Повышение эффективности реализации функций управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста (из опытно-экспериментальной работы)
Автор: Гуськова Ирина Анатольевна
Научный руководитель: Клюева Елена Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 03.12.2023
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Гуськова, И. А. Повышение эффективности реализации функций управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста (из опытно-экспериментальной работы) / И. А. Гуськова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8834/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: ребёнок, образовательный процесс, дошкольный возраст, разновозрастная группа
Многообразные образовательные технологии, активно используемые в настоящее время, в большей степени ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития. Вместе с тем сельские детские сады, где мало детей, вынуждены формировать группы смешанного типа. Главная причина этого — снижение рождаемости и, как следствие, трудности комплектования групп строго по возрастному принципу. В этой связи практика совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса науки к многообразным проблемам организации образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения.
Для повышения эффективности реализации функций управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возрастамы сосредоточились на действиях и мероприятиях, направленных на оптимизацию функций управления.
Функции управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста все взаимосвязаны и взаимодополняемы.
Изучая реализацию функций управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что информационно — аналитическая функция, является одной из главных в организации образовательного процесса. Для эффективности педагогической деятельности в условиях разновозрастной группы, педагогами была изучена методическая литература и опыт работы коллег, работающих в условиях разновозрастных групп.
Изучив литературу и опыт работы педагогов, усовершенствовали перспективное планирование по образовательным областям для разновозрастной группы. Использовав учебно-методическое пособие к программе «От рождения до школы», мы доработали перспективное планирование таким образом, чтобы занятия трёх групп можно было объединить в одну организованно образовательную деятельность с общей тематикой и единством образовательных целей.
Фрагмент перспективного планирования по «Речевому развитию»
«Развитие речи» |
(Занятие № 2, стр. 36) Тема «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: упражнять детей в произношении звука ц; совершенствовать интонационную выразительность речи |
(Занятие № 6, стр. 95) Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц». Цели: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц]; учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками |
(Занятие № 3, стр. 28) Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Цель: совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей; учить определять количество и порядок слов в предложении |
Усовершенствованное перспективное планирование по образовательным областям дало возможность при организации образовательной деятельности согласовать программные требования, обозначенные для разных возрастных групп, сочетать организационные действия с разными возрастными подгруппами детей, рационально распределить внимание и время на взаимодействие с каждой возрастной подгруппой дошкольников. Благодаря этому воспитатель мог осуществлять руководство каждым ребёнком и группы детей в целом.
В соответствии с составленным перспективным планированием были внесены изменения в расписание занятий. Теперь организованная образовательная деятельность по «Развитию речи» и «Рисованию» у детей средней группы, проходят одновременно с детьми старшей и подготовительной к школе группы. До этого момента занятия по «Развитию речи» в средней группе, совпадало по времени с занятием по «Рисованию» старшей и подготовительной к школе групп, что создавало определённые неудобства.
Таким образом, теперь в процессе решения образовательных задач в организованной образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию, участвуют все дети. Отличие только в степени сложности и объеме заданий. Дети 4-х лет заканчивают заниматься раньше. После чего они могут заняться игровой деятельностью в игровом уголке или поиграть в приготовленные настольно-печатные игры. Ребята 5–6 лет продолжают заниматься. В течение дня в режимных моментах проводится индивидуальная и групповая работа по таким видам деятельности как «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений». Иногда удаётся организовать работу в группах таким образом, что кто — то из детей подготовительной к школе группы выступает наставником в игре.
На занятиях по «Окружающему миру» широко использовались мультимедийные презентации и видеоролики, поддерживающие интерес и внимание всех детей без исключения. Их содержание разрабатывалось с учетом возрастных особенностей детей 3-х возрастных подгрупп благодаря чему поддерживалась активность всех детей, исключив даже утомление и усталость детей средней группы. Поэтому дети средней группы оставались на всех занятиях до конца.
Организованная образовательная деятельность «Познавательно-исследовательская деятельность», которая по программе есть только у детей 5–6 лет, очень интересна и детям четырех лет, так как на этих занятиях проводятся эксперименты. Так, например, в этом году, на одном из занятий, мы посадили семена дуба (жёлуди). Дети каждый день заглядывали в горшочек, чтобы увидеть всходы. А когда появились маленькие росточки дубочков, то в восторге были не только дети, но и педагоги. Наблюдения продолжаются, и ребята уже обсуждают куда мы будем высаживать весной маленькие дубочки.
Тематика организованной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» в каждой группе наиболее схожа. Поэтому организация деятельности по рисованию, лепке и аппликации более продуктивна.
Так, например, в темах «Золотая осень» (средняя группа), «Осенний лес» (старшая группа) и «Золотая осень» (подготовительная к школе группа), у детей всех групп формируется умение отражать в рисунке осенний колорит. Разница только лишь в том, что дети четырех лет рисуют одно осеннее дерево, а дети старшей и подготовительной к школе групп рисуют несколько осенних деревьев. В лепке грибов у детей шести лет, работа усложняется лепкой корзины для грибов.
Тема «Золотая осень». Цель: формировать умение изображать осень; упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву |
Тема «Осенний лес». Цель: формировать умение отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. |
Тема «Золотая осень». Цель: формировать умение отражать в рисунке осенние впечатления от золотой осени, передавать ее колорит |
|
Тема «Грибы». Цель: закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки |
Тема «Грибы». Цель: закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев; учить передавать некоторые характерные признаки |
Тема «Корзина с грибами». Цель: закреплять умение лепить корзину; упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. |
|
Организация образовательной деятельности дошкольников осуществлялась с помощью разнообразных методов и средств, но приоритетная роль отводилась различным наглядным средствам и методам.
Проведение бесед, чтение художественных произведений всегда сопровождалось просмотром наглядного материала (мультимедийная презентации, видеоролики, мультипликационные фильмы).
Повышению познавательной активности дошкольников способствовало использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, в частности, мультимедийной технологии, позволяющей сделать дидактический материал более привлекательным и эмоционально окрашенным, что помогало удерживать внимание не только старших дошкольников, но и малышей.
Использование различных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать взаимодействие детей разновозрастной группы, в котором старшие дошкольники могут выполнять обучающую роль, выступая наставниками для более младших детей. При этом у детей старшего дошкольного возраста формируются такие качества как ответственность и инициативность.
Так, например, ребята подготовительной группы с помощью интерактивного стола смогли организовать экскурсию по родному селу для детей средней группы, а затем закрепили их знания о видах деревьев и кустарников, растущих на экологической тропе на территории детского сада Интерактивные игры «Считаем до 10», «Четвёртый лишний», «Вершки и корешки» и другие дают возможность повторить пройденный материал всем детям группы. И конечно же, всем ребятам доставил большое удовольствие просмотр видеороликов «Друзья», «Вместе с папой!», «Помогаторы», «Использование опытов и игр с песком в летний период», в которых они и их родители стали главными героями.
Увлечь всех детей группы общим делом позволило использование проектной технологии. В ходе организованного нами проекта «Сказки народов мира» дети познакомились как с русскими народными сказками, так и с армянскими, цыганскими, белорусскими, и таджикскими сказками. Совместно с родителями воспитанников нашей группы была оформлена книга, которую мы с интересом перечитываем.
Проект создания мини — музея «Ёлочная игрушка» в нашей группе в очередной раз дал прочувствовать родителям воспитанников мгновения детства, которые нельзя ни с чем сравнить. К созданию мини — музея подключились не только родители, но и бабушки и дедушки. Ребята принесли очень много интересных старинных новогодних игрушек. Экспонатами мини-музея стали даже новогодние игрушки, украшавшие ёлочки прабабушек и прадедушек детей. В ходе проведения мероприятий проекта дети познакомились с историей новогодней игрушки, узнали, из чего были сделаны первые игрушки, и где была создана первая стеклянная игрушка. Рассматривание и беседы по принесённым детьми игрушкам расширили также представления детей об истории каждой семьи.
Все дети с интересом включились в разные виды деятельности в рамках проектов на темы «Весёлый огород» и «Цветок для мамы»: посадку семян и луковиц, наблюдения за всходами и уход за растениями. Посадку семян и луковиц дети делали в парах, где старшие дошкольники показывали трудовые операции, направляли и контролировали действия малышей. Посаженые детьми луковицы тюльпанов стали дорогим подарком для мам к празднику 8 Марта.
Большое значение в организации сотрудничества мы придавали обсуждению результатов coвместной работы. В ходе такого обсуждения на конкретных примерах детям показывают, к каким результатам приводит умении работать вместе. Это помогает им ощутить преимущества совместной работы, создав позитивный эмоциональный фон общения детей, заботы о малышах со стороны старших детей. Результатами сотрудничества являются активное изменение отношения к занятиям, усиление интереса к сотрудничеству, устойчивое желание взаимодействовать, готовность к совместному решению задач. Старшие дети начинают по — другому воспринимать младших дошкольников.
Результатом взаимообучения является участие детей средней и старшей групп в таких муниципальных конкурсах «Юный эрудит», «Агрономика», «Малышиада», которые рассчитаны на детей подготовительной к школе группы.
Таким образом, во время совместной организованной образовательной деятельности благодаря установлению межвозрастных детских взаимодействий происходило взаимообучение. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих позитивный результат взаимообучения мы считаем готовность большей части средних и старших дошкольников к взаимодействию с детьми младше себя.
Осуществляя руководство взаимодействием детей во время организованной образовательной деятельности и в играх в свободное время, мы обращали внимание на следующие проявления в поведении: умеют ли дошкольники договариваться, принимать общее решение, какими средствами они это делают — уговаривают, убеждают, заставляют? Контролируют ли друг друга в процессе совместной деятельности, замечают ли отступления от того, что задумали, как реагируют на это? Помогают ли дети друг другу на занятиях, как они это делают?
С целью повышения качества образовательного процесса важное место отводилось работе по формированию доброжелательных отношений, способствующих созданию общности с другими детьми и возможности видеть в них друзей и партнеров. Мы старались повлиять на общение детей, стремились к тому, чтобы взаимодействие как сверстников, так и старших детей с младшими приобретало характер доброжелательных отношений, дети сотрудничали.
При этом учитывалось, что интерес малышей к общению и взаимодействию со старшими детьми очевиден: им хочется побыстрее повзрослеть, а вот старшие дошкольники не всегда хотят и умеют взаимодействовать с малышами — к этому их необходимо мотивировать, этому их надо обучать.
Известно, что одним из мотивов общения старшего дошкольника с малышом является желание быть взрослым. Поэтому важно было дать понять старшим, что не надо соперничать с младшими, надо проявлять заботливое отношение к ним. Воспитательно-образовательные мероприятия были направлены на формирование у дошкольников сочувствия и отзывчивости друг к другу, интереса к деятельности не только сверстников, но и детей более младшего возраста, желания и умения строить ее совместно и дружески, на развитие у детей «опыта заботы» (А. С. Макаренко).
При этом учитывалось, что у старших дошкольников преобладает деловая и познавательная мотивационная направленность, а у младших — личностная, т. е. личная симпатия и эмоциональная окрашенность отношений. Поэтому в ситуации выбора партнеров воспитатель отдавал приоритет малышам: пусть они выбирают, с кем в паре они хотят заниматься.
Основа доброжелательного отношения к людям — способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, но и нравственные чувства. Отсюда одним из основных методов формирования социальных и нравственных чувств является — осознание эмоционального состояния, овладение «азбукой чувств».
Поэтому мы активно использовали художественные произведения, помогающие детям дошкольного возраста осознать взаимоотношения и поступки людей.
Важное место в работе было отведено проведению игр на основе принципов, обозначенных в книге Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой:
— использование в общении экспрессивно-мимических и жестовых средств;
— отсутствие соревнования, так как фиксация на собственных качествах и достоинствах приводит к демонстративности, конкуренции и ориентации на оценку [3].
Главная задача игр состояла в привлечении внимания детей друг к другу и к их различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, поступкам. Эти игры помогали детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства сверстника и помогать ему во взаимодействии.
Общее правило для первой группы игр, проводимой с детьми, состояло в запрещении разговоров между детьми. Таким образом, можно было избежать возникновение ссор, споров. В каждой игре был введен особый язык условных сигналов, которыми участники обменивались при общении. В основном эти сигналы выражались в физическом контакте. Кроме того, в играх не использовалось никаких предметных атрибутов. Мы предлагали дошкольникам игры с необычными сюжетами, в которых дети могли выбирать для себя любые роли, все равны и каждый мог делать то, что он хочет.
Руководить взаимодействием детей в свободное время помогали дидактические игры, которыми была дополнена развивающая предметно — пространственная среда. Обновление РППС осуществлялось согласно тематическому планированию и выступило важнейшим условием совершенствования организационной и мотивационной составляющих управленческого цикла.
Обогащение различных центров РППС позволяло дошкольникам выбрать деятельность и проявить самостоятельность, исходя из своих интересов. Также в группе был обновлен «Уголок дежурства». Если раньше дежурство было организованно перед приёмом пищи, и дежурили только взрослые дети так как детям 4-х лет тяжело было дежурить по столовой. Сейчас добавилось дежурство по подготовке к занятиям и по уголку природы, которое под силу младшим детям. При выполнении данных поручений у детей формируются самостоятельность и ответственность.
В режим дня нами был введен «Утренний круг», предоставляющий возможность собраться вместе, чтобы поделиться впечатлениями и обсудить планы на предстоящий день. Новый элемент режима дня проходил в форме бесед, в которых старшие дошкольники зачастую служили примером общения для малышей. В течение дня старшие ребята (которые в прошлом году перешли к нам в группу) с большим удовольствием помогали младшим заправить кровать, одеться на прогулку, собрать игрушки.
Большую роль в организации образовательного процесса в условиях разновозрастной группы играют семьи воспитанников, которые являются участниками образовательного процесса. В группе, кроме традиционных мероприятий «День матери», «Новый год», «Пусть цветёт наш детский сад», «Мама, папа, я — дружная семья», были совместно проведены и стали доброй традицией праздник «Неделя детской книги» и конкурс чтецов «Прочитай нам дружок, выразительно стишок!»
На стенд «Для Вас, родители!» была добавлена рубрика «Вести с занятий», знакомящая родителей с информацией о содержании проведённых занятий и рекомендациями, которые помогут повторить пройденный материал дома. Увеличилось количество родителей, которые сами предлагали помощь по подготовке дидактических материалов для занятий, что также способствовало оптимизации организационно-исполнительской функции.
С целью совершенствования контрольно-диагностической функции управления мы изучили ФОП и ФГОС дошкольного образования. Для оценки индивидуального развития детей нами проводится педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе его дальнейшего планирования) в начале и в конце учебного года. Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Таким образом, разработка перспективного планирования по всем образовательным областям для разновозрастной группы, обогащение арсенала методов и средств проведения, совершенствование межвозрастного игрового пространства, изучение и подбор новых методов диагностики — повысили эффективность реализации функций управления образовательным процессом в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста.
Литература:
- Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. [Текст]/ В. Н. Аванесова. — М.: «Просвещение»,1979 г. — 175 с. [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/1211857131/?page
- Смирнова, Е.О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников. — М., 2005.-155с
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 80 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. -М.: ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.: табл. (Правовая библиотека образования)
Похожие статьи
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях
В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Межличностные отношения дошкольников
В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников
В статье авторы освещают опыт использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью
В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность
В статье авторы представляют опыт работы по реализации программы воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по слуху в разновозрастной группе по направлению популяризации и формированию семейных ценностей.
Похожие статьи
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях
В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи
В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте
В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...
Межличностные отношения дошкольников
В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников
В статье авторы освещают опыт использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью
В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность
В статье авторы представляют опыт работы по реализации программы воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по слуху в разновозрастной группе по направлению популяризации и формированию семейных ценностей.