Педагогические условия формирования у дошкольников потребности в занятиях физической культурой
Авторы: Шавырина Наталья Васильевна, Исаева Татьяна Ивановна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.
Дата публикации: 06.12.2023
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Шавырина, Н. В. Педагогические условия формирования у дошкольников потребности в занятиях физической культурой / Н. В. Шавырина, Т. И. Исаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8843/ (дата обращения: 16.11.2024).
Анализ научно-методической литературы показал необходимость оптимизации физкультурной деятельности воспитанников, то есть создание педагогических условий формирования потребности в занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста. Под комплексом педагогических условий Г. М. Коджаспирова понимает совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения.
Важным условием, является создание предметно-игровой развивающей среды, которая стимулирует детей к проявлению собственной двигательной активности.Автор считает, что целесообразно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает дошкольнику быть постоянно занятым полезным и интересным делом, вызывает интерес к занятиям физической культурой, то есть создает предпосылки и стимулирует формирование потребности к самостоятельным занятиям физической культурой [2].
В соответствии с ФГОС ДО предметная пространственная среда для развития двигательной активности должна быть насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной, а также обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемая педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. С этой целью вокруг него организуется специальная педагогическая среда, позволяющая дошкольнику самостоятельно развивать свои физические функции, накапливать жизненный опыт, получать опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретает знания на собственном опыте. Все это обеспечивает формирование потребности в занятиях физической культурой дошкольников. Пространство, организованное для дошкольников, является мощным стимулом для их образования и воспитания, которое помогает проявлять индивидуальные творческие способности.
Второе условие, это использование мотивирующих средств здоровьесозидающей деятельности (ритмическая гимнастика, игровой стретчинг, фитнес-сказка, психогимнастические игры и упражнения и т. д.). Проявление интереса детей к физической деятельности, помогает им осознать ее цель, потребность в физических движениях, если педагог использует различные формы и методы: ритмическая гимнастика, детский фитнес (сказка), игровой стретчинг, танцы, психо-гимнастические игры и упражнения и др.
Ритмическую гимнастику М. В. Кузьменко рассматривает, как важный элемент двигательного режима, для поднятия эмоционального тонуса дошкольников. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет костно-мышечный аппарат, формирует правильную осанку. Эффективное распределение упражнений и подбор музыкального сопровождения оказывает положительное психологическое воздействие, которое приводит к улучшению общего состояния организма обучающихся, к их хорошему самочувствию [1].
С детьми старшего дошкольного возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах: в форме физкультурных занятий; в форме «Ритмической композиции», как части физкультурного занятия с продолжительностью 10–12 минут. Одна композиция может разучиваться и закрепляться в течение 2–3 месяцев, но упражнения по мере их усвоения видоизменяются и усложняются [5].
Еще одно средство здоровьесозидающей деятельности — это фитнес-сказка, один из творческих видов деятельности, где дошкольники могут представлять окружающий мир в виде образов. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевых игр, они строятся на несложных упражнениях, выполняемых детьми любого возраста. Каждое упражнение носит вполне законченную смысловую нагрузку, называется именем животного и выполняется в соответствии с определенным сценарием. Фитнес-сказка — это не только хорошо продуманная детская физкультура, проходимая в танцевально-игровой форме, но общеукрепляющая и оздоровительная деятельность, благодаря которой у дошкольников вырабатываются правильные стереотипы движений, ловкость, развиваются жизненно важные умения и навыки.
Еще одно значимое средство — это игровой стретчинг. Само слово «стретчинг» в переводе от английского слова stretch — растягиваться. Это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Игровой стретчинг можно применять как в основной части занятий после 3–4 упражнений с интенсивной нагрузкой, так и в конце занятий. Включать их как в сюжетно-игровые, так и в малоподвижные игры, сочетать с художественным словом, что значительно повышает интерес дошкольников к выполнению различных специфических упражнений, повышает мотивацию к занятиям физической культурой.
В основу стретчинга входит: плавное и медленное выполнение упражнений; расслабление мышц; «Правило ровной спины»; спокойное дыхание; регулярное выполнение упражнений. Занятия игрового стретчинга состоят из трех частей, сочетающие динамические и статические формы работы мышц под музыкальное сопровождение. Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях учитываются возрастные особенности дошкольников, так в каждой группе занимается не более 15 детей. Время проведения одного занятия составляет: в младшей группе — от 15–25 минут; в средней группе — от 20–30 минут; в старшем дошкольном возрасте — от 25–35 минут [3].
В период дистанционного обучения эти упражнения (ритмическая гимнастика, детский фитнес, игровой стретчинг, психогимнастические игры и упражнения) можно использовать в семейном воспитании для формирования потребности в занятиях физической культурой в онлайн и оффлайн-режиме. Педагог может снимать видеоролики с правильным выполнением комплексов упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, которые родители могут применять в домашних условиях со своими детьми, или выполнять совместно с ними в прямом эфире с помощью различных цифровых платформ.
Вышеперечисленные средства здоровьесозидающей деятельности, позволяют сформировать потребность дошкольников к занятиям физической культурой. Данные средства вносят новизну и разнообразие в двигательную деятельность детей на основе соединения физических упражнений и музыкальных произведений. В деятельности с дошкольниками используются: музыкально-ритмические игры, специальные ритмические упражнения на согласование движений с музыкой, разновидности ходьбы и бега в сочетании с музыкой, ритмические упражнения танцевального характера. Данные средства можно включать во все части занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также применять их и в семейном воспитании.
Следующее педагогическое условие, активно взаимодействовать с родителями в организации физкультурно-оздоровительной деятельности и формировании потребности в занятиях физической культурой дошкольников в семейном воспитании. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания влияние на ценностные ориентации, мировоззрение дошкольника в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания и здоровья детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дошкольники проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности с ними.
Таким образом, педагогам нужно постоянно помнить о том, что только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут сформировать устойчивую потребность дошкольников в занятиях физической культурой. Когда ребёнок познает все новые и новые для него стороны действительности, когда его учение, труд носят творческий характер, то естественно его потребности расширяются и углубляются.
Литература:
- Баранова, H. A. Особенности построения и содержания занятий физическими упражнениями дошкольников с родителями //Материалы науч.конф. -Л., 2010. — С.21–23.
- Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5–7 лет. — М.: АРКТИ, 2004. — 144 с.
- Волошина, Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет // Физическая культура. — 2003. — № 4. — С. 43.
- Двигательная активность в системе ценностных ориентаций дошкольников /Л. Н. Волошина, В. Л.Кондаков, Е. Н. Копейкина, // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 4. — С. 84–86.
- Кадуцкая Л. А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся // Теория и практика физ. культуры. — 2020. — № 1. — С. 20–21.