Конспект театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Л. С. Конспект театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» / Л. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8844/ (дата обращения: 16.11.2024).



В нашем дошкольном учреждении существует добрая традиция отмечать праздники. Конспект досуга был написан мной по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» ко Дню театра. Для показа театрализованной деятельности мы вместе с детьми показали спектакль для детей старших групп дошкольного учреждения. Было так приятно смотреть как маленькие актеры старательно и с удовольствием исполняют свои роли, а юные зрители и педагоги, затаив дыхание, смотрят на сказочных героев. Хочется так же отметить, что мне как, взрослому человеку, исполняя роль Сказочницы, было самой очень интересно и приятно погрузиться в атмосферу сказки и увидеть радостный огонек в глазах своих воспитанников.

Цель : развитие творческой активности детей, формирование у детей чувства радостного эмоционального настроя.

Задачи:

Образовательные: учить творчески подходить к решению проблемных задач, оценивать поступки сказочных героев, дать детям возможность побывать в роли персонажей, прочувствовать эмоции. Помочь ребёнку раскрыть свой творческий потенциал.

Развивающие: развивать выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Вызвать интерес к русским традициям (помощь ближним, уважение к старшим, желание прийти на помощь).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за порученное дело, доброту, смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Декорации: дом бабы-яги, Алёнушки и братца Вани, избушка на курьих ножках, трава, цветы, деревья, печка, яблонька, а также костюмы для персонажей, кудель, яблоки, матрешка, платочек, пирожок, чашка.

Действующие лица:

Сказочница (Воспитатель), ведущий, отец, мать, сестрица Аленушка, братец Иванушка, баба-яга, печка, яблонька, речка, мышка, ежик, гуси-лебеди, подружки, дремучий лес.

Предварительная работа: рассказывание детям русской народной сказки, беседа по её содержанию. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке, ответы на вопросы. Рисование отпечатками ладошек. Объяснить детям, что такое семья (это родители, мама и папа, и их дети, сыновья и дочери, семья — все те люди, которые живут вместе и являются друг другу родственниками, в семье могут быть не только родители и дети, но и самые старшие члены семьи — родители родителей, которые называются бабушкой и дедушкой).

Организационный момент: Действие происходит в музыкальном зале. Аленушка с Иванушкой сидят около домика. Родители за домиком. Подружки сидят на полянке. На сцене дремучий лес, а за ним сидят гуси-лебеди. Печка, яблонька, речка становятся перед детьми. Воспитатель предлагает детям посидеть на волшебной поляне, отдохнуть и разгадать загадки про сказочных героев. Аленушка с Иванушкой сидят около домика. Родители за домиком. Подружки сидят на полянке. На сцене дремучий лес, а за ним сидят гуси-лебеди. Печка, яблонька, речка становятся перед детьми. Воспитатель предлагает детям посидеть на волшебной поляне, отдохнуть и разгадать загадки про сказочных героев.

Сцена 1

Сказочница: Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три медведя.

Сказочница: На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок,

Румяный бок,

Покатился…

Дети: Колобок.

Сказочница: «Как налетели, подхватили братца моего Иванушку, унесли на крыльях к Бабе Яге…»

Дети: Гуси-лебеди.

Сказочница хвалит детей за разгаданные загадки, предлагает поиграть в сказку «Гуси-лебеди» (Роли выбраны заранее).

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100783.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100708.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100724.JPG

Сцена 2

Сказочница: Водном далеком селе жили-были: мать, отец, двое их деток. Дочку звали Аленушкой, а ее младшего братца Иванушкой.

Ведущий: Собрались однажды отец с матерью в город по делам, да на ярмарку за гостинцами. Аленушку оставили дома за братцем присматривать.

Из домика выходят: отец и мать.

Мать: Доченька, мы в город уезжаем, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец (крича Ванюше):Ваня, ты, сестренку слушай!

Ведущий: Уехали отец с матерью в город по делам. А к Аленушке подружки прибежали и давай ее на улицу звать.

Появляются подружки, смеются, кружатся.

1-я подружка: Аленушка, пойдем с нами играть!

2-я подружка: Песни петь, плясать, играть.

Подружки веселятся, кружатся за руки .

Аленушка : Скучно мне сидеть без дела. Пойду с подружками немножко поиграю и успею прибежать до приезда родителей.

Ведущий : Посадила Аленушка братца на травку под окошко, дала ему матрешку. Сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Сказочница : Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси лебеди и пропали за дремучим лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100774.JPG

Сцена 3

Ведущий: Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Аленушка : Печка, печка, скажи, куда гуси лебеди полетели?

Печка ей отвечает

Печка : Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

Аленушка : Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся. Печка ей не сказала.

Ведущий : Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

Аленушка : Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси лебеди полетели?

Яблоня : Поешь моего лесного яблочка — скажу

Аленушка: Умоего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

Ведущий : Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Аленушка: Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

Аленушка: Умоего батюшки и сливочки не едятся…

Ведущий: Ничего не сказала речка, побежала Аленушка дальше, да забежала в дремучий лес. Испугалась она, заплакала, села на пенек и не знает то делать. Из-за кустов появляется ежик.

Аленушка: Ежик, не видел куда гуси-лебеди полетели?

Сказочница : Ежик ничего не ответил… только свернулся клубочком и покатился по дорожке. А Аленушка за ним побежала и прибежала к избушке на курьих ножках.

Сцена 4

В избушке старая баба яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Ведущий : Зашла Аленушка к Бабе Яге в избу, да принялась пряжу прясть. А сама думает, как бы ей побыстрее отсюда с братцем выбраться. Вдруг из норки выбежала мышка.

Мышка: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала

Баба яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель пряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100754.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100765.JPG

Баба Яга : Гуси лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сказочница: Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси- лебеди.

Аленушка: Речка, матушка, спрячь меня.

Речка: Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

В это время гуси-лебеди кружатся вокруг реки и улетают.

Гуси лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси лебеди воротились, летят навстречу, вот- вот увидят. Стоит яблоня…

Аленушка: Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблонька: Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Ведущий: В это время гуси-лебеди кружат перед яблоней и улетают.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки.

Аленушка: Печка, матушка, спрячь меня!

Печка: Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100772.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100775.JPG

Ведущий: Гуси лебеди полетали -полетали, покричали- покричали и ни с чем улетели к бабе яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. Увидели, что Иванушка жив здоров. Похвалили дочку и подарили ей платочек.

Заключительная часть

1 вариант: Воспитатель благодарит актеров и зрителей.

2 вариант: Воспитатель обращается к детям (зрителям сверстникам) с вопросами: — О чём эта сказка?

Дети: Алёнушка спасает своего брата Иванушку от Бабы-Яги.

Воспитатель: Главная героиня преодолевает трудности — получая новые знания и умения, благополучно возвращает брата домой из тёмного леса.

Дом — свой мир, тёмный лес — чужой мир.

Воспитатель: Чему учит сказка?

Дети: учит слушаться родителей, не уходить из дома без разрешения.

Воспитатель: Ещё сказка учит различать добро и зло. Зло наказывается, а добро побеждает.

Воспитатель: Почему Алёнушка спасает своего брата Иванушку?

Дети: Потому что, они семья, должны помогать друг другу в беде, Алёнушка любит своего брата.

Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас сказка — радостные или грустные?

Дети: Сначала было грустно, когда гуси-лебеди унесли Иванушку, а потом весело — Алёнушка его спасла.

Воспитатель: сказка учит детей быть послушными, не капризничать (когда девочка помогает печке, речке и яблоньке, они тоже помогают ей).

Литература:

  1. Агапова, И. А. Давыдова М. А. «Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии», АРКТИ, 2010.
  2. О. А. Шорохова. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников, Феникс, 2008 г.
  3. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» (занятия с детьми 5–6 лет), Мозаика-Синтез, 2007 г.
  4. Путешествие по сказке «Гуси-лебеди», [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-srednei-grupe-socializacija.html
  5. Русские сказки. Толстой А. Н. «Гуси Лебеди», [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rus-skazki.com/skazka_245.html

Похожие статьи

Конспект комбинированного занятия для детей второй младшей группы по сказке В. Сутеева «Три котёнка»

Инсценировка русской народной сказки «Репка» во второй группе раннего возраста

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные магниты» в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе. Тема «Игрушки-погремушки»

Конспект открытой музыкальной непосредственно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста «Грустная тучка»

Шахматная театрализованная сказка для детей дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»

«Непослушный Колобок». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Конспект музыкально-театрализованного квест-занятия в старшей группе на тему «Снежная королева»

Похожие статьи

Конспект комбинированного занятия для детей второй младшей группы по сказке В. Сутеева «Три котёнка»

Инсценировка русской народной сказки «Репка» во второй группе раннего возраста

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные магниты» в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе. Тема «Игрушки-погремушки»

Конспект открытой музыкальной непосредственно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста «Грустная тучка»

Шахматная театрализованная сказка для детей дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»

«Непослушный Колобок». Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Конспект музыкально-театрализованного квест-занятия в старшей группе на тему «Снежная королева»

Задать вопрос