Занятие в старшей группе МДОУ «Роспись пряничной птички»
Авторы: Жорник Альбина Фёдоровна, Гущина Валентина Васильевна, Карпова Кристина Фёдоровна, Муленко Алёна Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 24.11.2023
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Жорник, А. Ф. Занятие в старшей группе МДОУ «Роспись пряничной птички» / А. Ф. Жорник, В. В. Гущина, К. Ф. Карпова, А. А. Муленко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8786/ (дата обращения: 16.11.2024).
Группа, возраст: старшая, подготовительная к школе группа, 5–7 лет.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие .
Целью занятия является создание условий для обобщения и систематизирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о зиме, зимних явлениях и птицах, зимующих и перелетных. А так же знакомство с пряничным ремеслом на Руси и росписью пряников.
Задачи :
Образовательные :
– обогащать представления о зиме, учиться устанавливать логическую связь закономерностей природы в зимнее время, обобщать полученные знания, сравнивать, делать соответствующие выводы; знакомство с изготовлением и росписью пряников.
– формировать умение сосредотачиваться и фокусироваться на определённом процессе;
– закрепить элементарные основы росписи изделия на примере «пряничных птичек» (из бумаги).
Развивающие :
– развивать познавательные и творческие способности у детей через ознакомление с зимними признаками, с зимующими и перелётными птицами, а также с росписью пряников в «Волшебном городе»;
– развивать инициативное творческое начало, способность детей к нестандартному решению возникающих вопросов;
– развивать познавательную активность.
Воспитательные :
– воспитывать ценное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
– воспитывать в детях интерес к пряничному искусству;
– воспитывать чувство коллективизма.
Методическое обеспечение: компьютер с колонками, проектор, экран, презентация с загадками, заготовки птичек для росписи, белая гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, заранее изготовленные из бросового материала (картонных коробов) силуэты животных, зимних деревьев, домиков для волшебного города, готовые пряники, колечко и др.
Методические приемы: беседа, сюрпризный момент, вопросы, загадки, рассказ, игра, сказка.
Ход интегрированного занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? (ответы детей). Какие добрые и умные у вас руки.
На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками (дети берутся за руки вместе с педагогом).
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? ( Зима ). Вам нравится это время года? ( Да ) Чем? ( Снег идет, на санках катаемся, праздник Новый год, много подарков получаем, много сладостей .) Зимой все покрыто снегом: земля, деревья. Насекомые еще с осени попрятались кто куда, да так хитро, что не найдешь ни жука, ни самой маленькой мухи.
Многие птицы улетают зимовать на юг, в теплые страны. И все-таки, несмотря на морозы и снег, несмотря на вьюги и метели, остаются некоторые из них. Какие? Вы мне не подскажите? ( ответы детей ) Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? ( ответы детей ) Зимующими, правильно.
Воспитатель загадывает загадки про зимующих птиц, дети отвечают. Включается презентация с загадками. Ответ на экране, следующим слайдом после вопроса.
А вы часто слышите, зимой их пение? (Нет). Как вы думаете, когда птицы поют зимой? ( Правильно, когда они сыты)
Да ребята, зимой птицы поют необыкновенно, точно в сказке. А вы любите сказки ребята? (Да). Вы знаете, что зимой происходят самые необыкновенные чудеса, волшебство, сбываются мечты?
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это на ковре блестит? (Дети поднимают кольцо, сделанное из блестящей фольги и украшенное камушками). Откуда же оно у нас взялось? Может, кто — то из вас его потерял? Посмотрите, в кольцо бумажка вставлена. Сейчас я посмотрю, что в ней написано. Воспитатель читает: «Если веришь в чудеса, повторяй волшебные слова». Ой, ребята, а колечко это не простое, а волшебное! Мне кажется, что сейчас и с нами произойдет чудо. А вы верите в чудеса? Давайте присядем и закроем глаза, а я буду повторять волшебные слова:
«Ты катись-катись колечко
На зимнее крылечко
И с зимнего крылечка
Молви чудное словечко»
(Звучит фонограмма «Зимняя волшебная мелодия»).
Погружение в познавательно- игровую ситуацию.
Воспитатель: Куда же мы попали? (ответы детей) . Какие странные дома!.. Да мы же попали в сказку! Посмотрите — на что похожи эти дома? (Дети с воспитателем рассматривают расставленные вокруг заранее дома, деревья, животных из картонных ящиков, расписанные под имбирные пряники). Правильно, на пряники. Они покрыты как будто бы белой глазурью. Как настоящие пряники! Сегодня с нами тоже произошло настоящее чудо, мы с вами попали в волшебный пряничный город. Посмотрите, кто же живет в нашем пряничном городе? ( Олени, зайцы и т. д.) Но мне кажется, что кого-то не хватает на этих сказочных елочках? Правильно птиц. Наверное, все птицы улетели из пряничного города.
А вы хотите, чтобы на них снова появились птицы? (Да). Наши птицы будут тоже необычные, пряничные. Но для этого нам необходимо с вами пройти в пряничную мастерскую, где мы станем художниками по украшению пряников и продемонстрируем свои творческие умения. Прежде чем приступить нам с вами к работе, нужно надеть фартучки и колпачки. Вот теперь мы настоящие пряничные мастера.
Воспитатель: Ребята, а вы любите пряники? (Да) Вы знаете, что пряники являются не только любимым лакомством у людей? Пряники дарят друг другу как сувениры. Каким должен быть праздничный пряник? (Нарядным, ярким, красиво украшенным) . Ребята, пряники можно покрывать затейливыми узорами, раскрашивать и даже золотить.Посмотрите, какие сувенирные пряники можно дарить гостям, родным и близким людям. ( показывает в заранее подготовленной презентации различные сувенирные пряники, сделанные своими руками.) А как называется вид рисования на пряниках? (Роспись).
Воспитатель (указывает на слайды в презентации): А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники? (Эти узоры состоят из разных линий: прямых, волнистых, ломаных, точек, капелек, сеточек).
Воспитатель: Украшать пряник, целое искусство! Ребята, посмотрите, здесь какой-то красивый, расписной сундучок, хотите узнать что внутри? (Да!). Тогда отгадайте загадку.
Когда его вручают,
Волнение внутри.
Но чётко каждый знает,
Он будет от души…( Подарок)
Правильно, подарок, но не простой, это необычный подарок. Он называется сувенир. Сувенир — это подарок на память. Это символ, связанный с воспоминаниями о ком — либо или о чём-либо.
Воспитатель достает шаблоны птиц из сундучка.
Воспитатель: Посмотрите, да, здесь птицы и все разные! Ребята, как вы думаете, что же забыли сделать пряничные мастера? Правильно, они забыли раскрасить пряничных птичек, поэтому и на елочках в пряничном городе нет птиц. Выбирайте, себе любую птичку. Только одно условие, птичка должна быть зимующая. Ваня, ты какую птичку будешь разрисовывать? (Снегиря). А ты Коля? (ответы детей). Прежде чем приступить к росписи наших пряничных птичек, давайте немножко отдохнем и поиграем.
Физминутка
Зарумянились кустарники (Пощипывают щечки)
Не от утренней зари
Это красные фонарики (Руки поднять — вращение кистями)
Засветили снегири.
Чистят перышки пунцовые (взмахи руками)
Воду пьют из родника. (Руки за спину, выполнять наклоны вперёд)
Переливы бубенцовые (Хлопают в ладоши).
Нам слышны издалека!
Заготовки пряников у нас уже есть, осталось только придумать узор, которым вы украсите своих пряничных птичек.
Продуктивная детская деятельность, украшение пряников:
Воспитатель : Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне, и посмотрите, как это делается. ( Педагог на мольберте расписывает птичку)
У вас на столах пряники, которые мы будем расписывать. Когда вы закончите роспись пряников, мы их посадим на наши елочки в пряничном городке. И наконец, в городе будут слышны птичьи голоса.
Дети раскрашивают шаблоны птиц, и педагог предлагает им посадить их на елочки (включается запись с птичьими голосами).
Воспитатель: Ну вот, пряничный город стал совсем другим, теперь в нем живут не только животные, но и птицы. Ой, ребята, посмотрите, по-моему, наше колечко снова прикатилось. Видно нам пора возвращаться в детский сад. Давайте все скажем волшебные слова.
«Ты катись-катись колечко
На зимнее крылечко
И с зимнего крылечка
Нас в детский сад любимый возврати»
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Но посмотрите, почему- то здесь оказался и волшебный сундучок из пряничного города. Ребята, да это же пряничные мастера, в знак благодарности, за то, что вы поселили в их городе птичек, подарили вам настоящие сувенирные пряники, и тоже в виде птичек. ( Воспитатель раздает настоящих пряничных птичек детям)
Рефлексивный этап. Заключительная часть.
Где мы с вами побывали сегодня? Что вы научились изготавливать своими руками? Вам понравилось? Теперь вы можете научить расписывать пряники своих родных: сестренку, братишку, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Вам приятно от того, что вы сделали своими руками пряничных птичек? Хотелось бы отметить, вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.
Литература:
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс». 2021. — 240 с.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.