Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.11.2023

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Шальнева, О. А. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности / О. А. Шальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8731/ (дата обращения: 16.11.2024).



Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).

Ключевые слова: дошкольники, воспитание, образование, нравственность, патриотизм.

Актуальность исследования. В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества и совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания Президентом РФ создан Указ о реализации образовательных программ в области патриотического воспитания, детей и молодежи, направленных на укрепление нравственно-патриотических основ российского общества [3].

Указ является ориентиром в обеспечении нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду, так как именно с дошкольного детства закладываются нравственные качества человека. В настоящее время Российскому обществу требуются люди с высокими нравственным и патриотическим потенциалом, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе есть проблема нехватки нравственности и духовности среди молодого поколения, а это ведет за собой низкий уровень патриотизма. Такое мнение имеют многие авторы, ученые, исследователи.

К примеру, Л. В. Кокуева считает, что характерной особенностью проявления духовной «опустошенности» и низкой культуры молодежи является утрачивание патриотизма «как одной из духовных ценностей нашего народа» [2].

Авторы и разработчики конспектов занятий с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию Ветохина А. Я., Дмитренко 3. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В., считают, что сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостности личности, способной самостоятельно построить свой жизненный путь и жить достойно. Ученые также поднимают вопрос о нравственном здоровье, основы которого закладываются в семье [1].

Анализ научной и философской литературы по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников позволило сделать следующие выводы: нравственно-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях (Е. М. Беспаленко, Г. Н. Волков, В. В. Зеньковский, Л. Н. Коган, Л. В. Логинова, Н. С. Махина, Ю. П. Сокольников, К. Д. Ушинский и др.).

В связи с этим целью исследования стало создание педагогических условий для формирования нравственно-патриотических ценностей у старших дошкольников.

Объект исследования : нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования : процесс формирования нравственно-патриотических ценностей дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Гипотеза исследования . Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников будет эффективным, если будет разработана и реализована Модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. Всего участвовали 35 дошкольников, воспитатели, музыкальный руководитель (изучение песен о Родине).

В качестве методов исследования использовалось наблюдение. Проведено два мониторинга (игровая форма), позволяющие оценить уровень сформированности ценностного отношения к Родине, семье, близкому окружению, к природе. Выполнение заданий оценивалось по четырехбалльной системе, где четыре балла — высокий уровень; три балла — средний; два балла — ниже среднего; один балл — низкий.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель представлена в виде целостной системы целевого, методологического, методического, содержательного и результативно оценочного блоков, раскрывает педагогические условия нравственно-патриотического воспитания дошкольников в различных видах деятельности в рамках требований ФОП ДО (Рис. 1).

Эффективными игровыми методами оказались проблемные кейсы. Например, кейс построен на основе рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок, рассказать, что изображено и определить проблему. Далее ребенок придумывает способы решения проблемы и идеи как их реализовать.

Кейс 1. На рисунках 2 и 3 видно, как отдыхающие ушли с берега речки и оставили много мусора. В чем проблема? В загрязнении водоема и почвы. К чему это приведет? Что нужно сделать, чтобы природа выжила?

Модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Рис. 1. Модель нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

, 3 , 3

Рис. 2, 3

При проведении мониторингового среза подсчитывалось среднеарифметическое значение по каждому пункту. В результате была выявлена разница между первым и вторым мониторингом. См. таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Название методики (игры)

М 1

М 2

1

«Добрый медвежонок», «Слепой мальчик»

2,65

3,58

2

«Нелогичные ассоциации»

2,38

3,15

3

Дидактическая игра «Какое поведение?»

2,03

3,56

Таким образом, педагогические условия нравственного-патриотического воспитания доказали свою эффективность. Деятельность воспитателя в этом направлении представляется в форме целостной системы и является открытой для обновления в соответствии с требованиями стандартов образования.

Литература:

  1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов // Ветохина А. Я., Дмитренко 3. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В./ — СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2017. — 192 с.
  2. Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация... кандидата педагогических наук: Ярославль, 2002. — 228 с.
  3. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» № 326, от 26.06.2023 № 474. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ (дата обращения 31.10.2023)

Похожие статьи

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Похожие статьи

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Задать вопрос