‑эмоциональные навыки. Они стимулируют интерес к учению и создают условия для полноценного и гармоничного развития детей.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. А. Амонашвили — М., 2010. — 123 с.
  2. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан — Мн.: БрГУ, 2007. — 150с.
  3. Дубовис Д. Н., Хоменко К. Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца // Вопросы психологии. — 1985. — № 5. — С.117–122.
  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 2004. — 479 с.
  5. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Э. Г. Пилюгина. — М.: 1983. — 126с
Задать вопрос