Развитие детей в дошкольном возрасте
Авторы: Счастливова Алина Игоревна, Мелихова Галина Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 03.12.2023
Статья просмотрена: 133 раза
Библиографическое описание:
Счастливова, А. И. Развитие детей в дошкольном возрасте / А. И. Счастливова, Г. В. Мелихова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8829/ (дата обращения: 19.12.2024).
В развитии дошкольников необходимо учитывать множество факторов. Однако эксперты выделяют пять основных областей, которым родители должны уделять максимальное внимание и гармонично развивать ребенка, как на этапе подготовки ребенка к школе, так и когда он вступает во взрослую жизнь. Что это за элементы? Мы поговорим об этом сегодня.
Детство каждого ребенка состоит из определенных этапов, на которых дети почти каждый день открывают для себя новые возможности и горизонты. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. В том числе и время, проведенное ребенком дошкольного возраста (3–7 лет) активно расширяет границы его мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только внутри семьи, и ребенок постепенно «вливается» в жизнь общества.
Да, дошкольник не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослого. Но он действительно этого хочет. Следовательно, первые стремления к независимости (пресловутое «Я»), непоколебимое любопытство («почему», которое известно каждому родителю) и активные проявления инициативы (включая подражание взрослым и попытки помогать родителям по дому: резать хлеб, мыть посуду, натирать морковь и т. д.). При развитии детей дошкольного возраста необходимо учитывать многие факторы. Однако эксперты выделяют пять основных областей, которым родители должны уделять максимальное внимание и гармонично развивать ребенка, как на этапе подготовки ребенка к школе, так и когда он вступает во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы поговорим сегодня.
Дошкольный возраст — это основной возраст развития когнитивных процессов ребенка. мышление дошкольника развивается наглядно и продуктивно (в детском возрасте) до образного состояния. это позволяет ребенку установить связь между объектами и их свойствами.: воображение-одно из основных новообразований дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку спроектировать и создать что-то новое, оригинальное, чего раньше не было в его опыте.
Познавательное развитие
На этом этапе у детей активно совершенствуются речь, слух, восприятие цвета и формы. Перцепция становится одним из основных процессов восприятия окружающего мира.
Также важно уделять внимание развитию словарного запаса ребенка и умению выражать свои мысли. Стоит отметить, что дошкольники запоминают не только слова, но и фразы. Но если это происходит само по себе и только благодаря нереальным тренировкам и занятиям, то память становится целенаправленной.
Для интеллектуального развития дошкольников используются разнообразные занятия, но лучше отдать предпочтение игрушкам. В этом процессе ребенок научится подготавливать ситуации, планировать и контролировать действия. Не забывайте о творческих занятиях, таких как рисование, лепка.
Речевое развитие
Языковое развитие ребенка — это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов (в том числе от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык для дошкольников становится не только средством общения, но и средством мышления. Его словарный запас постепенно увеличивается со 1000 слов (за три года) до 3000–3500 слов (за 6 лет). Он в некоторой степени формируется устной речью и может взаимодействовать со сложными сообщениями (анекдотами, монологами) и разговорной речью.
Дети изучают свой родной язык, подражая речи окружающих. Поэтому залогом успеха речевого развития дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими их людьми. Кроме того, взрослые должны общаться с детьми на «взрослом» языке (то есть не «шелестеть» и «коверкать» слова, а исправлять детское произношение). Важно не только слушать ребенка, но и задавать ему вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все «почему» и поощрять желание «общаться» изо всех сил.
Физическое развитие
Дошкольный возраст-важный этап физического развития ребенка, так как в этот период интенсивно формируются жизненно важные системы организма: мышечная масса, окостенение скелета, рост дыхания и кровообращения, возрастает регулирующая роль коры головного мозга и др.
Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
На качество и эффективность дошкольного образования влияют многие факторы, среди которых образовательная программа занимает далеко не последнее место. Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа: общеобразовательные программы и частично так называемые программы дошкольного образования (специальные, базовые, более узкой и ярко выраженной направленности).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают комплексный подход к гармоничному и полноценному развитию ребенка. В рамках таких программ воспитание, тренировка и развитие по всем направлениям осуществляются в соответствии с действующими психолого-педагогическими стандартами. Базовые программы дошкольного образования частично акцентируют внимание на одном направлении в развитии и воспитании ребенка. В данном случае комплексный подход к реализации дошкольного образования обеспечивается грамотным подбором нескольких частичных программ.
«Радуга» — в этой программе 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. К нему относятся конструирование, игра, математика, физическая культура, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие детей по данной программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.
«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. В программе есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».
Формирование интереса к учебе у дошкольников во многом определяет успешность учебной деятельности в будущем; у ребенка со скромными способностями, но с большим желанием учиться, будет больше шансов получить хорошую оценку, чем у одаренного дошкольника, который не интересуется ни одним предметом. Таковы характерные черты дошкольников. Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.
Мотивация — это мощный стимул к обучению, а мотивационная подготовка к школе заключается именно в положительном эмоциональном отношении к ней, желании приобретать новые знания и стремлении взять на себя новую социальную роль. Все зависит только от того, как родители разговаривают с ребенком, поэтому не думайте, что подготовительные курсы сделают все за вас.
Литература:
- Аверин В. А. Психология детей и подростков: Монография. — Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, 132–135.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 5 изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, 250–252, 259, 342
- Подласый И. П. Педагогика — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с. 114–117, 126–129.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416с.