Брейн-ринг «Наш дом — природа» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Юракова, Е. Г. Брейн-ринг «Наш дом — природа» / Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8746/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель: Обобщить и закрепить представления детей о природе родного края, правилах поведения в природных системах, приспособленности животных к среде обитания. Воспитывать любовь и ответственное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Развивающие задачи: развивать любознательность и самостоятельность, развивать навыки общения, связную речь, развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища.

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, умение договариваться; стремление беречь природу.

Оформление зала производится в соответствующем стиле. На стене помещено название мероприятия «Брейн-ринг» и «Наш дом — природа». Здесь же располагаются знаки, изображающие правила поведения в природе.

Столы для участников покрыты красной и зеленой скатертью, на каждом находятся лампочки соответствующего цвета. Рядом размещаются доски с лабиринтами и стенды, на которые в процессе игры выставляются наглядные пособия. В игре принимают участие дети двух групп детского сада. Перед ее началом звучит музыка. Ведущий представляет жюри, команды под названием «Зеленый мир» и «Красная книга» и озвучивает правила:

— если участник знает вопрос, он поднимает руку и капитан нажимает на кнопку;

— на вопрос отвечает команда, капитан которой первым включил лампочку;

— штрафные очки выдаются тем, чей капитан нажал на кнопку до окончания вопроса.

Ведущий:

Мы все живем на Земле, в окружении природы. Природа — наш общий дом. Этот брейн-ринг посвящен миру природы. Его надо беречь, насколько хватает сил! С бесцельно сорванной ветки или цветка, с напрасно пойманной бабочки, не убранного за собой мусора в лесу начинается разрушение нашего дома. Помните всегда об этом и берегите природу.

I раунд: «Неживая природа»

  1. Как сохранить красоту Земли?

(Сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда, не ловить бабочек и других насекомых...).

  1. Откуда берутся день и ночь?

(Земля вертится словно волчок, и подставляет солнцу то один бок, то другой).

  1. Внимание: черный ящик! Что в нем?

На свете есть один предмет,

В котором спрятан белый свет,

Ты стрелкой смело повернешь,

И без труда домой дойдешь. (компас).

  1. Как определить стороны света по солнцу?

(Если утром стать правой стороной к солнцу, то справа будет восток, с левой стороны — запад, впереди север, сзади юг. Вечером солнце указывает на запад).

  1. Назови месяцы года.

(На табло выставляется круговая диаграмма, отражающая разноцветными секторами времена года и месяцы).

  1. Из чего состоят облака?

(Из капелек воды или кристалликов льда).

  1. Перечислите виды осадков (Дождь, снег, град, роса, туман).
  2. Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Потому что звук распространяется медленнее, чем свет).
  3. Какие условия нужны для жизни растений?

(На табло выставляются модели, обозначающие солнце, тепло, воду, почву).

  1. Назовите правила поведения в природе.

(На табло выставляются знаки, отражающие правила поведения в природе). Пока жюри совещается относительно оценки, проводится физкультминутка в виде игры «Что растет в родном краю?». Дети выстраиваются полукругом. Ведущий перечисляет растения, произрастающие в Белгородской области (России) или не растущие здесь. При названии вида, который у нас не встречается, необходимо хлопнуть в ладоши. Перечисляются: яблоня, груша, кипарис, малина,секвойя,ель.саксаул,облепиха,берёза,вишня,черешня,апельсин,слива.липа.клён.баобаб.сосна,тополь,рябина…

II раунд: «Млекопитающие»

  1. Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком?

(Млекопитающее).

  1. По каким признакам можно узнать млекопитающее?

(На табло выставляются модели основных признаков млекопитающих: выкармливают детенышей молоком, имеют дифференцированные зубы, покрыты шерстью, теплокровные, четырехлапые).

  1. Зачем белке такой пышный хвост?

(Планировать и рулить при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево).

  1. Зачем еж таскает на себе яблоки?

(Чтобы яблочной кислотой убивать паразитов).

  1. Почему мыши все грызут?

(Зубы у них все время растут, и их надо стачивать, иначе мышь не сможет нормально питаться и закрывать рот).

  1. Кто лишний в ряду и почему?

(На табло выставляются рисунки волка, косули, зайца, белки).

  1. Дельфин — это рыба или нет, и почему?

(Это морское млекопитающее, он выкармливает детенышей молоком, теплокровный и дышит воздухом).

  1. Где чей след?

(На табло выставляется рисунок, содержащий изображения следов медведя, оленя, волка, зайца).

  1. Кто как говорит?

(На табло выставляются изображения домашних животных: свиньи, коровы, лошади, овцы, собаки, кошки и называется «речь» животных, например: корова мычит, овца блеет...).

  1. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь — нет

(У лошади есть потовые железы на теле. У собаки таких желез нет. Высунутый язык помогает испарению воды, при этом тело собаки охлаждается).

Задание 1. Кто быстрее проведет пчелу по лабиринту к цветку, а затем в улей.

Задание 2. Чья команда больше отгадает шуток-загадок:

— На каких полях трава не растет? (На полях шляпы).

— Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).

— Сколько на березе яблок, если на ней восемь сучков, на каждом сучке по пяти яблок? (На березе яблок не бывает).

— Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).

— Может ли страус назвать себя птицей? (Он не умеет говорить).

— Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком).

— Назовите пять дней, не называя чисел и названия дней? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

— Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде).

— Перед третьим раундом проводится музыкальная пауза «Не обижайте муравья», во время которой дети, наряженные в костюмы насекомых, читают фрагменты стихотворений, танцуют и поют «Нес один муравей».

III раунд: «Птицы и насекомые»

  1. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзают последние озера, реки, пруды).
  2. Чем кормят голуби своих птенцов?

(Молоком, которое вырабатывается в зобу взрослого голубя; поэтому птенцы, чтобы добраться до молока, засовывают голову глубоко в горло родителя).

  1. Почему у фламинго розовые перья?

(Они питаются красными рачками, и красная краска откладывается в перышках).

  1. Что можно дать птице на обед?

(На табло выставляются слева изображения птиц, а справа — их корма: зернышек, хлеба, сала, рябины, семечек и т. д. Необходимо соединить линиями соответствующие рисунки).

  1. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник).
  2. Почему на муравейник часто опускается дрозд? (Муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, а она убивает всех паразитов).
  3. Чем насекомые предупреждают других животных о том, что не съедобны?

(Яркой предупреждающей окраской, как божья коровка).

  1. Чем питается кузнечик?

(Листьями растений, гусеницами, взрослыми насекомыми).

  1. Что будет, если насекомые исчезнут?

(Исчезнут растения, потому что без опыления насекомыми не смогут образовываться плоды, исчезнут рыбы, лягушки, птицы и все, кто питается насекомыми).

  1. Что такое Красная книга?

(В нее заносят все виды растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения).

В конце подводятся итоги и объявляются победители, а детям вручаются призы.

Задать вопрос