Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО
Авторы: Кузьминых Людмила Николаевна, Загребина Елена Васильевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 09.11.2023
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Кузьминых, Л. Н. Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО / Л. Н. Кузьминых, Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8758/ (дата обращения: 19.12.2024).
Данная тема раскрывает современные педагогические технологии , которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации . Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.
Ключевые слова: дошкольник, развитие, социализация, современные технологии, теория решения изобретательских задач, практика, анализ, таблица, развивающее пособие, развивающая среда.
Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных организациях.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки педагогических технологий. Современные технологии способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации.
Поэтому в нашем детском саду в рамках региональной инновационной площадки «ВятГУ», научным руководителем которой является доктор педагогических наук, профессор Наталья Сергеевна Александрова, организована работа по данной теме.
Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная образовательная программа направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
Современные технологии способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации.
Успешность социализации дошкольника в современном мире во многом определяется его активной жизненной позицией, умением самостоятельно ставить цель, организовывать предстоящую деятельность, а также принимать решения возникающих проблем для достижения результата.
Представим педагогические технологии, направленные на социализацию дошкольников, которые мы внедрили в образовательный процесс дошкольной организации: технология Натальи Петровны Гришаевойнаправлена наразвитие у детей саморегуляции поведения, инициативности, ответственности. Данная технология предоставляет педагогам возможность реализовать принципы преемственности между детским садом и школой, создать коллектив единомышленников педагогов, родителей и детей.Технологию мы начали применять с 2022 года. На данном этапе работы мы используем 6 форм: ситуация месяца; дети — волонтеры; социальные акции; клубный час; волшебный телефон; проблемная педагогическая ситуация.
Следующая технология — это реджио-подход — в основе лежат возможности ребенка о том, что деятельность может быть полезной и значимой. Педагог-помощник относится к маленькому человеку с вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать; не торопит, не смотрит на него свысока. Реджио-подход придает большое значение возможностям предметной среды, которая окружает ребенка. Поэтому в возрастных группах у нас можно увидеть самые разные материалы: краски, глину, песок, дерево, картон и другие.
Мы считаем, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Общими усилиями детей и педагогов все это разнообразие содержится в порядке. Педагоги дают возможность для уединения и в то же время — для игр и занятий.
В предметно-развивающей среде групповых комнат созданы центры «Моя Родина», «Наш край», «Мой город», «Профессии родителей» и другие, где размещены фотоальбомы, выставки, игры, пособия, открытки с изображением родного города.
Ежегодно обновляется развивающая среда прогулочных площадок детского сада. Педагоги с детьми проводят на свежем воздухе разнообразную деятельность по ознакомлению с родным городом: игры, акции, наблюдения, выполняют простейший труд, разрабатывают схемы, карты участков, занимаются оформлением цветников, которых на территории детского сада более 10, конструируют макеты города из бумаги и песка.
Родители провели мастер-классы для детей старших возрастных групп, экскурсии, квест-игрыпо ознакомлению с профессиями Омутнинского завода и других предприятий, с достопримечательностями родного города. В доступной форме рассказали, что привлекает их в каждой сфере деятельности, чем они занимаются, какими качествами нужно обладать, чтобы работать и т. п.
Важное место отводится работе по созданию условий в реализации краеведческого направления, STEAM-технологиям, раннему возрасту, поэтому на базе детского сада организованы методических объединениядля педагогов Омутнинского района.
Особенно хочется остановиться на технологии «ТРИЗ», которую активно применяют в своей работе педагоги нашего детского сада, в арсенале которой содержатся эффективные методы развития творческого и креативного мышления. В практике работы с дошкольниками большое внимание уделяем методу морфологического анализа. Данный метод предполагает систематическую и планомерную работу с матрицами (морфотаблицами и морфологическим ящиком), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указаны возможные варианты реализации этих элементов.
Комбинирование подобных вариантов подводит дошкольника к новым неожиданным решениям, ставшим для него настоящим открытием. В нашем понимании это своего рода таблица умножения, в которой количество осей и параметры можно видоизменять по желанию в зависимости от объекта, который нужно создать.
Именно последовательная работа в данном направлении развивает творческое воображение, формирует представление о мире, как о сочетании различных управляемых элементов.
Подробнее остановимся на адаптировании метода Морфологического анализа в работе с детьми. Необходимо отметить, что морфологические таблицы являются модифицированными в соответствии с задачами, которые ставятся перед дошкольниками, начиная уже с 3-х летнего возраста.
Так, во 2 младшей группе используем простую одномерную таблицу — «По радужной дорожке», где главный герой Гном — Кубик совершает путешествие по радужным дорожкам с превращением в предметы цвета радуги, которые должен найти вокруг. Таким образом, проходит работа над развитием ассоциативного мышления, закреплением цвета, умением ориентироваться на листе бумаги, а в дальнейшем — в окружающем уже без картинок-подсказок.
Постепенно, таблица расширяется, добавляются новые для объекта характеристики: форма, размер и др. Для облегчения понятия «Форма» используем моделирование геометрическими фигурами, «Размер» — модель большого и маленького гнома. В этот момент вводится понятие «Ключик», а в соответствии с методом ТРИЗ — «Комбинация». Первоначально — это простейшие комбинации, которые выполняются вместе с педагогом, тем самым дети начинают овладевать умением соотносить Букву и Цвет Комбинации с таблицей. Постепенно ребенок упражняется в создании нового объекта и соотнесением его с параметрами уже в окружающем. Это обычно происходит к концу года.
Наполнение морфологического ящика подобными показателями, по — нашему мнению, делает путешествие объекта все более увлекательным и необычным.
В старшем возрасте идет не просто наполняемость морфологического ящика, но и усложнение элементов. На данном этапе задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, будоражат детское воображение и мышление. Так, создание Необычного животного или Волшебного транспорта требует от ребенка умения «создавать» новые нереальные предметы, побуждающие с увлечением сочинять интересные истории, объединять разных героев и взаимодействие между ними. Огромное поле для фантазии, море удовольствия от творческого процесса влечет за собой поддержание к нему стойкого интереса. Ведь для ребенка очень важно видеть и осознавать результат своего творчества.
Овладение приемом Морфологического анализа положительно влияет на способность самостоятельно видеть и анализировать типичные и отличительные признаки разных объектов.
При изучении технологии развивающего обучения педагоги разработали и внедрили в работу серию развивающих игр и пособий. Например, развивающее пособие «Пассионар», тема «Юный повар». Это уникальный тренажер для развития концентрации внимания, памяти, связной речи, знакомства с профессией «повар», рецептами блюд. Можно использовать разные комбинации игры. Например, вариант игры «печем пирожки» (ребенок выбирает и проговаривает, какая может быть начинка), в ходе игры можно использовать загадки, пальчиковую гимнастику, сопровождать действия художественным словом. Аналогично проводим игры «Варим суп», «Какой компот» и другие.
Пассионар «Следы» — направлен на знакомство детей с дикими животными нашего края. Воспитанники в игровой форме изучают животный мир, придумывают свои варианты игры, развивают воображения, учатся составлять рассказы. Практика показывает, что «Пассинары» интересны детям разного возраста.
Таким образом, уверенность воспитанников детского сада в своих силах помогает найти правильное решение в любой создавшейся ситуации. Это указывает на развитие креативности мышления дошкольника, что позволит успешнее усваивать знания в школе.
Литература:
- Зяблицева, Л. Н. Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника / Л. Н. Зяблицева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/11/02/ispolzovanie-elementov-triz-tehnologii-v-razvitii???history=12&pfid=1&sample=12&ref=0 (дата обращения: 08.11.2023).
Ключевые слова
анализ, социализация, развитие, практика, развивающая среда, дошкольник, современные технологии, таблица, теория решения изобретательских задач, развивающее пособиеПохожие статьи
Инновационные методы преподавания для дошкольников
Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...
Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников
В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школ...
Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников
В статье рассматриваются вопросы управления экологическим образованием детей в дошкольном образовательном учреждении, описывается модель управления экологическим образованием, которая позволила коллективу МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара добитьс...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности
В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Похожие статьи
Инновационные методы преподавания для дошкольников
Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...
Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников
В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школ...
Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников
В статье рассматриваются вопросы управления экологическим образованием детей в дошкольном образовательном учреждении, описывается модель управления экологическим образованием, которая позволила коллективу МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара добитьс...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности
В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...