Брейн-ринг «Наш дом — природа»
Автор: Юракова Елена Григорьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 12.11.2023
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Юракова, Е. Г. Брейн-ринг «Наш дом — природа» / Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8746/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о природе родного края, правилах поведения в природных системах, приспособленности животных к среде обитания. Воспитывать любовь и ответственное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Развивающие задачи: развивать любознательность и самостоятельность, развивать навыки общения, связную речь, развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, умение договариваться; стремление беречь природу.
Оформление зала производится в соответствующем стиле. На стене помещено название мероприятия «Брейн-ринг» и «Наш дом — природа». Здесь же располагаются знаки, изображающие правила поведения в природе.
Столы для участников покрыты красной и зеленой скатертью, на каждом находятся лампочки соответствующего цвета. Рядом размещаются доски с лабиринтами и стенды, на которые в процессе игры выставляются наглядные пособия. В игре принимают участие дети двух групп детского сада. Перед ее началом звучит музыка. Ведущий представляет жюри, команды под названием «Зеленый мир» и «Красная книга» и озвучивает правила:
— если участник знает вопрос, он поднимает руку и капитан нажимает на кнопку;
— на вопрос отвечает команда, капитан которой первым включил лампочку;
— штрафные очки выдаются тем, чей капитан нажал на кнопку до окончания вопроса.
Ведущий:
Мы все живем на Земле, в окружении природы. Природа — наш общий дом. Этот брейн-ринг посвящен миру природы. Его надо беречь, насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, с напрасно пойманной бабочки, не убранного за собой мусора в лесу начинается разрушение нашего дома. Помните всегда об этом и берегите природу.
I раунд: «Неживая природа»
- Как сохранить красоту Земли?
(Сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда, не ловить бабочек и других насекомых...).
- Откуда берутся день и ночь?
(Земля вертится словно волчок, и подставляет солнцу то один бок, то другой).
- Внимание: черный ящик! Что в нем?
На свете есть один предмет,
В котором спрятан белый свет,
Ты стрелкой смело повернешь,
И без труда домой дойдешь. (компас).
- Как определить стороны света по солнцу?
(Если утром стать правой стороной к солнцу, то справа будет восток, с левой стороны — запад, впереди север, сзади юг. Вечером солнце указывает на запад).
- Назови месяцы года.
(На табло выставляется круговая диаграмма, отражающая разноцветными секторами времена года и месяцы).
- Из чего состоят облака?
(Из капелек воды или кристалликов льда).
- Перечислите виды осадков (Дождь, снег, град, роса, туман).
- Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Потому что звук распространяется медленнее, чем свет).
- Какие условия нужны для жизни растений?
(На табло выставляются модели, обозначающие солнце, тепло, воду, почву).
- Назовите правила поведения в природе.
(На табло выставляются знаки, отражающие правила поведения в природе). Пока жюри совещается относительно оценки, проводится физкультминутка в виде игры «Что растет в родном краю?». Дети выстраиваются полукругом. Ведущий перечисляет растения, произрастающие в Белгородской области (России) или не растущие здесь. При названии вида, который у нас не встречается, необходимо хлопнуть в ладоши. Перечисляются: яблоня, груша, кипарис, малина,секвойя,ель.саксаул,облепиха,берёза,вишня,черешня,апельсин,слива.липа.клён.баобаб.сосна,тополь,рябина…
II раунд: «Млекопитающие»
- Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком?
(Млекопитающее).
- По каким признакам можно узнать млекопитающее?
(На табло выставляются модели основных признаков млекопитающих: выкармливают детенышей молоком, имеют дифференцированные зубы, покрыты шерстью, теплокровные, четырехлапые).
- Зачем белке такой пышный хвост?
(Планировать и рулить при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево).
- Зачем еж таскает на себе яблоки?
(Чтобы яблочной кислотой убивать паразитов).
- Почему мыши все грызут?
(Зубы у них все время растут, и их надо стачивать, иначе мышь не сможет нормально питаться и закрывать рот).
- Кто лишний в ряду и почему?
(На табло выставляются рисунки волка, косули, зайца, белки).
- Дельфин — это рыба или нет, и почему?
(Это морское млекопитающее, он выкармливает детенышей молоком, теплокровный и дышит воздухом).
- Где чей след?
(На табло выставляется рисунок, содержащий изображения следов медведя, оленя, волка, зайца).
- Кто как говорит?
(На табло выставляются изображения домашних животных: свиньи, коровы, лошади, овцы, собаки, кошки и называется «речь» животных, например: корова мычит, овца блеет...).
- Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь — нет
(У лошади есть потовые железы на теле. У собаки таких желез нет. Высунутый язык помогает испарению воды, при этом тело собаки охлаждается).
Задание 1. Кто быстрее проведет пчелу по лабиринту к цветку, а затем в улей.
Задание 2. Чья команда больше отгадает шуток-загадок:
— На каких полях трава не растет? (На полях шляпы).
— Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).
— Сколько на березе яблок, если на ней восемь сучков, на каждом сучке по пяти яблок? (На березе яблок не бывает).
— Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).
— Может ли страус назвать себя птицей? (Он не умеет говорить).
— Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком).
— Назовите пять дней, не называя чисел и названия дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
— Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде).
— Перед третьим раундом проводится музыкальная пауза «Не обижайте муравья», во время которой дети, наряженные в костюмы насекомых, читают фрагменты стихотворений, танцуют и поют «Нес один муравей».
III раунд: «Птицы и насекомые»
- Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзают последние озера, реки, пруды).
- Чем кормят голуби своих птенцов?
(Молоком, которое вырабатывается в зобу взрослого голубя; поэтому птенцы, чтобы добраться до молока, засовывают голову глубоко в горло родителя).
- Почему у фламинго розовые перья?
(Они питаются красными рачками, и красная краска откладывается в перышках).
- Что можно дать птице на обед?
(На табло выставляются слева изображения птиц, а справа — их корма: зернышек, хлеба, сала, рябины, семечек и т. д. Необходимо соединить линиями соответствующие рисунки).
- Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник).
- Почему на муравейник часто опускается дрозд? (Муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, а она убивает всех паразитов).
- Чем насекомые предупреждают других животных о том, что не съедобны?
(Яркой предупреждающей окраской, как божья коровка).
- Чем питается кузнечик?
(Листьями растений, гусеницами, взрослыми насекомыми).
- Что будет, если насекомые исчезнут?
(Исчезнут растения, потому что без опыления насекомыми не смогут образовываться плоды, исчезнут рыбы, лягушки, птицы и все, кто питается насекомыми).
- Что такое Красная книга?
(В нее заносят все виды растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения).
В конце подводятся итоги и объявляются победители, а детям вручаются призы.