Методическая разработка на тему «Гармонизация детско-родительских отношений с использованием прозрачного арт-мольберта»
Авторы: Дубоделова Анастасия Геннадьевна, Филиппова Галина Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 01.12.2023
Статья просмотрена: 187 раз
Библиографическое описание:
Дубоделова, А. Г. Методическая разработка на тему «Гармонизация детско-родительских отношений с использованием прозрачного арт-мольберта» / А. Г. Дубоделова, Г. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8772/ (дата обращения: 23.11.2024).
- Тема занятия : Совместное занятие родителей и детей с элементами психологического тренинга «Рисуем вместе».
- Актуальность занятия:
Важнейшим фактором личностного развития ребенка являются детско-родительские отношения. Поведения родителей и детей имеют сильную зависимость между собой: любовь и принятие порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, отвержение ведет к эмоциональному недоразвитию и агрессивности. Родителей часто сопровождают комплексы (или внутренние установки), полученные ими еще в детстве. Например, тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители невольно прививают навыки агрессии своему ребенку. Причем каждый родитель считает себя примером для подражания, и признавать свои ошибки и меняться не все родители хотят.
В современном мире родителям предъявляются и выдвигаются очень чётко структурированные системой жёсткие рамки. Взрослых окружает огромная масса сложной техники и разнообразной информации. Деловое общение становится преобладающим. Даже в семье люди очень мало говорят друг с другом. Родители забывают про своё родительское предназначение, и становятся для родного ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом. А для гармоничного развития ребёнка гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Дети хотят видеть в родителях поддержку, любовь и ощущать рядом с ними себя безопасно.
Именно поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и родители. Родителям необходимо помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.
На сегодняшний день большой интерес у специалистов в коррекционно-развивающей работе вызывает применение многофункционального специального пособия — прозрачного арт-мольберта, который связан с раскрытием творческого потенциала индивида и позволяет ему увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком, будь то педагог, родитель или ребенок.
Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии детско-родительских отношений в условиях совместной деятельности являются такие формы взаимодействия, как сотрудничество и кооперация. Сотрудничество и кооперация ребенка и взрослого необходимы для формирования способности строить свои действия с учетом действий партнера, понимать и принимать мнения друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; уметь разрешать конфликт, проявляя дружелюбие друг к другу. Большими возможностями для накопления детьми и родителями опыта сотрудничества и кооперации служит совместная работа посредством прозрачных арт- мольбертов. Ведь занятия живописью на стекле это прекрасный способ творческого самовыражения и раскрепощения детей и взрослых.
- Новизна занятия:
Совместное занятие «Рисуем вместе» направлено на достижение положительных результатов в развитии детско-родительских отношений в условиях совместной деятельности детей и родителей. А также, в процессе творчества дети и взрослые могут рисовать стоя, тем самым могут свободно двигаться возле или вокруг арт-мольберта, что способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения.
4. Целевая аудитория:
Родители детей дошкольного возраста и дети дошкольного возраста, также информация полезна педагогам ДОУ.
5. Продолжительность занятия: 20–30 минут
6. Форма проведения: занятие с использованием арт-мольберта.
7. Методы работы: совместная (парная) работа родителей и детей.
8 . Глоссарий занятия:
Семья — это социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся добровольностью вступления в брак, где члены семьи связаны общностью быта и стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Детско - родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребёнок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы».
Прозрачный арт-мольберт — это специально разработанный инструмент для арт-терапевтических занятий, который успешно применяется в работе с широким спектром психологических проблем для детей и взрослых.
9. Место проведения: музыкальный зал или спортивный зал.
10. Материалы (оборудование): Мультимедийный проектор для предоставления опыта работы, прозрачные арт-мольберты по числу участников занятия (на пару по одному мольберту), маркеры для рисования по стеклу, пальчиковые краски или гуашь, кисточки разного размера, поролоновые штампы для рисования, влажные салфетки, вода, стаканы для воды (непроливайки).
11. Цель занятия: гармонизация детско-родительских отношений (повышение доверия, взаимопонимания), а также развитие умения работать в команде посредством использования прозрачного арт-мольберта.
1 2 . Задачи занятия:
— организовать безоценочную совместную деятельность родителя и ребёнка в процессе рисования на прозрачном арт-мольберте;
— стимулировать самовыражение эмоционального состояния участников занятия;
— повысить компетентность родителей в области взаимодействия в системе «родитель — ребенок» через участие в совместном занятии;
— формировать партнерские отношения между родителями и детьми в процессе творческой деятельности с использованием прозрачного арт-мольберта;
— установить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.
13. Ход занятия:
1 этап. Предварительный (подготовительный).
Данный этап реализуется за месяц до проведения совместного занятия родителей и детей. Участникам обозначается дата проведения, тема и цель мероприятия. На совместное занятие приглашаются родители и их дети, воспитанники нашего ДОУ, не зависимо от их уровня компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
2 этап. Основной.
Звучит спокойная музыка. Педагог приветствует присутствующих детей и родителей.
Педагог : Здравствуйте уважаемые родители и дети! Я очень рада видеть Вас на данном мероприятии! Сегодня я хочу предложить Вам поучаствовать в очень интересном занятии. Вы будете рисовать парами, ребенок и родитель. Но для начала нам нужно познакомиться друг с другом. Итак, каждый родитель садится рядом со своим ребенком, там чтобы было удобно обоим.
Упражнение « Знакомство».
Цель: сближение участников группы.
Педагог: У меня в руках мячик. Сейчас этот мячик мы будем передавать по кругу, и у кого он окажется мячик, будет называть свое имя и рассказывать о своем любимом занятии. Начнем с меня, а затем я передам мяч тому, кто сидит слева от меня.
Участники сидят в кругу. Представляется сначала родитель, а затем ребенок. Если ребенку необходима помощь, то взрослый ему помогает.
Педагог: Мы все познакомились, а сейчас давайте по кругу подарим друг другу улыбку. Нужно просто повернуться и улыбнуться соседу справа. Молодцы!
Педагог : Теперь я прошу вас парами, ребенок и родитель, пересесть за столы, на которых стоят арт-мольберты, сесть необходимо друг напротив друга. Сейчас вы будете здороваться друг с другом через стекло.
Упражнение «Давай поздороваемся»
Цель: Знакомство с прозрачным арт-мольбертом, развитие коммуникативных навыков участников.
Педагог : Сейчас каждая пара, родитель и ребенок, через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу и дарят улыбки, можно произносить слова приветствия.
Педагог: Молодцы! А теперь мы с Вами, отправляемся в путь! Давайте представим, что мы с вами оказались в весеннем лесу. Что растет в лесу? ( ответы родителей и детей ). Правильно! В каждом лесу растут деревья, трава, кусты, цветы и т. д. Сейчас вы вместе, друг напротив друга будете рисовать лес. Начнем с дерева.
Упражнение «Рисование дерева»
Педагог : Каждое дерево начинается со ствола. Рисовать ствол вы будете пальчиками по стеклу. Вопрос к детям: какого цвета вы будете рисовать ствол дерева? ( ответы детей ) Правильно, коричневого. Теперь, родители начинают рисовать, а дети обводят его по контуру со своей стороны стекла. Родители, не забываем, что ствол к земле расширяется.
Ход работы: взрослые и дети набирают на палец краску и рисуют по стеклу.
Педагог : Так как мы находимся в весеннем лесу, а весной просыпается природа, вам необходимо нарисовать листочки на деревьях. Каким цветом листья на деревьях весной? ( ответы детей )
Ход работы:Взрослый показывает через стекло ребенку места на стволе дерева, где можно нарисовать листья, а ребенок, в свою очередь кончиками пальцев наносит на стекло краску точками, которые имитируют листья деревьев.
Педагог : Молодцы! Очень красивые деревья у вас получились!
Упражнение «Куст»
Педагог : В каждом лесу, кроме деревьев растут еще кусты. Сейчас вы нарисуете кусты необычным способом, рисовать необходимо также пальцами, но одновременно правой и левой рукой. Одновременно прикладываете ваши пальчики к стеклу и начинаете рисовать.
Ход работы: Ребенок и взрослый набирают на пальцы правой и левой руки краску зеленого цвета, соединяют пальцы на стекле (с разных сторон), затем начинают рисовать веточки куста снизу вверх, а затем сверху вниз. Для того, чтобы у пары всё получилось, им необходимо проговаривать ход работы, т. е. взрослые напоминают своим детям, чтобы они не торопились и двигались одновременно с ними. Так же проговаривают направление движения пальцев.
Упражнение «Туча»
Педагог : Часто весной по небу гуляют тучки. Я предлагаю вам их нарисовать. Рисовать вы их будете при помощи поролоновых штампов. Каким цветом вы будете рисовать тучи? Где они будут располагаться? (ответы детей).
Ход работы: Взрослые и дети обмакивают штампы в голубую или синюю краску и промачивающими движениями рисуют тучи.
Педагог: Я очень рада, что у вас все отлично получается! Продолжаем дальше на путешествие. А теперь отгадайте загадку.
Упражнение «Дождик»
Снова туча набежала
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем,
От него себя спасаем. (Дождь) (ответы участников)
Педагог: Правильно, это дождик! Как можно нарисовать дождь на нашем мольберте? (ответы детей). Конечно! Дождик можно нарисовать: пальцами, ватной палочкой, штампами, кистью и так далее. Выберите способ, который вам больше всего нравится и нарисуйте дождик. Нарисуйте, как летят капли дождя и как они падают на землю.
Ход работы: Родители и дети определяются чем будут рисовать капли дождя. Затем выбирают краску и начинают рисовать.
Педагог: Молодцы! А теперь немного отдохнем. Пожалуйста, встаньте из-за столов.
Физкультминутка «Разминка»
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Педагог: Отдохнули? Теперь займите свои места. Слушаем следующую загадку.
Золотое яблочко по небу катается.
С утра улыбается.
А улыбки-лучи очень, очень горячи. (солнце) (ответы участников)
Педагог: Правильно. После дождя всегда выходит солнце и согревает нашу планету.
Упражнение «Нарисуй лучики»
Ход работы: Педагог приклеивает на стекло двухстороннее изображение солнца без лучиков. Участникам необходимо с помощью кисточки дорисовать лучи солнца так, чтобы оно затмило тучу.
Педагог: Наше солнышко согрело весенний лес. Следующая загадка поможет нам узнать, что дальше появилось в нашем лесу.
Упражнение «Трава»
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда ее готовы. (Трава) (ответы)
Педагог: Вы будете рисовать траву снова двумя руками одновременно. Для этого возьмите две кисточки в разные руки, наберите зелёную краску и рисуйте травку.
Ход работы: Участники набирают на кисточки краску зеленого цвета, соединяют кисточки на стекле с разных сторон, и начинают рисовать травку снизу вверх двумя руками одновременно. Взрослые напоминают детям, чтобы они не торопились и двигались одновременно с ними. Так же проговаривают направление движения пальцев.
Педагог: Отлично у вас получилось!
3 этап. Завершающий.
Педагог : Какой замечательный весенний лес у вас получился!
Педагог: Сегодня мы проделали большую работу. Для многих из вас открылось что-то новое, наверное, прежде всего в самих себе. В завершении нашего занятия, я предлагаю вам нарисовать на свободном пространстве стекла ваше настроение на данный момент.
Упражнение «Смайлик»
Ход работы: Ребенок и родитель рисуют на прозрачном арт-мольберте смайлик своего настроения.
14. Активизация аудитории:
Смена видов деятельности, разнообразных форм работы, использование социально — игровых технологий.
15 . Рефлексия:
Педагог: Применение рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого участника на разных этапах занятия.
Скажите, пожалуйста, родители, легко ли вам было работать в паре со своим ребенком? Были ли какие-то трудности в работе? Как вы с ними справлялись? Какие чувства вы испытываете при просмотре вашей общей картины? Было ли вам интересно работать в паре с ребенком?
Ребята, а вам понравилось рисовать вместе с родителями? Скажите, какой способ рисования вам больше понравился? Нравится ли вам ваша картина?
Благодарю вас за плодотворную работу! До свидания!
16. Подведение итогов:
Во время занятия у родителей возникали трудности в работе со своими детьми, не могли договориться о дальнейших действиях, в некоторых ситуациях присутствовала эмоциональная напряженность. В свою очередь дети, чувствуя давление со стороны родителей, были замкнуты. Но на протяжении занятия при помощи использования различных средств (прозрачные арт-мольберты, маркеры для рисования по стеклу, пальчиковые краски или гуашь, кисточки разного размера, поролоновые штампы для рисования, влажные салфетки, вода, стаканы для воды (непроливайки), эмоциональная напряженность снизилась, что привело к повышению доверия и взаимопониманию в детско-родительских отношениях, умению работать в команде «родитель-ребенок».
Итогом работы на занятии стало создание картин на прозрачном арт-мольберте «Весенний лес».